Становление органов социальной защиты населения в 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

В современных трудах мало уделяют внимания истории становления и развития органов социальной защиты населения в России, и, как правило, они носят «статейный» характер. Может возникнуть предубеждение, что органы социальной защиты населения появилась только с учреждением этой специальности. Так в публикациях встречается утверждение, что начальной вехой в ее истории следует считать конец 1990 г., когда Россию посетил президент Международной ассоциации социальных работников [1].

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...4
1. Становление органов социальной защиты населения в дореволюционный период: ………………………………………………………………..…… 6
1.1. Казенные палаты …………………………………………………. 6
1.2. Приюты для бедных, больных, прокаженных …………………15
2. Органы социальной защиты населения в Советский период: ………... .19
2.1. Народный комиссариат социального обеспечения ………… .20
2.2. Отделы социального обеспечения …………………………….. .23
2.3. Комиссии по назначению пенсий, Советы по трудовому устройству ………………………………………………………………. .24
3. Становление органов социальной защиты населения в 90-е годы ……..27
3.1. Создание Министерства труда и социальной защиты населения РФ ……………………………………………………………………. 27
3.2. Создание краевых и местных органов социальной защиты населения …………………………………………………………….….. 30
Заключение …………………………………………………………………33
Список литературы ………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

ПМ.02.docx

— 74.54 Кб (Скачать файл)

     В тоже время губернатор имел право предъявлять законные требования к руководству казенных палат, которые оно должно было выполнить. Кроме того, по окончании каждого года председатели предоставляли губернаторам для просмотра ведомости о решенных и нерешенных делах. В случае усмотрения ненадлежащего исполнения дел губернатор сообщал об этом председателю казенной палаты, для принятия мер. Обо всех этих действиях губернатор обязательно должен был информировать министра финансов. При этом им категорически запрещалось не то что назначать следствие, но вообще налагать на палату и её чиновников каких-либо взысканий.

     По отношению к казначействам на местах губернаторы имели более широкие полномочия. В процессе ревизий губернии они имели право не только проводить инспекцию наличных денежных средств и казенного имущества в магазинах, но и проверять документацию и в случае обнаружения нарушений налагать следствие.

     В процессе сбора податей, так же не наблюдается прямой зависимости палат от губернаторов. Какого-либо согласования, а тем более контроля друг за другом закон не предусматривал. Но главным ответственным лицом в этом случае считался всё-таки губернатор. Два раза в год палаты предоставляли сведения о ходе сбора податей и о недоимках. Губернатор вместе с этими сведениями в своём всеподданнейшем отчете излагал и своё мнение по поводу эффективности работы палат.

     В постоянных функциях палаты первенство губернаторов сохранялось только при проведении торгов и заключении подрядов. Все поставки и подряды на сумму от 5000 рублей до 10000 рублей подлежали утверждению губернатора. Если такового не следовало, либо сумма превышала 10000 рублей, дело перенаправляли в министерство в зависимости от его специфики.

     Все взыскания и награждения чиновников шли в палате независимо от губернаторского согласия, либо через саму палату, либо через её представления в Министерство финансов. Это лишало губернаторов контроля за кадровым составом палаты и губернского казначейства.

     Независимость ведомства казенных палат объясняется несколькими причинами. Во-первых, юридический статус казенных палат сформировался до знаменитого «Наказа» 1837 г., ставившего губернаторов в положение хозяев губерний, и поэтому в тексте «Наказа» были автоматически зафиксированы уже существовавшие положения об их взаимоотношениях. Во-вторых, казенные палаты в отличие от других местных учреждений исполняли более специфические функции. В-третьих, в правящих кругах признавался более эффективным порядок, при котором взаимный антагонизм губернаторов и казенных палат и стремление выслужиться способствовали успешному сбору податей. И, в-четвертых, независимости казенных палат способствовали их контрольные функции.

