Становление социологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 07:05, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, чтобы изучить особенность развития социологической мысли и проектировать положительный опыт на современную ситуацию. Объектом является развитие социологии, а предметом – этапы развития социологической мысли. Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.

Содержание работы

Введение 3 стр.
Глава 1 Предмет социалогии. 4 стр.
Глава 2. Социология в системе общественных и гуманитарных
наук. 7 стр.
Глава 3 . Основные этапы развития социологической мысли
3.1. Древний мир 12 стр.
3.2. Средние века 14 стр.
3.3. Новое время 15 стр
3.4. Начальный этап развития русской социалогии 17 стр.
Заключение 20 стр.
Список литературы 21 стр.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.docx

— 45.68 Кб (Скачать файл)

   Хоть это о и верно с точки  зрения механики, но нам ничего  не дает для раскрытия межчеловеческих  взаимодействий, т.к. в этом  случае  люди перестают существовать  как люди в отличие от неодушевленных  предметов и становятся только  материальной массой.

   Если  преступление есть утечка  энергии, то значит ли, что всякое  рассеяние энергии есть в то  же время и преступление ?

               То есть в  данном случае наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел.

 

   Тем  больше оснований для  существования особой науки, изучающей  людей и их взаимодействия  как человеческое, со всем своеобразном  богатством его содержания.

 

       Социология и биология, в частности, экология.

           Мир человеческих взаимодействий не изучается такими биологическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология.  имеющими дело не с междучеловеческими процессами,  а с явлениями данными в пределах или внутри человеческого организма.

Иначе состоит  дело с экологией как частью биологии. Экология - наука изучающая отношение  организм а к окружающей его внешней  среде, в смысле совокупности условий  существования ( органических и неорганических ). Экология. изучающая взаимоотношение  организмов друг к другу расходится на две ветви: 300-социологию, имеющую  своим предметом взаимоотношения  животных друг к другу ( животные сообщества ). И фито-социологию, социология исследующую взаимоотношения растений друг к другу ( растительное сообщество).

   Как видим, экология имеет объектом  изучения класс явлений, аналогичный  тому. какой является предмет  социология . И тут и там изучаются  факты взаимодействия. И тут и  там  подвергаются исследованию  процессы взаимодействия организмов ( ибо и homo Sapiens есть также организм )

Не поглащается  ли таким образом социология экологией ?Ответ таков: если  люди ни чем  не отличаются от   а амеб и  других организмов, если они не обладают специфическим и свойствами Их можно  поставить знак равенства между  человеком и амебой или другим организмом, между человеком и  растением - тогда, да, тогда никакой  особой homo- социологи и не нужно. Однако напротив,        300 - и фито - социология не только не делают излишней homo- социологию, но и  требуют ее существования.

 

 

Социология и психология

 Если  говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социология  различны. Индивидуальная психология  исследует состав, строение и  процессы индивидуальной психики  и сознания. Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией. Коллективная или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ ( толпа, театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соедененных “, которые изучает социология.

Ясно, что  они ( со и социальная психология ) не подменяют друг друга, а более  того социальная психология могла бы стать главной со, одним ее разделом, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.

Психология  сосредоточена на внутреннем мире человека, его  восприятии, а со - изучает  человека через призму его социальных связей и взаимоотношений. 

 

Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей.

Все социальные науки : политология, право, наука о  религии, нравах, морали, искусстве  и т. д. изучают также явления  человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.

Так, наука  права изучает специальный вид  явлений человеческих взаимоотношений: вверителя и должника, супруги  и супруга.

Объект  политической экономии - совместная хозяйственная  деятельность людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления  материальных благ.

Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей.

Мораль - определенный вид человеческого  поведения и дает рецептуру должного взаимодействия

 

Эстетика - изучает явления взаимодействия, складывающихся на почве обмена эстетическими  реакциями ( между актером и зрителями, между художником и толпой и т.д. )              

Короче, социальные науки изучают тот  или иной вид взаимодействия людей. А со занимает в сиситеме общественных и гуманитарных наук особое место. Положение социологии среди других общественных и гуманитарных наук можно проиллюстрировать следующей формулой

 

Социалогия занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную  об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур.

Положение со по отношению к специальным  общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания. Положение общей части  физики - к акустике, слектронике, учению о свете и т. д.

 

Социология  и история

 

В системе  общественных наук есть дисциплина, с  кот орой связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой.                                            И история, и со имеет объектом  и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность.

 

 

Глава 3. Основные этапы развития социологической мысли

 

3.1 Древний мир

Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у  истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей  даже прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.

Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и отражения действительности?»  и возникают представления о  социальном равенстве и неравенстве. В этих представлениях однозначно доминировали отраженная в мифах положительная  оценка уравнительности и отрицание  неравенства. Однако по мере развития человеческого общества, усложнения его структуры складываются представления  о неизбежности социального неравенства.

В середине первого тысячелетия до н. э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем и религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.

