Становление социологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 07:05, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, чтобы изучить особенность развития социологической мысли и проектировать положительный опыт на современную ситуацию. Объектом является развитие социологии, а предметом – этапы развития социологической мысли. Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.

Содержание работы

Введение 3 стр.
Глава 1 Предмет социалогии. 4 стр.
Глава 2. Социология в системе общественных и гуманитарных
наук. 7 стр.
Глава 3 . Основные этапы развития социологической мысли
3.1. Древний мир 12 стр.
3.2. Средние века 14 стр.
3.3. Новое время 15 стр
3.4. Начальный этап развития русской социалогии 17 стр.
Заключение 20 стр.
Список литературы 21 стр.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.docx

— 45.68 Кб (Скачать файл)

Вывод: наибольшее внимание проблеме общества уделяла в эпоху  нового время философия, за ней следуют  политическая экономия, наука о государстве  и праве и история.

 

3.4 Начальный этап развития русской социологии

Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о  том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем  человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем  повседневной жизни.

Эта наука  возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».

Этими различными идеологическими установками было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые  были сделаны в 30-х - 40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном, на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение о диалектике - «алгебра революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии.

Пока  речь шла в основном о социологических  условиях и естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических  исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII--XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

Особенно  активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в  начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное  развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Вывод: социология начала зарождаться во время нарастания кризиса общественных отношений. Решить эту проблему предложили К. Маркс  и Ф. Энгельс на основе концепции  научного социализма.

 

 

 

 

           Заключение

Социология  одна из наук, без которой не может  функционировать и развиваться  современное общество. Роль социологического знания, опирающегося на конкретные факты  и исследования и являющегося  основой целостного социального  знания, возрастает по мере роста значимости социальной сферы общества, становления  идеологии и практики социального  государства, социально ориентированной  экономики и социальной политики. Состояние социологического знания и, еще шире, социального мышления зависит от двух взаимосвязанных факторов. Во-первых, от системы образования, подготовки кадров, во-вторых, от роста "знания вглубь", то есть развитости научных исследований. В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин. Среди них такие: Социология - дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов. Негативное влияние на современную российскую социологию оказывает и ее явная политизация, когда результаты опросов общественного мнения превращаются в оружие политической борьбы. В области теории само разрушение догматической марксистской пирамиды привело к образованию идейного вакуума, наполнение которого происходит весьма медленно. Следовательно, социология - не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития. Это говорит о том, что развитие социологической мысли не будет стоять на месте. Социология будет существовать столько же, сколько будет существовать сам человек.

 

Список литературы

  1. Арон: Этапы развития социологической мысли. // Политические исследования. №2. 2008.
  2. Введение в политологию. К.С. Гаджиев, Г.В. Каменская, А.Н. Родионов и др. – М.: Просвещение: Владос, 2000, 256 с.
  3. Журнал социологии и социальной антропологии, 2007 год, №2 Бороноев А.О.
  4. История русской социологии и интеллектуальная история. Шамшурин В.Н. //Социс, 2007 г., № 3.
  5. Общая социология. Маркович Д. Ростов-на-Дону, 2008.
  6. Обществознание. Серия “Учебники 21 века”. – Ростов-на-Дону. Изд-во “Феникс”, 2008, Курбатов В.И. 512 с.
  7. Раймон Арон Этапы развития социологической мысли: Пер. с франц. / Общ. ред. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс Универс, 2003.
  8. Социология. М - 2008. Радугин А. А.
  9. Социология: Общая теория/ под ред. Ерофеева Н. И. М., 2007
  10. Социология: Словарь-справочник № 4. М., 1990
  11. Социология: учебник для вузов – М.: Академический проект, 2008. – 2-е издание, переработанное и дополненное. Кравченко А.И.
  12. Социология: Учебное пособие/ под ред. Кулинцева И. И. М., 2007
  13. Этапы развития социологической мысли: Пер. с франц. / Общ. ред. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс Универс, 2007. Раймон Арон. 20.12.2009.
  14. Социология / Г. В. Осипов и др. М:Мысль,1990.
  15. Марксиско - Ленинская социология. / Под ред. Н.И. Дряхлова. М.: Изд-во Московского ун-та,1989
  16. Система социологии. Питирим Сорокин,1920(1941).
  17. Краткий словарь  по социологии.-М.:Политиздат,1988

 


Информация о работе Становление социологии как науки