    Отмена крепостного права в 1861 году увеличила объём работы казенных палат. Если ранее окладные листы, фиксировавшие подати, составлялись один раз в три года, то с 1861 года палатам приходилось делать это ежегодно. Кроме этого ввиду участившегося перехода крестьян в другие сословия возросло и количество дел в палатах о приписке и выписке душ. Казенным палатам пришлось взять на себя и надзор за взиманием выкупных платежей, ограничив действия Губернских по крестьянским делам присутствий рассмотрением и утверждением самих сделок о выкупе земли в 1864 году.

     В 1862-1866 годах палата претерпела ещё ряд существенных изменений. В 1862 году образованы акцизные управления на основе выделенного из палаты отделения питейных сборов. Вместе с освобождением от контрольных функций и образованием для этой цели контрольных палат - органов подчинявшихся Государственному контролю, во всей империи вводилось единство кассы (1863-1865 г.г.) это выразилось в ликвидации всех ведомственных касс и передачи их ценностей в губернское казначейство, что существенно повысило его роль. Между губернским и уездными казначействами произошло разделение дел: губернское казначейство превратилось в расходную кассу, а уездные - в приходные. Все эти изменения не только не сузили компетенции палаты, но наоборот существенно усложнили текущее делопроизводство.

     Существенные изменения в компетенции палат потребовали уточнения их статуса, что и было сделано в 1865 году. Была издана соответствующая инструкция, в которой закреплялся статус палаты как "высшего финансового учреждения в губернии по наблюдению … за поступлением государственных доходов и производством расходов и по управлению кассами Министерства финансов, как второстепенного распорядителя кредитами Министерства финансов и… бухгалтерского учреждения"

     23 мая 1866 года была проведена реорганизация казенных палат: произошло усложнение их обязанностей. В связи с чем, изменилась структура казенных палат. Теперь состояли из 3 отделений: казначейство, ревизионное отделение и канцелярия.

     В 1878 году произошло более существенное изменение в устройстве казенных палат. Были перераспределены функции между ее тремя отделениями: в первом было сосредоточено распорядительное делопроизводство по управлению кассами, во втором - ревизионное делопроизводство, в третьем – переданное из казначейства бухгалтерского счетоводство по государственным доходам и расходам. Но сами казенные палаты не вводили и не взимали никаких сборов, не могли они и отменить установленные сборы.

     В последующие 20 лет структура казенных палат снова изменилась, расширялись и их функции: к 1894 году во главе казенных палат стоял управляющий (прежде председатель), который единолично решал все дела.

     Общее присутствие под председательством состояло из его помощников и начальников отделений, с присоединением к ним в некоторых случаях представителей от контрольной палаты и военного ведомства. Увеличение государственного бюджета и денежных оборотов касс создание новых источников доходов (казенные железные дороги, казенная продажа вина) усложнили счетоводство и отчетность.

     Была сделана попытка объединить казенные палаты акцизными управлениями, т. е. создать общефинансовые органы, что привело к введению в казенные палаты должности податного инспектора. Он осуществлял надзор за действиями нефинансовых учреждений. Наряду с ним создавались податные присутствия для установления сборов с торговых и промышленных предприятий.

     После 1863 года на губернские и уездные казначейства были возложены следующие функции:

-сбор государственных  доходов, их хранение, платежей, передвижение  средств из одного казначейства  в другое или в банк;

-прием, хранение и расходован6ие  специальных средств правительственных  учреждений (кроме Синода);

-выдача свидетельств  на право торговли и промыслов;

-счетоводство по всем  расходам и доходам, представление  отчетности и др.;

-прием на временное  хранение сумм присутственных  мест, общественных учреждений и  должностных лиц.

     Казначейства подвергались проверкам плановым и внезапным, которые проводились общим присутствием казенной палаты, губернатором, представителями Министерства финансов.

     В 1890 году на казначейства были возложены обязанности: принимать и хранить все земские суммы. По закону 1899 года они были обязаны распределить поступающие поземельные налоги между казной и земством. Кроме этого, с 1885 года при казначействах открывались сберегательные кассы, а введение в 1887-1888 гг. банковских операций (в городах, где не было контор и отделений Государственного банка), вследствие которого были введены новые формы счетоводства и отчетности, усложняло деятельность казначейств.

