Становление органов социальной защиты населения в 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

В современных трудах мало уделяют внимания истории становления и развития органов социальной защиты населения в России, и, как правило, они носят «статейный» характер. Может возникнуть предубеждение, что органы социальной защиты населения появилась только с учреждением этой специальности. Так в публикациях встречается утверждение, что начальной вехой в ее истории следует считать конец 1990 г., когда Россию посетил президент Международной ассоциации социальных работников [1].

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...4
1. Становление органов социальной защиты населения в дореволюционный период: ………………………………………………………………..…… 6
1.1. Казенные палаты …………………………………………………. 6
1.2. Приюты для бедных, больных, прокаженных …………………15
2. Органы социальной защиты населения в Советский период: ………... .19
2.1. Народный комиссариат социального обеспечения ………… .20
2.2. Отделы социального обеспечения …………………………….. .23
2.3. Комиссии по назначению пенсий, Советы по трудовому устройству ………………………………………………………………. .24
3. Становление органов социальной защиты населения в 90-е годы ……..27
3.1. Создание Министерства труда и социальной защиты населения РФ ……………………………………………………………………. 27
3.2. Создание краевых и местных органов социальной защиты населения …………………………………………………………….….. 30
Заключение …………………………………………………………………33
Список литературы ………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

ПМ.02.docx

— 74.54 Кб (Скачать файл)

     К середине 1918 года НКСО развивал свою деятельность в таких направлениях: охрана матери и грудного ребенка; работа в детских домах; деятельность по обеспечению несовершеннолетних, обвиненных в противоправных действиях; раздача продовольственных пайков; обеспечение воинов-инвалидов; медпомощь.

     Деятельность в сфере социальной защиты в этот период, в том числе выдача разного рода помощи, осуществлялась разными ведомствами -Комиссариатом работы (предоставлял помощь безработным), Биржей работы, Комиссариатом земледелия и др., что приводило к дублированию определенных функций. Поэтому в 1920г. состоялось размежевание функций и полномочий разных ведомств. К функциям Народного Комиссариата работы отнесено установления общих норм пенсий и помощи. К Народному Комиссариату здравоохранения отошли все лечебные учреждения, которые раньше принадлежали к НКСО.

     Стратегию социальной защиты существенно изменила новая экономическая политика (НЭП), введенная в действие в начале 20-х годов прошлого века. Основными направлениями деятельности НКСО в тот период были: обеспечение крестьянства и лиц «самостоятельной работы» в порядке обязательной взаимопомощи; кооперация инвалидов; социальное страхование рабочих; государственное обеспечение семей красноармейцев в городах. Вместе с этим, органам НКСО поручали следующие виды работ: предоставление «помощи жертвам контрреволюции» (пострадавшие советские служащие, политические амнистированные, политические эмигранты, политические беженцы, а также семьи указанного круга лиц), борьба с попрошайничеством и проституцией, помощь во время стихийных бедствий, опека и забота. Согласно постановлению правительства их обеспечивали работой, одеждой, жильем, медицинской и денежной помощью, оформляли им пенсии, направляли детей в приюты и т.д.

     Одним из важных направлений деятельности государственных органов социальной защиты и обеспечения в 20-тые года была борьба с детской беспризорностью. Проблема сотен тысяч беспризорных детей решалась путем открытия детских домов, трудовых коммун, воспитательных колоний. Продолжался поиск путей социального воспитания

     Важным направлением социальной защиты была поддержка крестьянства. В середине 20-х годов оно стало главным объектом деятельности НКСО, который оказывал содействие организации крестьянской общественной взаимопомощи (КОВ). Она была узаконена в мае 1921 года, а уже в 1922 г. развернулась активная работа по созданию крестьянских комитетов общественной взаимопомощи. На них были положены функции самообеспечения и патронажа нуждающихся.

     В 30-тые годы прошлого века основными задачами социальной защиты были провозглашены работа по трудоустройству и обучение инвалидов; обеспечение семей красноармейцев, обеспечение пенсиями инвалидов войны, семей, члены которых погибли на войне, нетрудоспособных; организация касс взаимопомощи в колхозах; предоставление помощи слепым и глухим; содействие кооперативам инвалидов. В 1931 году при Народном Комиссариате социального обеспечения был созданный специальный Совет по трудоустройству инвалидов. Решением правительства за ними на промышленных предприятиях бронировалось 2 % общего количества рабочих мест.

     В 1937 году вышло новое положение о Народном комиссариате социального обеспечения, согласно которому круг задач НКСО расширялся. Он охватил государственное обеспечение инвалидов работы и других категорий; организацию материально-бытового, культурного, лечебно-оздоровительного и санаторно-курортного обслуживания; руководство деятельностью учреждений социального обеспечения, работой лечебно-трудовой экспертизы (ЛТЕК), подготовкой кадров работников социального обеспечения; утверждение законов для социального обеспечения. Под контролем НКСО в этот период находился Совет кооперации инвалидов, Союз касс взаимного страхования и взаимопомощи кооперации инвалидов, Общество слепых, Общество глухонемых. 

