Становление социологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:19, реферат

Описание работы

Термин "социология", как было указано в начале, принадлежит О. Конту. Он выдвинул идею социальной физики - так первоначально обозначалось новое направление в науке. По мнению Огюста Конта, социальная физика не сводит явления общественной жизни к физическим. Специфика социального учитывалась французским ученым в рамках позитивного синтеза, своего рода системы наук.
О. Конт был одаренным и по-своему оригинальным человеком. Не получив в молодости систематического образования, он провозглашает принцип умственной гигиены, игнорируя научные публикации, кроме собственных, дабы не засорять ум бессмысленной информацией: меньше читать, чтобы больше знать.
Иерархия основных наук выглядит, с точки зрения О. Конта, так: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. Следовательно, социология основывается на законах биологии, без них невозможна, но имеет сверх этого нечто свое, своеобразное. Сложившаяся к эпохе Просвещения система наук, по его мнению, представляет собой исторический процесс развития науки от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая последующая ступенька - наука более высокого порядка, но подразумевает предыдущую как необходимую предпосылку.

Файлы: 1 файл

становление социологии как науки.docx

— 32.43 Кб (Скачать файл)

В основной своей  работе "Закат Европы" немецкий социальный философ О. Шпенглер предрекал  гибель европейской цивилизации. В  известной мере он подготовил почву  для национал-социалистического  мировоззрения. Его философия истории  строится, во-первых, на том, что нет  единой общечеловеческой культуры. 

Она поделена на 8 основных типов:  

египетская,  

индийская,  

вавилонская,  

китайская,  

греко-римская,  

византийско-арабская,  

культура майя,  

русско-сибирская  

Во-вторых, развитие культуры подчинено жесткому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость и закат. В пределах общего цикла выделяются два главных  этапа: восхождение - собственно культура и этапы ее нисхождения - цивилизация. По мере развития любой культуры происходит ее окостенение, омертвление творческих начал, что проявляется в процессах  омассовления, символы которого - скопление  людей в мегаполисах вместо деревень и небольших городов, глобализация всех форм жизни - хозяйства, политики, техники, науки. Свое концентрированное  выражение эти процессы находят  в мировых войнах, цель которых - господство государств, народов - победителей  над миром, кроме того, в появлении  фигуры фюрера, вождя, цезаря, что имело  место во всех культурах на стадии цивилизации. Хотя бесконечная череда войн ведет к закату, гибели культур, О. Шпенглер относится к такой  перспективе с мрачным воодушевлением. Нет более высокого смысла для  человека, чем участие в таких  войнах. Этот, по выражению Т. Манна, свинцовый фатализм и был в  известной мере идеологическим обоснованием фашизма. Есть достаточно исторических фактов (культ личности и др.), позволяющих  утверждать, что некоторые шпенглеровские идеи отразились и на нашей истории. 

Близки к идеям  О. Шпенглера взгляды русского социолога  Н. Данилевского, который предложил  теорию культурно-исторических типов. В ней упор делается на многолинейность  развития цивилизации в отличие  от европоцентристских представлений. 

Н. Данилевский, а  затем А. Тойнби выделили 13 типов. Добавились греческий, римский, еврейский, аравийский, славянский. Кроме того, русский  философ, подчеркивая многолинейность  развития культуры, цивилизации, отстаивал  идею их обособленности, замкнутости. Культурно-исторические типы он различал по своеобразию четырех основополагающих видов деятельности: религиозной - еврейский  тип, культурной - греческий, политической - римский, экономической - романо-германский. Славянскому типу, по мнению Н.Я. Данилевского, с его православием, крестьянской общиной, самобытной культурой, предначертано  стать ведущим культурно-историческим типом. 

Н. Данилевский выступал как идеолог самодержавия, защитник национальной вражды. Основная его  работа - "Россия и Европа. Взгляд на культурное и политическое отношение  Славянского мира к Германо-Романскому". Вот мнение об этой книге П. Сорокина: "Начатая как памфлет высочайшего  уровня, она демонстрирует политическую дискуссию такой пробы, что превращается в выдающийся трактат по философии  истории и социологии культуры и  оканчивается как образец необычайно проницательного и верного по существу политического прогнозирования  и проповеди". П. Сорокин считал, что Н. Данилевский на 50-70 лет раньше, чем западные ученые, пришел к положениям и выводам современной науки. 

Но есть и другая сторона медали. В Н. Данилевском  видели теоретика воинствующего  и враждебного народам Европы панславизма, идеолога русского империализма и экспансии. Победа СССР над Германией, создание социалистического содружества  подавались как реализация панславистских идей Данилевского, только вместо Константинополя  и Босфора у России оказался Кенигсберг с Восточной Пруссией. 

Н. Данилевский реализовал идею А.С. Пушкина, сформулированную в 1830-1831 гг.: "Россия никогда не имела  ничего общего с остальной Европой... история ее требует другой мысли, другой формулы, чем мысли и формулы, выведенные Гизотом из истории Христианского  Запада". 

Вглядываясь в трагедию последних лет - распад великой державы, - поневоле задумываешься: может, потому и возникли проблемы СССР, что различные  культурно-исторические типы - славянский, еврейский, арабский, романо-германский - Россия попыталась соединить в  едином государстве. Видимо, народы, представляющие различные культурно-исторические типы, могут сосуществовать вместе до известного предела. В нашем случае сосуществовали разные культурно-исторические типы. Исчезла внешняя угроза, и  на определенном уровне национального  самосознания стали разваливать  общий дом. Белоруссия, Украина, Россия, если не считать вкраплений типа католической Западной Украины,- единый культурно-исторический тип. 

