Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 01:18, контрольная работа
Конечно, совокупность вопросов, относящихся к социологии, занимала ученых с древнейших времен. Проблемы общественной жизни всегда вызывали живой интерес у историков, философов, правоведов. Но когда четко обозначилась тенденция к дифференциации наук, в том числе и общественных, в социологии нашла выражение объективная потребность определить роль и место человека в жизни общества, его социальное положение, взаимодействие с другими людьми в рамках различных общностей, социальных групп и социальных организаций в условиях функционирующего гражданского общества.
Введение
1. Основные социологические идеи О. Конта………………….…………….4
2. Социологические воззрения основных представителей
классической социологии:
а) Г.Спенсер ……………………………………….…………………...………9
б) Э.Дюркгейм…………………………………….……………..……………11
в) В.Парето……………………………………….…….…….....…………….15
г) М.Вебер………………………………….……..…………...........…………18
д) П.Сорокин…………………………………..………………...........………22
Заключение
Глоссарий
Литература
Особое
внимание Вебер уделяет проблеме
понимания социального
Концепция идеальных типов также является важнейшей составляющей теории социального действия. Вебер трактовал идеальный тип как “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции”. Это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения. Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оптимальных общественных состояний – состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.д. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей.
Согласно Веберу, идеальный тип позволяет:
во-первых,
сконструировать явление или
социальное действие, как если бы они
имели место в идеальных
во-вторых, рассмотреть это явление или социальное действие независимо от локальных условий (предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то действие будет совершаться именно таким образом);
в-третьих, есть возможность сравнивать, насколько явление или действие по своим количественно-качественным параметрам походит на идеальный тип. По отклонению от идеального типа исследователь может установить характерные тенденции протекания событий.
Стрежнем веберовской “понимающей” социологии является идея анализа социальных реалий вообще и социальных действий в особенности через призму степени их рациональности. Вебер исходит из того, что характер общества, демократичность или авторитарность его институтов, их функциональность есть производное от особенностей социальных действий индивидов, их рациональной или иррациональной составляющей. По Веберу, рационализация есть всемирно-исторический процесс. В современном индустриальном обществе утверждается рациональность сама по себе, формальная рациональность становится господствующей тенденцией. Воплощением рациональности Вебер считает правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Создавая идеальную модель бюрократии, социолог представлял ее в виде совокупности индивидов, выполняющих рациональные действия, нацеленные на достижения успешных результатов, имеющих общественную значимость и полезность.
д) Питирим Александрович Сорокин.
Структуру социологических знаний Сорокин описывает в 1 томе своей «Системы социологии» во 2-й главе обширного введения «Архитектоника социологии и ее основные отделы», а также рисует обобщенную схему. Однако, более лаконично, предметно и кратко, на мой взгляд, он описывает эту структуру в уникальной программе преподавания социологии (это была первая советская программа такого рода), составленная в 1919 году.
С точки зрения Сорокина, предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе.
Вся социология делится автором на теоретическую и практическую. Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:
1) “… на социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения”. Она делится на 2 подотдела: социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления и социальную аналитику, изучающую строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений. “Таким образом, социальная аналитика есть учение о социальных явлениях, рассматриваемых, во-первых, статистически,… во-вторых, изучаемых … с точки зрения их строения”;
2) “…на социальную механику, изучающую социальные силы и социальные процессы”. Она делится на 3 части:
3) “… на социальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений”, “… ее можно иначе назвать теорией социальной эволюции (в отличие от оценочной теории прогресса)”.
Практическая социология (или “социальная политика”): “Социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни… для наилучшего использования социально-психической энергии”.
Свои прежние воззрения он отнес теперь к умеренной форме “русского бихевиоризма”. Это и явилось основной причиной, в силу которой «Система социологии» в целом не была завершена.
Таким образом, в классическом периоде развития социологии можно выделить такие главные черты:
1) произошла
структурализация уровней
2) сформировались
различные школы, направления,
теоретико-методоло-гические
3) существенно
обновилось само
По моему мнению, это дало сильнейший толчок для дальнейшего развития и углубления знаний в такой сложной науке как социология.
Заключение
К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная наука. Социологическое знание определилось как знание, основанное на фактах, на эмпирическом и аналитическом исследовании социальных явлений. Это позволило социологии уйти от абстрактных построений, стать наукой, близкой естествознанию, использующей методы естественных наук и именно поэтому способной решать проблемы общественной жизни.
Характеризуя социологию как систему знаний, важно учитывать, что между классической социологией и современной социологией существует определённое различие. Классическая социология стремилась к постижению окружающего мира как бы со стороны. Задача её состояла в том, чтобы описать объект, раскрыть сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная социология пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру.
В классическом периоде развития социологии можно выделить такие главные черты:
1) произошла структурализация уровней социологического анализа общества;
2) сформировались
различные школы, направления,
теоретико-методологические
3) существенно
обновилось само
На вторую
половину XIX — начало XX в. приходится
расцвет теоретической
Классический период — это своего рода социологическое «осевое время», предопределившее дальнейшее развитие социологической мысли. Это нельзя не учитывать при изучении социологии, современных социологических теорий.
Глоссарий
Метафизика |
раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. |
Теология |
систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо ре |
Субъективизм |
введённое Декартом понятие, означающее поворот к субъекту, то есть взгляд на сознание как на первично данное, в то время как всё другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. |
Постулат |
исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным без требования доказательства и используемое в основе доказательства других ее положений. |
Стратификация |
одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. |
Эмпиризм |
направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. |
Редукционизм |
методологический принцип, согласно
которому сложные явления могут
быть полностью объяснены с помощью
законов, свойственных явлениям более
простым (например, социологические
явления объясняются |
Дихотомия |
раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой. Способ логического деления класса на подклассы, который состоит в том, что делимое понятие полностью делится на два взаимоисключающих понятия. |
Монизм |
философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. |
Реципиент |
это объект, получающий (принимающий) что-либо от другого объекта, называемого донором. |
Монокаузальность |
обусловленность какого-либо процесса одной причиной. |
Аскетизм |
пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. |
Список литературы
Информация о работе Становление и развитие классической социологии