     Отрицательной стороной социальной политики 30-х гг. признается и практика решения социальных проблем одних категорий людей за счет прав и свобод других, в частности, верующих. Много служителей церкви оказались изгнанными из своих церквей и остались без средств к существованию. Таким образом, общее состояние социального обеспечения в 30- те года было проблематичным.

     С началом второй мировой войны вся жизнь и деятельность многомиллионного населения была направлена на военные нужды. Экстремальная ситуация требовала от НКСО экстраординарных мероприятий. Это затрагивало как эвакуации, так и мобилизации рабочей силы и распределения материальных ресурсов, в том числе продовольственных. В тыловые районы страны эвакуировались промышленные предприятия, квалифицированные специалисты, деятеле науки и культуры, Всего в города и села Российской Федерации, Казахстана, республик Средней Азии было переселено около 25 млн. человек. С началом войны 1941-1945 гг. вышел ряд указов относительно социального обеспечения семей фронтовиков. Он регламентировал порядок выплаты денежной помощи семьям фронтовиков. Указом 1942 г. внесены некоторые уточнения в этот порядок. В 1943 г. принято постановление Советов наркому СССР «О льготах для семей военнослужащих, которые погибли и пропали бесследно на фронтах Отечественной войны».

     Еще один комплекс военных проблем - социальная помощь и социальная реабилитация раненых. Миллионные потоки раненых требовали экстренных мер не только относительно их эвакуации, а и относительно реабилитации. Осенью 1941 г. были созданы комитеты помощи по обслуживанию больных и раненных бойцов Красной Армии. В 1942 г. Государственным комитетом обороны организованно дома для инвалидов Великой Отечественной войны (позднее преобразованные в трудовые интернаты). В них покалеченные воины готовились к дальнейшей трудовой деятельности, получали трудовые специальности, проходили переподготовку.

     Новые черты и масштабы приобрели в это время и проблемы охраны детства и попечение сиротами. Задача заключалась и в эвакуации воспитанников детских домов вглубь страны и в открытии новых учреждений. В постановлении СНК СССР «Об устройстве детей, которые остались без родителей» предполагалось создание дополнительной сети детских домов, а также участие граждан в воспитании детей в форме опеки и патронажа.

     В 1949г. НКСО переименовано в Министерство социального обеспечения, а в конце 50-х годов начался новый этап развития социальной зашиты и формирования ее органов в СССР. 

2.2. Отделы социального  обеспечения

    К концу 1918 года Народный комиссариат социального обеспечения представлял собой разветвленное системное образование и разделялся на семь отделов. Наличие специализированных структурных подразделений позволяло Комиссариату охватить все наиболее значимые слои населения, нуждавшиеся в помощи и защите, и вести работу последовательно и системно. Народный комиссариат Социального Обеспечения разделялся на следующие отделы:

- Отдел Охраны Материнства и Младенчества, в ведении которого находились родовспомогательные учреждения, убежища для матерей с детьми в послеродовой период, консультации по уходу и кормлению детей и тому подобное;

- Отдел Детских Домов;

- Отдел по обеспечению несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных деяниях (Отдел дефектных детей);

- Медицинский отдел, ведающий санаториями и лечебными учреждениями для широких масс населения;

- Отдел пенсий и пособий и обеспечения инвалидов, вдов и стариков, причем на этот же отдел возложено оказание помощи революционным борцам, амнистированным, политическим и возвращающимся эмигрантам;

- Подотдел пайка. Ведающий выдачей продовольственных пайков семьям пострадавшим на войне;

- Отдел увечных воинов, в круг ведения которого входило долечивание, снабжение протезами, трудовая и профессиональная помощь, убежища для военно-увечных и их пенсионирование.

     Однако обеспечением социальной защитой населения продолжали заниматься и другие комиссариаты, четкое разграничение обязанностей произошло только в 1920 году.

2.3. Комиссии по  назначению пенсий, Советы по  трудовому устройству

     В соответствии со ст.100 Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" пенсии назначаются комиссиями по назначению пенсий, образуемыми районными (городскими) или соответствующими им Советами народных депутатов. Комиссия образуется в составе, определяемом Советом народных депутатов. Наряду с другими членами в состав комиссии включается заведующий районным (городским) отделом социального обеспечения.

     По уполномочию комиссии по назначению пенсий от ее имени пенсии могут назначаться единолично членом комиссии - заведующим районным (городским) отделом социального обеспечения. Однако во всех случаях по требованию обратившегося за пенсией и других заинтересованных лиц и организаций вопрос о назначении пенсии решается комиссией по назначению пенсий.

     В компетенцию комиссий по назначению пенсий, образуемых в соответствии со ст. 100 Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", входит: правовая оценка содержания и надлежащего оформления документов, представленных для подтверждения трудового стажа, и при необходимости принятие решений о проведении проверок обоснованности их выдачи; вынесение в необходимых случаях решений о зачете или исключении из подсчета продолжительности стажа отдельных периодов трудовой деятельности; установление стажа работы по свидетельским показаниям; установление времени ухода за отдельными лицами, а также периодов проживания на определенных территориях или нахождения в местах принудительного содержания в годы Великой Отечественной войны, подлежащих включению в трудовой стаж.

