Становление социологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 07:05, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, чтобы изучить особенность развития социологической мысли и проектировать положительный опыт на современную ситуацию. Объектом является развитие социологии, а предметом – этапы развития социологической мысли. Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.

Содержание работы

Введение 3 стр.
Глава 1 Предмет социалогии. 4 стр.
Глава 2. Социология в системе общественных и гуманитарных
наук. 7 стр.
Глава 3 . Основные этапы развития социологической мысли
3.1. Древний мир 12 стр.
3.2. Средние века 14 стр.
3.3. Новое время 15 стр
3.4. Начальный этап развития русской социалогии 17 стр.
Заключение 20 стр.
Список литературы 21 стр.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.docx

— 45.68 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ

 

Отделение Государственное  и муниципальное управление

Кафедра истории и политологии

 

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Социология

Тема: Становление социологии как науки

 

 

Выполнил:

Лобков А.А.

Студент 1 курса, 8132 группы

Шифр у10042

 

Проверил:

 

 

 

Новосибирск 2011

Содержание

           Введение                                                                                                     3 стр.

Глава 1 Предмет социалогии.                                                               4 стр.

Глава 2. Социология в системе общественных и гуманитарных

 наук.                                                                                                            7 стр.

Глава 3 . Основные этапы развития социологической мысли   

           3.1. Древний мир                                                             12 стр.

             3.2. Средние века                                                                         14 стр.

             3.3. Новое время                                                                           15 стр

             3.4. Начальный этап развития русской  социалогии            17 стр.

Заключение                                                                                                 20 стр.

Список  литературы                                                                                    21 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин  ”социология” происходит  от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

Актуальность  данной темы заключается в том, чтобы  изучить особенность развития социологической  мысли и проектировать положительный  опыт на современную ситуацию. Объектом является развитие социологии, а предметом  – этапы развития социологической  мысли. Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. Развитие социологии в России представляет собой весьма увлекательный и вместе с тем во многом драматичный процесс.

Во второй половине XIX века, по мере становления  социологии на Западе, новая социальная наука стала проникать и в  Россию. Российское научное сообщество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта, Спенсера, Милля. Эти представители ранней классической социологической мысли превратились в самых читаемых авторов в среде просвещенной публики. Одновременно росло и влияние марксистской теории, которая к концу XIX века приобрела не только академический вес, но и превратилась в политическое движение. На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба. Однако для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социальной мысли, отражавшие историческое и социальное своеобразие России. На рубеже веков российская социологическая мысль стала постепенно выходить на уровень мировой социальной науки. Это прогрессивное развитие было связано с именами замечательных мыслителей П. А. Кропоткина, Н. К. Михайловского, Л.И. Мечникова, М.М. Ковалевского, Е.И. Де, Л. Петражицкого и др. Теории русских социологов отражали не только современные для того времени теории западных ученых, но и практические социально-политические и экономические проблемы российской действительности, реалии общественных движений, направленных прежде всего на установление в России демократического строя. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века, второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий — с начала 60-х до наших дней. В реферате подробно их охарактеризуем.

 

Глава 1 Предмет социалогии

   На всех этапах истории человечество  пыталось осмыслить общество, выразить  свое отношение к нему.(Платон, Аристотель) Но в научный оборот  понятие ”социология” было введено  французским философом Огюстом   Контом в_30-х_годах прошлого столетия. Как наука социология формиривалась  в xix веке в Европе. Причем наиболее  интенсивно в ее становлении  участвовали ученые, пишущие на  французском, немецком. английском  языках. Огюст Конт ( 1798 - 1857 ) и затем  англичанин Герберт Спенсер впервые  обосновали необходимость выделения  социального знания в самостоятельную  научную дисциплину, определили  предмет новой науки и сформулировали  специфические, лишь ей присущие  методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории которая  должна была стать  столь  же доказательной и общезначимой, как и естественно - научные  теории, должна была основываться  только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и  противостоять умозрительному рассуждению  об обществе. Это способствовало  тому, что социология сразу стала  имперической наукой, наукой, привязанной  к земле. Точка зрения Конта  на социологию как науку тождественную  обществознанию, господствовала в  литературе до конца XIX века.   В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду  с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

 Первым  социологом давшим узкую трактовку  социологической науки, был Эмиль  Дюркгейм ( 1858 -1917 ) - французский социолог  и филосфов, создатель так называемой  “ французской социологической  школы “ С его именем связан  переход социология от науки  тождественной обществознанию к  наук, связанной с изучением социальных  явлений и социальных отношений  общественной жизни, т.е. самостоятельной,  стоящей в  ряду других общественных  наук.

   Институализация социология в  нашей стране началась после  принятия постановления Совнаркома  в мае 1918 г. “ О социалистической  академии общественных наук “,  где специальным пунктом было  записано “ .. одной  из первоочередных  задач поставить ряд социальных  исследований  в Петорградском  и Ярославском  Университетах”. В 1919 г. был учрежден  Социобиологический  институт. В 1920 г. в Петроградском  Университете  был образован первый  в России факультет общественных  наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

   В этот период издается обширная  социологическая литература теоретического  профиля. Основное направление  ее - выявить соотношения русской  социологической мысли и социологии  марксизма. В этой связи в  развитии социологии России наблюдаются  различные социологические школы.  На дискуссию представителей  немарксиской социологической мысли  ( М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др. ) и социологии  марксизма решающее влияние оказала  книга Н.И. Бухарина ( Теория исторического  материализма: Популярный учебник  марксиской социология М. - 1923 ), в  которой социология отждествлялась  с историческим материализмом  и преврашалась в составную  часть философии. А после выхода  в свет краткого курс а “  История ВКПб “ И. В. Сталина  в административно-приказном порядке  была упразднена социология ,на  конкретное изучение процессов,  явлений социальной жизни был  наложен строжайший запрет. социология  была объявлена буржуазной лженаукой,  не только не совместимой с  марексизмом, но и враждебной  ему. Фундаментальные и прикладные  исследования были прекращены. Само  слово” социология ” оказалось  вне закона и было изъято  из научного обихода, ушли в  небытие соц - профессионалы.

