Становление органов социальной защиты населения в 90-е годы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 17:09, курсовая работа
Описание работы
В современных трудах мало уделяют внимания истории становления и развития органов социальной защиты населения в России, и, как правило, они носят «статейный» характер. Может возникнуть предубеждение, что органы социальной защиты населения появилась только с учреждением этой специальности. Так в публикациях встречается утверждение, что начальной вехой в ее истории следует считать конец 1990 г., когда Россию посетил президент Международной ассоциации социальных работников [1].
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………...4 1. Становление органов социальной защиты населения в дореволюционный период: ………………………………………………………………..…… 6 1.1. Казенные палаты …………………………………………………. 6 1.2. Приюты для бедных, больных, прокаженных …………………15 2. Органы социальной защиты населения в Советский период: ………... .19 2.1. Народный комиссариат социального обеспечения ………… .20 2.2. Отделы социального обеспечения …………………………….. .23 2.3. Комиссии по назначению пенсий, Советы по трудовому устройству ………………………………………………………………. .24 3. Становление органов социальной защиты населения в 90-е годы ……..27 3.1. Создание Министерства труда и социальной защиты населения РФ ……………………………………………………………………. 27 3.2. Создание краевых и местных органов социальной защиты населения …………………………………………………………….….. 30 Заключение …………………………………………………………………33 Список литературы ………………………………………………………….35
Реализацию всех
правительственных мер в области социальной
защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло
Министерство социальной защиты Российской
Федерации (далее – Министерство). Согласно
постановлению Правительства РСФСР от
26 декабря 1991г., на Министерство возлагалась
не только разработка стратегии государственной
политики в области защиты нетрудоспособного
населения, материнства и детства, но также
и организация пенсионного обеспечения
граждан, материально-бытовое обслуживание,
организация протезно-ортопедической
помощи, медико-социальная экспертиза,
осуществление внешнеэкономической деятельности
и др.
Система социальных
служб складывалась из государственных,
муниципальных и негосударственных институтов
помощи. Основными формами деятельности
этих служб являлись: материальная помощь;
помощь на дому; обслуживание в условиях
стационара; предоставление временного
приюта; организация дневного пребывания
в учреждениях социального обслуживания;
консультативная помощь; социальный патронаж;
социальная реабилитация и адаптация
нуждающихся; социальная помощь.
В 1994г. в составе
Министерства социальной защиты решением
Правительства Российской Федерации был
создан Департамент социальной защиты.
Он занимался разработкой федеральной
стратегии пенсионного обеспечения, организацией
выплат, перерасчетом и доставкой государственных
пенсий, обеспечением единообразного
применения федерального закона и другими
вопросами.
В различных регионах,
субъектах Российской Федерации органы
социальной защиты населения области,
края называются по-разному, например,
Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты,
Министерства, но основные задачи и функции
этих органов одинаковые. Департамент,
подведомственные ему предприятия, учреждения,
организации, а также территориальные
органы социальной защиты населения образуют
единую краевую государственную систему
социальной защиты населения, обеспечивающую
государственную поддержку семьи, пожилых
граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных
с военной службы, и членов их семей, развитие
системы социальных служб, реализацию
государственной политики в области пенсионного
обеспечения и трудовых отношений.
Региональные
социальные программы позволяют сконцентрировать
средства прежде всего на защите наиболее
социально уязвимых групп населения и
поддержке тех, кто сам о себе позаботиться
не может, на основании наиболее эффективных
методик предоставления социальной помощи
и социальных услуг, разработанных и апробированных
как в данном, так и в других регионах,
без уменьшения финансирования и увеличения
размеров социальной помощи особо нуждающимся
категориям населения.
Органы социальной
защиты населения регионов России за годы
своего существования прошли сложный
путь становления, реорганизаций и обновлений.
Трудом и усилиями нескольких поколений
социальных работников в регионах создана
широкая сеть социальных учреждений, накоплен
значительный кадровый потенциал отрасли,
благодаря которому оказывается комплекс
разнообразных социальных услуг населению.
Вместе с тем, на практике многие из направлений
социальных программ из-за отсутствия
финансирования из бюджетов различных
уровней не могут быть реализованы в срок.
Территориальная
система помощи, с которой связано развитие
института социальной работы - центрального
аспекта современной системы социальной
защиты населения России, - складывается
из совокупности различных учреждений,
имеющих разные формы собственности, систему
подчинения, методы работы, а также источники
финансирования и юридический статус.
При этом проблемы, которые существуют
на уровне регионов, преломляются в системах
городской и районной помощи нуждающимся.
Городские структуры социальной помощи
работают в рамках федеральных, краевых
и областных социальных программ, однако,
своеобразие региона, социально-культурных
традиций, специфические социально-экономические
проблемы предполагают необходимость
создания оригинальных моделей городской
структуры управления и оказания помощи.
Заключение
Итогом выше сказанного
является положение социальной защиты
в настоящее время, в пример приведем замечание
С.В. Тетерского: «В какой-то степени мы
возвращаемся к дореволюционному механизму
призрения, сохраняя в то же время и элементы,
выработанные в период советской власти»
[4].