     В связи с расширением функций казенные палаты и казначейства были разделены: палаты на 4, а казначейства на 7 разрядов, которые присваивались по усмотрению Министерства финансов.

     Казённые палаты были ликвидированы после революции.

1.2. Приюты для бедных, больных, прокаженных

Главной формой призрения бедных, больных, прокаженных в дореволюционной России было устройство богаделен и приютов.

     Под словом "благотворительность" в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Ее объектом традиционно принято считать страдающих от тяжелых недугов, больных, увечных, инвалид, сирот, престарелых, нищих…

     Для нуждающихся строились различные богоугодные заведения - больницы, приюты, школы, училища, богадельни. Благотворительность была одной из главнейших добродетелей христианства. В дореволюционной России благотворительность обычно не включалась в государственные программы помощи бедным, ею занимались частные лица и общества помощи нуждающимся. Государственная же помощь обозначалась термином "призрение" (общественное призрение). Благотворительность была широко распространена в государственной и общественной жизни России. Ещё при князе Владимире нищие и убогие могли приходить на княжеский двор и получать там "всякую потребу, питье и яствы...". Этому примеру следовал и Владимир Мономах, в следующих словах излагавший обязанности князя по отношению к бедным: "будьте отцами сирот"; "не оставляйте сильным губить слабых"; "не оставляйте больных без помощи". Русские цари и царицы во время выходов и выездов, церковных праздников, посещений тюрем широко раздавали милостыню. Княжеская и царская благотворительность была примером и для бояр.

     Основой благотворительности в допетровскую эпоху были православные храмы и монастыри. При последних устраивались богадельни для бедных и престарелых, а в неурожайные годы из монастырских запасов раздавались съестные припасы голодающим, устраивались общие трапезы для нищих. В XVIII в. масштабы российской благотворительности значительно возросли.

    В 1775г. в составе новых губернских учреждений появился особый приказ общественного призрения. На него возлагалась забота об образовании, лечении, устройстве народных школ, сиротских домов, приютов и богаделен для престарелых, работных и смирительных домов. Через 65 лет (1840) в стране таких учреждений было уже около 800. В 1860-1870гг. забота об общественном призрении передавалась земствам и городам. В Москве в 1894г. повсюду были учреждены участковые попечительства о бедных. Москва занимала особое место в истории российской благотворительности. При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине. Екатерина II постановила, что призрение бедных — главное для Верховной власти. В каждой губернии создавались особые Приказы общественного призрения, которые должны были заниматься вопросами помощи неимущим.

    Подъём и расцвет благотворительности во второй половине XVIII-первой трети XIX вв. стали следствием дворянской филантропии (человеколюбия). Строительство больниц, приютов, богаделен для бедного населения было делом чести, престижа. Богатые дворяне Голицын Д.М., Шереметев Н.П., Стрекалов А.Н. и другие жертвовали огромные средства на устройство различных богоугодных заведений. Система благотворительности в старой России отличалась разнообразием форм учреждений и обществ. Полуправительственный, полуобщественный характер носила деятельность заведений Ведомства учреждений императрицы Марии (1796г.), названного так по имени супруги императора Павла I. К 1900г. в Ведомстве Марии состояло более 500 учебных и благотворительных заведений, где жили, обучались, лечились десятки тысяч людей. К крупнейшим учреждениям Ведомства Марии относились совет детских приютов, дамское попечительство о бедных, так называемые Мариинские больницы для бедных и другие. Параллельно с Ведомством Марии в России существовало созданное в 1802г. по инициативе Александра I Филантропическое (с 1816г. Человеколюбивое) общество, главной целью которого было оказание добровольной разносторонней помощи бедным.