   Принципы, теория и методы познания  и освоения соцтальной действительности  оказались несовместимы с личной  диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом  в управлении обществом, социальными  процессами. В степень науки была  возведена социальная мифология,  а реальная наука объявлена  лженаукой.

   Оттепель шестидесятых годов  отразилась и на социология : началось  возрождение социологических исследований, они получили права гражданства,  а социология как наука - нет.  Социология была поглощена философией, конкретные соц исследования  как несовместимые социология  спецификой философской гносиологией, выводились за пределы соц  знания. Стремясь сохранить за  собой право проводить конкретные  исследования, социологи были вынуждены  главный акцент делать на “  позитивных аспектах социального  развития страны и игнорировать  негативные факты. Это объясняет  то, что труды многих ученых  того периода до последних  лет “застоя” носили однобокий  характер. Не только не принимались,  но и осуждались тревожные  сигналы соц по проблемам разрушения  природы, нарастании отчуждения  труда, отчуждения власти о  т народа, нарастании  нац. тенденций  и т. д.

   Такие научные понятия как  экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология  политики, социология семьи, социология  религии, социальная норма и  др. были под запретом. Их использование  для ученого могло иметь своим  следствием зачисление его в  число последователей и пропагандистов  революционно буржуазной социология.

   Т. к. социологические исследования  имели право на жизнь, то  к середине 60 годов стали появляться  первые крупные социологические  труды по социальной инжении  и конкретному социальному анализу   С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова,  В.А. Ядова и др. Были созданы  первые социологические учреждения - отдел социологических исследований  в институте философии АН СССР  и лаборатория соц иссл при  Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская  соц ассоциация. В 1969 был создан  институт конкретных соц исследований ( с 1972 - институт социологических  исследований, а с 1978 - Институт  Социологии) АН СССР. С 1974 года  стал издаваться журнал “ Соц  иссл “. Но развитие социологии  постоянно тормозилось в период  “застоя”. А после выхода в  свет “Лекций по социологии “ Ю. Левады, институт  социологических  исследований был объявлен в насаждение буржуазных теоретических концепцый, было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие “социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.

   Запрет на развитие теоретической  социология был 1988 г. Закончился  семидесятилетний период борьбы  социология как самостоятельной  науки об обществе. ( Постановление  ЦК КПСС о т 7 июня 1988 г.  повышение  роли марксиско - ленинской социология  в решении узловых и социальных  проблем советского общества)  Сегодня на западе в США  социологии уделяется большое  внимание. Только в США работает 90 000  ученых в области социология , 250 факультетов выпускают людей  с социологическим образованием.

   В нашей в 1989 г. был первый  выпуск ста человек. Сейчас  около 20  000 людей профессионально  причастны к этой специальности,  но не имеют базового образования,  поэтому спрос на специалистов  очень большой.

 

Глава 2 Социология в системе общественных и гуманитарных наук

 

  Зададимся  вопросом : Имеются ли достаточные  основания для создания особой  науки - социология , ставящей своей  задачей изучение явлений взаимодействия  между людьми ? Ответ на этот вопрос зависит от решения трех предворительных вопросов: Достаточно ли важен сам класс явлений, которые социология изучает; представляет ли он явление sui generis свойства которого не имеются в других классах явлений; Не изучается ли он другими науками, появившимися раньше социология , и потому делающими последнюю как самостоятельную науку излишней. Практическая важность изучения явления человеческого взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в изучении их мы кровно и эгоистически заинтересованы. Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеется в других классах наук и не изучаются другими науками, т.е. необходим ответ на два последних вопроса.

Социология и физико-химические науки

 

Класс явлений  взаимодействия между людьми несводим к простым физико-химическим и  биологическим процессам. М. б. в  далеком бузующем наука сведет их к последним и объяснит весь сложный  мир межчеловеческих явлений  законами физики и химии. Во всяком случае такие попытки были и продолжают иметь место. Но пока - увы! Что из этого получилось ? Мы имеем ряд  формул вроде того, что: “ сознание есть течение нервно-энергетического  процесса “, “ война, преступление и наказание “ суть явления  ” утечки энергии “, “ продажа- покупка - это реакция обмена “ , ” сотрудничество - есть сложение сил  “, “ социальная борьба - вычитание  сил “ , “ вырождение  - распадение сил ”

Такой же вывод можно сделать и по адресу создания социальной механики, в которой  идет транспортировка понятий механики в область человеческих взаимоотношений.

Здесь индивид  превращается в “ материальную точку  ”, окружающая его среда - социочеловеки - в “ поле сил ” и т. д.

Отсюда идут теоремы вроде следующей: “ увеличение кинетической энергии индивида равно уменьшению энергию потенциальной ”,“ совокупная энергия социальной группы в отношение ее работы в некоторый момент Т, равна совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент   Т0, увеличенной совокупностью работы, которую в этот промежуток времени ( Т1- Т0) произвели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или элементы этой группы ” и т. п.

Информация о работе Становление социологии как науки