Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:19, реферат
Термин "социология", как было указано в начале, принадлежит О. Конту. Он выдвинул идею социальной физики - так первоначально обозначалось новое направление в науке. По мнению Огюста Конта, социальная физика не сводит явления общественной жизни к физическим. Специфика социального учитывалась французским ученым в рамках позитивного синтеза, своего рода системы наук.
О. Конт был одаренным и по-своему оригинальным человеком. Не получив в молодости систематического образования, он провозглашает принцип умственной гигиены, игнорируя научные публикации, кроме собственных, дабы не засорять ум бессмысленной информацией: меньше читать, чтобы больше знать.
Иерархия основных наук выглядит, с точки зрения О. Конта, так: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. Следовательно, социология основывается на законах биологии, без них невозможна, но имеет сверх этого нечто свое, своеобразное. Сложившаяся к эпохе Просвещения система наук, по его мнению, представляет собой исторический процесс развития науки от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая последующая ступенька - наука более высокого порядка, но подразумевает предыдущую как необходимую предпосылку.
В основной своей
работе "Закат Европы" немецкий
социальный философ О. Шпенглер предрекал
гибель европейской цивилизации. В
известной мере он подготовил почву
для национал-
Она поделена на 8 основных
типов:
египетская,
индийская,
вавилонская,
китайская,
греко-римская,
византийско-арабская,
культура майя,
русско-сибирская
Во-вторых, развитие
культуры подчинено жесткому ритму:
рождение, детство, молодость, зрелость,
старость и закат. В пределах общего
цикла выделяются два главных
этапа: восхождение - собственно культура
и этапы ее нисхождения - цивилизация.
По мере развития любой культуры происходит
ее окостенение, омертвление творческих
начал, что проявляется в процессах
омассовления, символы которого - скопление
людей в мегаполисах вместо деревень
и небольших городов, глобализация
всех форм жизни - хозяйства, политики,
техники, науки. Свое концентрированное
выражение эти процессы находят
в мировых войнах, цель которых -
господство государств, народов - победителей
над миром, кроме того, в появлении
фигуры фюрера, вождя, цезаря, что имело
место во всех культурах на стадии
цивилизации. Хотя бесконечная череда
войн ведет к закату, гибели культур,
О. Шпенглер относится к такой
перспективе с мрачным
Близки к идеям
О. Шпенглера взгляды русского социолога
Н. Данилевского, который предложил
теорию культурно-исторических типов.
В ней упор делается на многолинейность
развития цивилизации в отличие
от европоцентристских представлений.
Н. Данилевский, а
затем А. Тойнби выделили 13 типов. Добавились
греческий, римский, еврейский, аравийский,
славянский. Кроме того, русский
философ, подчеркивая многолинейность
развития культуры, цивилизации, отстаивал
идею их обособленности, замкнутости.
Культурно-исторические типы он различал
по своеобразию четырех
Н. Данилевский выступал
как идеолог самодержавия, защитник
национальной вражды. Основная его
работа - "Россия и Европа. Взгляд
на культурное и политическое отношение
Славянского мира к Германо-Романскому".
Вот мнение об этой книге П. Сорокина:
"Начатая как памфлет
Но есть и другая
сторона медали. В Н. Данилевском
видели теоретика воинствующего
и враждебного народам Европы
панславизма, идеолога русского империализма
и экспансии. Победа СССР над Германией,
создание социалистического содружества
подавались как реализация панславистских
идей Данилевского, только вместо Константинополя
и Босфора у России оказался Кенигсберг
с Восточной Пруссией.
Н. Данилевский реализовал
идею А.С. Пушкина, сформулированную в
1830-1831 гг.: "Россия никогда не имела
ничего общего с остальной Европой...
история ее требует другой мысли,
другой формулы, чем мысли и формулы,
выведенные Гизотом из истории Христианского
Запада".
Вглядываясь в трагедию
последних лет - распад великой державы,
- поневоле задумываешься: может, потому
и возникли проблемы СССР, что различные
культурно-исторические типы - славянский,
еврейский, арабский, романо-германский
- Россия попыталась соединить в
едином государстве. Видимо, народы, представляющие
различные культурно-
К рассматриваемому
направлению социологической
Следуя рекомендациям
и принципам, изложенным в документах
Конференции ООН по окружающей среде
и развитию, необходимо и возможно
осуществить в РФ последовательный
переход к устойчивому
Марксизм
В противовес функционалистским
подходам, отстаивающим эволюционные,
стабилизационные моменты в социальном
развитии, марксизм (конфликтологические
теории) особенно выделяет борьбу различных
групп и направлений.