     Широкий размах в России имела церковная благотворительность. Только в Москве в начале XX в. насчитывалось 69 церковных попечительств бедных. На содержании московских приходских храмов состояло более 100 небольших богаделен. Особое значение в системе частной благотворительности имели сословные учреждения. В Москве на средства дворян, купцов, священников организовывались учебные заведения, приюты, богадельни, где учились или жили представители данного сословия. Российская государственная и частная благотворительность со второй половины XIXв. существовала в основном на пожертвования купечества. Особенно велики заслуги этого сословия для развития благотворительных учреждений в Москве. Представители известных купеческих династий: Алексеевы, Бахрушины, Баевы, Боевы, Лямины, Мазурины, Морозовы, Солодовниковы, Хлудовы и др. - построили на свои средства десятки благотворительных учреждений и заведений, снабдили их современным по тем временам медицинским оборудованием. Всего в Москве к началу XX в. насчитывалось 628 благотворительных заведений: богаделен, приютов, временных убежищ и общежитий, ночлежных домов, бесплатных и дешёвых столовых и чайных, домов трудолюбия, общин сестёр милосердия, амбулаторий и т.д. Формы помощи в них отличались также большим разнообразием: предоставление жилья, ночлега, бесплатных обедов, выдача единовременных или постоянных денежных и натурных пособий, врачебная помощь, оплата лекарств. Приблизительно такую же структуру имела и благотворительность в других городах Российской империи. 

     В царской России борьба с проказой, в сущности, должным образом не субсидировалась. Государство не выделяло на нее постоянных средств.

     Некоторые энтузиасты врачи вели героическую борьбу против лепры, вносили полезный вклад в науку, действуя на свой страх и риск, без достаточной поддержки государства и общества. Выделение прокаженных в специальные дома-приюты, расположенные за пределами населенных пунктов, началось в России с XVIII века. К концу XIX - началу XX веков появились лепрозории, расположенные близ Астрахани, в Терской области (с 1897г.) и в Области Кубанского казачьего войска (1901-1902гг.), возникли лепрозории в Эстляндии и Лифляндии, был создан лепрозорий "Крутые ручьи", организованный в 1894 году на средства земств. Лечебная помощь в них была мизерной и несовершенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Органы социальной защиты населения в  Советский период:

     2.1. Народный комиссариат социального обеспечения

     После октябрьского переворота в России была создана новая структура, которая занялась отменами действующих органов помощи с перераспределением средств и имущества для нужд государства. Сначала ею стало Министерство, а со временем - Народный комиссариат государственной опеки (НКГО). Среди ликвидированных учреждений оказались благотворительные организации и общества помощи инвалидам, действующие в Российской Империи. Их отменили 19 ноября 1917 года. А уже до конца января 1918 года была разрушена вся предшествующая система опеки.

     К марту 1918 года были сформированы основные направления деятельности в сфере государственного социального обеспечения: выдача пайков семьям фронтовиков, предоставление убежища для покалеченных на войне и назначение им пенсий; корректирование деятельности учебных заведений государственной опеки. Для решения острой к тому времени проблемы финансового и материального обеспечения социальных мероприятий, НКГО прибегал к широкому кругу мероприятий - от целевого перераспределения материальных средств, организации благотворительных лотерей к введению налога на публичные зрелища и развлечения.

     С апреля 1918г. начинает осуществляться целенаправленная государственная поддержка нуждающихся граждан, как средство проведения социальной политики. В это время был образован Народный Комиссариат социального обеспечения (НКСО). Этот орган определил новую стратегию социальной помощи, исходя из задач построения социалистического общества большевистского образца. Затем начал формироваться классовый подход в предоставлении разных видов помощи. Согласно положению о социальном обеспечении трудящихся право на получение помощи со стороны государства имели лишь лица, «источниками существования которых, является собственная работа, без эксплуатации чужой». Новое законодательство устанавливало основные виды социального обеспечения, на которые могло рассчитывать трудовое население: медпомощь, выдача помощи и пенсий (в связи со старостью, потерей трудоспособности, беременностью, рождением детей).

Информация о работе Становление органов социальной защиты населения в 90-е годы