На Западе социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V—IV вв. до н. э. в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля, в учениях которых оформились два важнейших направления, взаимодействовавших на протяжении всей истории социальной мысли. Первое — выдвигает и обосновывает идею приоритета общего, общественного интереса. Оно представлено, прежде всего, учением Платона, рассматривающим эту идею в знаменитом труде «Государство». У Платона общество уподобляется «огромному человеку». Трём началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) в идеальном государстве аналогичны тоже три начала (совещательное, защитное и деловое), которым в свою очередь соответствуют три сословия — правители, воины и производители (ремесленники, земледельцы). Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Неравенство с помощью «благородного вымысла» обосновывается как естественное, исходно предопределенное: хотя все люди рождены землей, но у одних примешано золото, значит, они должны править; у других — серебро, и посему они становятся воинами; у третьих примешаны железо и медь, они призваны быть производителями. Все сословия служат сохранению единства, стабильности общества. Государство, полагал Платон, должно не потакать амбициям отдельных, пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества служению делу его сохранения. В идеальном государстве социальное неравенство является средством поддержания социальной стабильности, но отнюдь не получения выгоды высшими слоями.

Вывод: лишь у истоков  человеческой истории начинается процесс  осмысления общества, общественной жизни. Общество становится объектом анализа  людей.

 

 

 

 

3.2 Средние века

В период средневековья развитие социальных отношений осуществляется преимущественно  под контролем системы нравственных, религиозных норм, что оказало  влияние и на развитие социальной мысли.

Наиболее  видной фигурой теологической социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский, осуществивший «модернизацию» раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля. Учение Фомы (томизм) стало важным шагом  в укреплении духовной власти католицизма  над развитием социальной жизни (в 1879 г. это учение было объявлено «единственно истинной философией католицизма»), но не остановило Реформацию католицизма. Идейное оформление Реформация получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, представлявших бюргерско-буржуазное направление, и Т. Мюнцера, вождя народной Реформации. Важнейшая идея Реформации — необходимость личной ответственности человека, отрицание посредничества церковной иерархии.

Наряду  с идеями индивидуалистическими, частнособственническими  в XVI в. постепенно оформляется социалистическое социально-политическое течение как идеология нарождающегося пролетариата. Родоначальником утопического социализма принято считать Т. Мора (1478—1535 гг.), изобразившего в «Утопии» общество, в котором нет частной собственности, обобществлены производство и быт, а труд является обязательным для всех.

Критикуя  капитализм и вскрывая его антигуманную сущность, социалисты-утописты считали  идеальным такое общество, в котором  осуществляется государственное или  общественное руководство экономикой, не знающей товарно-денежных отношений. Но они не смогли найти стимулы  к труду в обществе без конкуренции, частной собственности и самоорганизации экономической жизни. Главное — ставка на прямое государственное регулирование и социальный контроль.

Вывод: немалое  влияние оказало на развитие социальной мысли, то, что развитие социальных отношений осуществлялось преимущественно  под контролем системы нравственных, религиозных норм.

3.3 Новое время

Непосредственно подготовившими условия для появления социологии считают представления об обществе, возникающие в рамках теоретических  направлений общественной и в  особенности философской и политической мысли, начиная с XVI в. и до момента  приобретения социологией статуса  самостоятельной науки в XIX в. Наибольшее внимание проблеме общества уделяла  в данный период философия, за ней  следуют политическая экономия, наука  о государстве и праве и  история. В исторической науке по существу с момента ее возникновения  развиваются элементы эмпирического  исследования общественных явлений.

Представления об обществе, складывающиеся в этот период в рамках философии, а затем и прочих наук, обозначали по-своему начало новой  общественно-экономической формации - капитализма - и представляли собой  надстройку над экономическим базисом  этой формации, которая по своим  характеристикам выступала отрицанием феодализма как общественно-экономической  формации.

Капиталистический способ производства, который в данный период все больше становится доминирующим, требовал упразднения  правового неравенства людей. Попытки  найти наиболее адекватный способ его  реализации приводят к возникновению  многочисленных теорий, рассматривающих  отношение между государством и  индивидом как свободным человеком. В то же время предпринимаются  также усилия открыть как законы, господствующие в хозяйственной жизни, так и законы исторического развития общества как целостности всех социальных явлений. Как результат этих попыток возникают разнообразные теории. Общими чертами этих теорий являются их рационально-научный характер и их постепенное освобождение от теологического взгляда на мир и, в особенности, на общество, а также стремление не только расширить рамки понимания человеком общества, но и вовлечь человека в осуществление социальных перемен.

Философия в XVII в. особенно сосредоточилась  на изучении закономерностей развития общества. Подобная ее ориентация привела  к возникновению философии истории как отдельной философской дисциплины, которую, учитывая ее предметную направленность, вполне можно считать непосредственной предтечей общей социологии. Философия истории возникает как особая научная дисциплина, выражающая потребность в объяснении развития общества в данный период. В это время европейское общество - в наиболее развитых странах - находилось в фазе перехода от феодализма к капитализму, что делало его весьма подвижным и динамичным, требуя пересмотра характерных для феодализма представлений об обществе как о чем-то неизменном. В это же время разного рода путешественники и миссионеры приносят известия о народах дальних стран, их обычаях, об их образе жизни, отличном от европейского. Учение Сен-Симона, во многом противоречивое, оказало значительное влияние как на развитое К. Марксом материалистическое понимание общества, так и на развитие - прежде всего усилиями О. Конта - социологии.

Эти и ряд других учений об обществе в целом или об отдельных  социальных явлениях непосредственно  предшествовали и обеспечили возникновение  социологии, поскольку, при всех своих  недостатках, поставили ряд фундаментальных  социологических проблем и аккумулировали в себе ту сумму знаний об обществе, из которой впоследствии развились все значительные социологические теории.

Информация о работе Становление социологии как науки