Во избежание
многих ошибок в дальнейшем становлении
системы социальной защиты населения,
и в частности благотворительности, необходимо
изучить и суммировать как зарубежный,
так и имеющийся исторический опыт. Изучение
которого показывает, что помощь неимущим
эффективнее при ее децентрализации с
привлечением широкой общественности;
при взаимодействии всех сторон, участвующих
в процессе - благотворительных, частных,
общественных организаций, Церкви и государства,
- как в получении исчерпывающей информации
о нуждающихся в помощи, так и в координации
помощи им. Государство должно создать
единую систему законов, нормативной базы,
стимулов для оказания помощи нуждающимся
через систему льгот и поощрений [4]. А также
необходимым условием является привлечение
внимания общественности и СМИ к проблемам
социальной защиты.
Таким образом,
делая выводы по курсовой работе, можно
говорить о том, что в 90-е годы конституировалась
профессия социального работника, истоки
и традиции которой были заложены в России
еще в начале 20 века. А также:
- в курсовой работе изложено
хронологическое, систематическое изложение
этапов зарождения и развития органов
социальной защиты населения в России
и показана эволюцию взглядов и подходов
ученых к развитию социальной защиты в
прошлом;
- в данной работе показана
динамика становления и развития органов
социальной защиты населения в России
как практической деятельности, направленной
на поддержку человека в трудной жизненной
ситуации в разные исторические периоды.
Службы социальной
защиты населения являются неотъемлемой
частью социальной политики современного
Российского государства. Их необходимость
– вопрос, не требующий обсуждения, их
эффективность – проблема современной
России. Налицо такие недостатки социальных
служб в России, как:
· зацикливание работы только
на «социально незащищённых слоях населения»,
тогда как другие обширные группы людей
остаются без внимания;
· отсутствие единой социальной
политики;
· низкая (скорее недостаточная)
квалификация социальных работников;
· скудный набор социальных
услуг.
При научном подходе
и трезвом контроле за ситуацией, выполнении
всех рекомендаций теоретиков и практиков
социальной работы, стабильном финансировании
в России может быть достигнут высокий
уровень социальной помощи населению.
Список используемой литературы
Конституция Российской Федерации
(принята на всенародном голосовании 12
декабря 1993 г.) / РГ. 25 декабря 1993 г.
Закон СССР от 15.05.1990г «О пенсионном обеспечении граждан
в СССР»
Федеральный закон от 10.12.1995г.
№195-ФЗ «Об основах социального обслуживания
в РФ»
Федеральный закон от 17.07.1999г.
№178-ФЗ «О государственной социальной помощи
в РФ»
Постановление Правительства
РФ от 24.06.1996г. №739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания»
Болотина, Т.Н Социальные службы в России
и их деятельность: история и современность - М., 2001. - 108 с.
Васильева, Т.Д. Деятельность местных
органов власти по оптимизации социальной
защиты населения. – М.1997
Гуслякова, Л.Г. Особенности формирования
системы социальной защиты населения
// Культура и менталитет населения России:
Тез. докл. - СПб., 2003.
Гуслякова, Л.Г. Практика социальной работы:
проблемы, поиски, решения // Образование
и социальное развитие региона. - Барнаул,
- 2005. - №1. -
Жуков, В.И., Займышев, И.Г. и др. Теория и методика социальной работы. В 2 томах. - М.: Союз, 1994.-195с.
Манзина, Н.П. Государственная социальная
помощь. – М.: МарТ, 2005.- 108 с.
Романова, П.В. Нужда и порядок. История социальной работы в России, XX в. – М.: Научная Книга, 2005. – 464 с.
Словарь-справочник по социальной работе
/ Под ред. Холостовой, Е.И. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.
Социальная работа: теория и практика:
Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.
Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М,
2004.
Свистова, Е.Б. Становление системы социальной защиты населения России в первой половине 90-х гг. ХХ столетия / Е.Б. Свистова // Российская цивилизация: прошлое и современность. Сб. научн. трудов. Вып. 25 / Под ред. Гостева Р.Г. и Ярецкого Ю.Л. – М.: Еврошкола, 2005. – с. 170-174.
Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: Учеб.
пособие. М.: Академ. Проект, 2002. 496 с.
Цветкова, Г. Социальное управление на муниципальном уровне//Экономист. - 2009. - №7.
Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов вузов. М: ВЛАДОС, 2000. 432 с.
Холостова, Е.И. Социальная политика:
Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 284 с.
Якушев, А.В. Социальная защита. Социальная работа. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2007. – 224 с.
____________________________________
[1] Основы социальной работы:
Учебник/ Отв. ред. Павленок,П.Д. – М.: ИНФРА-М,
1999
[2] Указ Президента РФ
от 14.08.96 «О структуре Федеральных
органов исполнительной власти»№1177
[3] Указ Президента РФ
от 17.08.99 «О структуре Федеральных
органов исполнительной власти»
[4] Тетерский, С.В. Введение в социальную
работу. - М., 2003