     16 марта 1931 г. при Народном Комиссариате социального обеспечения РСФСР был учрежден Совет по трудовому устройству инвалидов. Такие же Советы были созданы повсеместно. Существовали плановые показатели распределения инвалидов по предприятиям. Новой формой трудоустройства в середине 30-х гг. явилась организация рабочих, больных туберкулезом легких. Для них создавались специальные цехи на предприятиях, в кооперации инвалидов. Решением правительства за ними на промышленных предприятиях бронировалось 2 % общего количества рабочих мест.

     В 30-тые годы прошлого века основными задачами социальной защиты были провозглашены работа по трудоустройству и обучение инвалидов; обеспечение семей красноармейцев, обеспечение пенсиями инвалидов войны, семей, члены которых погибли на войне, нетрудоспособных; организация касс взаимопомощи в колхозах; предоставление помощи слепым и глухим; содействие кооперативам инвалидов. В этот период получили развитие разнообразные кооперативы и общественные организации людей с ограниченными физическими возможностями: общества слепых, объединения глухонемых. Эти общественные организации занимались созданием артелей и кооперативов, решая, таким образом, вопросы привлечения инвалидов к работе. Они оказывали содействие проведению государственными органами мероприятий лечебного характера, протезирование, обучение, переобучение и направление на работу.

     Некоторые граждане особенно нуждаются в помощи в трудоустройстве: инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Становление органов социальной защиты населения в 90-е годы

3.1.Создание Министерства труда и социальной защиты населения РФ

     Главным принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечивать себя сам. Но везде живут люди, которые в силу определённых причин не могут сами позаботиться о себе. Это может произойти в силу их старости, немощности вызванной болезнью, одинокие женщины, многодетные семьи, нетрудоспособные люди которые нуждаются в лечении и уходе. Общество не может бросить их на произвол судьбы, а поэтому старается помочь и обеспечить их определёнными материальными благами. Для выполнения этих задач созданы и работают специальные государственные системы, ставящие своей основной задачей обеспечение материальными и иными социальными благами таких граждан. Каждый человек не должен забывать, что когда-нибудь он так же может оказаться в затруднительном положении, решению которого может помочь лишь общественная помощь.

     Конституция РФ заключила в себе основные положения института социальной помощи: ст.7.1. «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»; ст. 7.2 «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.»

     Конституция установив основные положения данного института не дает более широкого объяснения существования, деятельности, развития государственных структур которые непосредственно занимаются вопросами социальной защиты населения нашей страны.

     Основу построения рассматриваемого института продолжил Президент РФ. Так в 1996 году в соответствии с Указом Президента РФ [2] было образовано Министерство социальной защиты населения РФ (Минсоцзащиты РФ). Но вот в структуре Правительства РФ, утверждённой в марте 1997г, Министерство социальной защиты населения не значится. Однако было создано Министерство труда и социального развития, к которому перешли функции Министерства социальной защиты населения. Сложно объяснить и даже понять в чём тут дело. Так бы наверно и не было единого мнения по поводу этого института, если бы многократно не подвергавшийся изменениям Указ Президента «О структуре Федеральных органов исполнительной власти» не обрёл бы свою последнюю редакцию [3] где уже появилось и закрепилось современное название института. Так в 
соответствии со ст.112 Конституции Российской Федерации (Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти) Президент постановил: утвердить прилагаемую структуру федеральных органов исполнительной власти. И в целях формирования указанной структуры образовать Министерство труда и социального развития Российской Федерации на базе упраздняемых Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации и Федеральной службы занятости России. Рассматриваемый институт был создан на довольно большой законодательной базе приняв функции и полномочия сразу нескольких министерств.

     Министерство труда и социального развития было создано на довольно большой законодательной базе, приняв функции и полномочия сразу нескольких министерств. Структуру Министерства составил 11 департаментов: комплексного анализа и прогнозирования социального развития; условий и охраны труда; по вопросам государственной службы; по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства; народонаселения и политики занятости; по вопросам пенсионного обеспечения; по делам семьи, женщин и детей; по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов; по делам ветеранов и пожилых людей; трудоустройства населения.


 

     Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

     Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.97 г. № 480 с изменениями и дополнениями.

     Министерство труда и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

     В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.

     Министерство труда и социального развития Российской Федерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.

     В 2004 году многие функции социальной защиты перейдут к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3.2.Создание краевых и местных органов социальной защиты населения

     История нашего государства богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур призрения и создание новых, наиболее соответствующих современным требованиям, так и в развертывании различных форм общественной и частной благотворительности. Эти традиции, обогащаемые международным опытом оказания социальных услуг населению, сегодня прочно вошли в нашу действительность: координирует и определяет пути развития Министерства труда и социального развития РФ, создана разветвленная сеть региональных (областных, краевых) управлений социальной защиты населения и территориальных (муниципальных) органов социальной работы, функционируют профильные и комплексные учреждения социального обслуживания, создаются различные благотворительные общества и фонды социальной поддержки

Информация о работе Становление органов социальной защиты населения в 90-е годы