Становление органов социальной защиты населения в 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

В современных трудах мало уделяют внимания истории становления и развития органов социальной защиты населения в России, и, как правило, они носят «статейный» характер. Может возникнуть предубеждение, что органы социальной защиты населения появилась только с учреждением этой специальности. Так в публикациях встречается утверждение, что начальной вехой в ее истории следует считать конец 1990 г., когда Россию посетил президент Международной ассоциации социальных работников [1].

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...4
1. Становление органов социальной защиты населения в дореволюционный период: ………………………………………………………………..…… 6
1.1. Казенные палаты …………………………………………………. 6
1.2. Приюты для бедных, больных, прокаженных …………………15
2. Органы социальной защиты населения в Советский период: ………... .19
2.1. Народный комиссариат социального обеспечения ………… .20
2.2. Отделы социального обеспечения …………………………….. .23
2.3. Комиссии по назначению пенсий, Советы по трудовому устройству ………………………………………………………………. .24
3. Становление органов социальной защиты населения в 90-е годы ……..27
3.1. Создание Министерства труда и социальной защиты населения РФ ……………………………………………………………………. 27
3.2. Создание краевых и местных органов социальной защиты населения …………………………………………………………….….. 30
Заключение …………………………………………………………………33
Список литературы ………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

ПМ.02.docx

— 74.54 Кб (Скачать файл)

     Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты Российской Федерации (далее – Министерство). Согласно постановлению Правительства РСФСР от 26 декабря 1991г., на Министерство возлагалась не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также и организация пенсионного обеспечения граждан, материально-бытовое обслуживание, организация протезно-ортопедической помощи, медико-социальная экспертиза, осуществление внешнеэкономической деятельности и др.

     Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись: материальная помощь; помощь на дому; обслуживание в условиях стационара; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; социальный патронаж; социальная реабилитация и адаптация нуждающихся; социальная помощь.

     В 1994г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства Российской Федерации был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и другими вопросами.

     В различных регионах, субъектах Российской Федерации органы социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые. Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защиты населения образуют единую краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

     Региональные социальные программы позволяют сконцентрировать средства прежде всего на защите наиболее социально уязвимых групп населения и поддержке тех, кто сам о себе позаботиться не может, на основании наиболее эффективных методик предоставления социальной помощи и социальных услуг, разработанных и апробированных как в данном, так и в других регионах, без уменьшения финансирования и увеличения размеров социальной помощи особо нуждающимся категориям населения.

     Органы социальной защиты населения регионов России за годы своего существования прошли сложный путь становления, реорганизаций и обновлений. Трудом и усилиями нескольких поколений социальных работников в регионах создана широкая сеть социальных учреждений, накоплен значительный кадровый потенциал отрасли, благодаря которому оказывается комплекс разнообразных социальных услуг населению. Вместе с тем, на практике многие из направлений социальных программ из-за отсутствия финансирования из бюджетов различных уровней не могут быть реализованы в срок.

     Территориальная система помощи, с которой связано развитие института социальной работы - центрального аспекта современной системы социальной защиты населения России, - складывается из совокупности различных учреждений, имеющих разные формы собственности, систему подчинения, методы работы, а также источники финансирования и юридический статус. При этом проблемы, которые существуют на уровне регионов, преломляются в системах городской и районной помощи нуждающимся. Городские структуры социальной помощи работают в рамках федеральных, краевых и областных социальных программ, однако, своеобразие региона, социально-культурных традиций, специфические социально-экономические проблемы предполагают необходимость создания оригинальных моделей городской структуры управления и оказания помощи.

Заключение

     Итогом выше сказанного является положение социальной защиты в настоящее время, в пример приведем замечание С.В. Тетерского: «В какой-то степени мы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения, сохраняя в то же время и элементы, выработанные в период советской власти» [4].