Прежде всего, это
марксистская традиция в социологии,
подчеркивающая экономический детерминизм
в социальном развитии, соперничество,
антагонизм различных социальных групп.
При этом надо иметь в виду, что
марксизм широко используется и на
Западе. Правда, здесь из него выбрасывается
радикальное содержание, используются
идеи раннего К. Маркса. В итоге
марксизм носит фрагментарный характер.
В России в результате
деятельности В. Ленина марксистская социология
превратилась в основу политической
практики и серьезно себя дискредитировала.
Но, разумеется, не перестала существовать.
Типичный пример - новая программа
РКП Г. Зюганова.
Дж. Александер, автор
книги "Социологическая теория после
1945 года", пишет: "Марксизм отличается
от других форм современной социологии
не столько своими теоретическими предпосылками,
сколько своей идеологией. Речь идет
о роли, которую играет эта идеология.
Марксизм - единственная форма социологической
теории, моральные установки которой
сразу же бросаются в глаза".
При этом Дж. Александер подчеркивает,
что указанные обстоятельства не
делают марксистскую социологию менее
научной, чем другие направления
социологической теории.
Методологической
основой этого направления
Неомарксизм
Другое заметное
направление современной
К ней относятся:
Макс Хоркхаймер,
Теодор Адорно,
Герберт Маркузе,
Эрих Фромм,
Юрген Хабермас.
Иногда это направление
называют неомарксизмом.
После прихода к
власти Гитлера Франкфуртская школа
была разгромлена. Основная часть сотрудников
размещалась сначала в Женеве
и Париже, а потом в Колумбийском
университете США.
Главная социологическая
идея - отчуждение человека, стандартизация
и обезличивание в современном
обществе. Характерна также жесткая
и беспощадная критика
Пожалуй, самая яркая
и заметная фигура из вышеназванных
- Г. Маркузе - идеолог новых левых,
леворадикального молодежного движения
в Западной Европе.
Основные надежды
он возлагал:
на антропологическом
уровне - на изначальные эротические
влечения, подавленные индустриальным
обществом, то есть на сексуальную революцию;
на уровне культуры
- на авангардистское искусство, прежде
всего сюрреализм, - искусство, выражающее
бунт против репрессивной культуры позднебуржуазного
общества;
на социальном уровне
- на те социальные группы, которые еще
не интегрировало индустриальное общество,
- молодежь, люмпены, национальные меньшинства
и т.п.
Комплекс этих идей
обеспечил Г. Маркузе популярность
среди леворадикальной
В настоящее время влияние социологов Франкфурской школы сильно снизилось и находит свое отражение в идеях кризиса позднекапиталистического общества. Представители конфликтологической социологии считают, что главное - это соперничество различных групп за власть, перераспределение доходов, монополию на духовное лидерство, и устранить эти конфликты невозможно.
4. Технократическое
направление
Третье крупное
направление современной
В настоящее время
это самое представительное направление
социологической мысли в
Структурно-функциональный
анализ
В этом направлении
социологической мысли роль методологической
теории выполняют разработки школы
структурно-функционального
Самые видные представители:
Роберт Кинг Мертон,
Толкот Парсонс,
Роберт Парк,
Герберт Спенсер.
Разработка структурно-
Г. Спенсер выдвинул
три основных постулата структурно-
функциональное единство
общества, то есть согласованность
функционирования;
универсальный функционализм,
то есть полезность всех социальных явлений;
функциональная необходимость.
Основная теорема
Р. Мертона утверждает: "Как одно
явление может иметь различные
функции, так и одна и та же функция
может проявляться в различных
явлениях". Он объяснил, почему люди
часто против своей воли оказываются
задействованными в общественных системах.
Р. Мертон ввел понятие
явных и латентных функций. Явные
функции - следствие преднамеренных
действий, а латентные - это те, последствия
которых не входили в намерение
человека или социальной группы. Сама
общественная жизнь понимается представителями
структурно-функционального