     Во избежание многих ошибок в дальнейшем становлении системы социальной защиты населения, и в частности благотворительности, необходимо изучить и суммировать как зарубежный, так и имеющийся исторический опыт. Изучение которого показывает, что помощь неимущим эффективнее при ее децентрализации с привлечением широкой общественности; при взаимодействии всех сторон, участвующих в процессе - благотворительных, частных, общественных организаций, Церкви и государства, - как в получении исчерпывающей информации о нуждающихся в помощи, так и в координации помощи им. Государство должно создать единую систему законов, нормативной базы, стимулов для оказания помощи нуждающимся через систему льгот и поощрений [4]. А также необходимым условием является привлечение внимания общественности и СМИ к проблемам социальной защиты.

     Таким образом, делая выводы по курсовой работе, можно говорить о том, что в 90-е годы конституировалась профессия социального работника, истоки и традиции которой были заложены в России еще в начале 20 века. А также:

- в курсовой работе изложено хронологическое, систематическое изложение этапов зарождения и развития органов социальной защиты населения в России и показана эволюцию взглядов и подходов ученых к развитию социальной защиты в прошлом;

- в данной работе показана динамика становления и развития органов социальной защиты населения в России как практической деятельности, направленной на поддержку человека в трудной жизненной ситуации в разные исторические периоды.

     Службы социальной защиты населения являются неотъемлемой частью социальной политики современного Российского государства. Их необходимость – вопрос, не требующий обсуждения, их эффективность – проблема современной России. Налицо такие недостатки социальных служб в России, как:

· зацикливание работы только на «социально незащищённых слоях населения», тогда как другие обширные группы людей остаются без внимания;

· отсутствие единой социальной политики;

· низкая (скорее недостаточная) квалификация социальных работников;

· скудный набор социальных услуг.

     При научном подходе и трезвом контроле за ситуацией, выполнении всех рекомендаций теоретиков и практиков социальной работы, стабильном финансировании в России может быть достигнут высокий уровень социальной помощи населению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) / РГ. 25 декабря 1993 г.
  2. Закон СССР от 15.05.1990г «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»
  3. Федеральный закон от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ»
  4. Федеральный закон от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи в РФ»
  5. Постановление Правительства РФ от 24.06.1996г. №739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания»
  6. Болотина, Т.Н Социальные службы в России и их деятельность: история и современность - М., 2001. - 108 с.
  7. Васильева, Т.Д.  Деятельность местных органов власти по оптимизации социальной защиты  населения. – М.1997
  8. Гуслякова, Л.Г. Особенности формирования системы социальной защиты населения // Культура и менталитет населения России: Тез. докл. - СПб., 2003.
  9. Гуслякова, Л.Г. Практика социальной работы: проблемы, поиски, решения // Образование и социальное развитие региона. - Барнаул, - 2005. - №1. -
  10. Жуков, В.И., Займышев, И.Г. и др. Теория и методика социальной работы. В 2 томах. - М.: Союз, 1994.-195с.
  11. Манзина, Н.П. Государственная социальная помощь. – М.: МарТ, 2005.- 108 с.
  12. Романова, П.В. Нужда и порядок. История социальной работы в России, XX в. – М.: Научная Книга, 2005. – 464 с.
  13. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Холостовой, Е.И. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.
  14. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004.
    1. Свистова, Е.Б. Становление системы социальной защиты населения России в первой половине 90-х гг. ХХ столетия / Е.Б. Свистова // Российская цивилизация: прошлое и современность. Сб. научн. трудов. Вып. 25 / Под ред. Гостева Р.Г. и Ярецкого Ю.Л. – М.: Еврошкола, 2005. – с. 170-174.
    1. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. М.: Академ. Проект, 2002. 496 с.
  1. Цветкова, Г. Социальное управление на муниципальном уровне//Экономист. - 2009. - №7.
  1. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов вузов. М: ВЛАДОС, 2000. 432 с.
  2. Холостова, Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 284 с.
  3. Якушев, А.В. Социальная защита. Социальная работа. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2007. – 224 с.

____________________________________

 

[1] Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. Павленок,П.Д. – М.: ИНФРА-М, 1999

[2] Указ Президента РФ  от 14.08.96 «О структуре Федеральных  органов исполнительной власти»№1177

[3] Указ Президента РФ  от 17.08.99 «О структуре Федеральных  органов исполнительной власти»

[4] Тетерский, С.В. Введение в социальную работу. - М., 2003

 


Информация о работе Становление органов социальной защиты населения в 90-е годы