К рассматриваемому направлению социологической мысли  можно отнести и разработку концепции  устойчивого развития современного мира. Она была впервые сформулирована на Бразильском конгрессе по экологии и активно развивается во всех странах, в том числе и России. 

Следуя рекомендациям  и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде  и развитию, необходимо и возможно осуществить в РФ последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение  социально-ресурсного сохранения благоприятной  окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих  поколений людей.

 Марксизм  

В противовес функционалистским  подходам, отстаивающим эволюционные, стабилизационные моменты в социальном развитии, марксизм (конфликтологические  теории) особенно выделяет борьбу различных  групп и направлений. 

Прежде всего, это  марксистская традиция в социологии, подчеркивающая экономический детерминизм  в социальном развитии, соперничество, антагонизм различных социальных групп. При этом надо иметь в виду, что  марксизм широко используется и на Западе. Правда, здесь из него выбрасывается  радикальное содержание, используются идеи раннего К. Маркса. В итоге  марксизм носит фрагментарный характер. 

В России в результате деятельности В. Ленина марксистская социология превратилась в основу политической практики и серьезно себя дискредитировала. Но, разумеется, не перестала существовать. Типичный пример - новая программа  РКП Г. Зюганова. 

Дж. Александер, автор  книги "Социологическая теория после 1945 года", пишет: "Марксизм отличается от других форм современной социологии не столько своими теоретическими предпосылками, сколько своей идеологией. Речь идет о роли, которую играет эта идеология. Марксизм - единственная форма социологической  теории, моральные установки которой  сразу же бросаются в глаза". При этом Дж. Александер подчеркивает, что указанные обстоятельства не делают марксистскую социологию менее  научной, чем другие направления  социологической теории. 

Методологической  основой этого направления социологической  мысли является исторический материализм. Основной вклад в социологию: теории классовой борьбы, социального конфликта, отчуждения человека. Некоторые идеи марксистской социологии не выдержали  испытания временем, например, идея об абсолютном обнищании рабочего класса по мере развития капиталистического общества. Другие идеи - социального  равенства, общенародного государства - были дискредитированы в политической практике реального социализма.

 Неомарксизм  

Другое заметное направление современной конфликтологической  социологии развивалось под воздействием Франкфуртской школы социальных исследований, которая сложилась  в Германии в 30-е гг. 

К ней относятся:  

Макс Хоркхаймер,  

Теодор Адорно,  

Герберт Маркузе,  

Эрих Фромм,  

Юрген Хабермас.  

Иногда это направление  называют неомарксизмом.  

После прихода к  власти Гитлера Франкфуртская школа  была разгромлена. Основная часть сотрудников  размещалась сначала в Женеве и Париже, а потом в Колумбийском университете США. 

Главная социологическая  идея - отчуждение человека, стандартизация и обезличивание в современном  обществе. Характерна также жесткая  и беспощадная критика современного общества - и капитализма, и социализма; тотальное отрицание всякой идеологии. Теоретические истоки Франкфуртской  школы - марксизм и левый фрейдизм, фрейдомарксизм. В обстановке марксистского  ренессанса в западноевропейской общественной мысли сложилась леворадикальная, или так называемая критическая, социология. 

Пожалуй, самая яркая  и заметная фигура из вышеназванных - Г. Маркузе - идеолог новых левых, леворадикального молодежного движения в Западной Европе. 

Основные надежды  он возлагал:  

на антропологическом  уровне - на изначальные эротические  влечения, подавленные индустриальным обществом, то есть на сексуальную революцию;  

на уровне культуры - на авангардистское искусство, прежде всего сюрреализм, - искусство, выражающее бунт против репрессивной культуры позднебуржуазного  общества;  

на социальном уровне - на те социальные группы, которые еще  не интегрировало индустриальное общество, - молодежь, люмпены, национальные меньшинства  и т.п.  

Комплекс этих идей обеспечил Г. Маркузе популярность среди леворадикальной молодежи. Однако, увидев к чему привели его  идеи на практике, он отмежевался от них в работе "Контрреволюция и бунт" (1972). 

В настоящее время  влияние социологов Франкфурской школы  сильно снизилось и находит свое отражение в идеях кризиса  позднекапиталистического общества. Представители  конфликтологической социологии считают, что главное - это соперничество  различных групп за власть, перераспределение  доходов, монополию на духовное лидерство, и устранить эти конфликты  невозможно.

4. Технократическое  направление  

Третье крупное  направление современной социологической  мысли - технократическое. Здесь можно  назвать такие течения, как эмпирическая социология, структурно - функциональный анализ, концепции постиндустриального, технотронного, информационного общества. 

В настоящее время  это самое представительное направление  социологической мысли в странах  Запада, да и в нашей стране. Отметим  парадоксальную ситуацию: отечественные  социологи на общеметодологическом уровне присягали на верность марксистской социологии, на практике придерживались теорий среднего уровня, а на уровне эмпирических исследований исповедовали структурно-функциональный анализ. Приходилось  развиваться под прессом идеологических догм. В нашей стране подготовка социологов в университетах была начата только во второй половине 80-х  гг.

 Структурно-функциональный  анализ  

В этом направлении  социологической мысли роль методологической теории выполняют разработки школы  структурно-функционального анализа. 

Самые видные представители:  

Роберт Кинг Мертон,  

Толкот Парсонс,  

Роберт Парк,  

Герберт Спенсер.  

Разработка структурно-функционального  анализа выполнена в основном американскими социологами. Начало положила Чикагская школа, где еще  в конце прошлого века был создан первый факультет социологии. В частности, Роберт Парк разрабатывал основные принципы структурно-функционального анализа, изучая городскую среду и ее функции. 

Г. Спенсер выдвинул три основных постулата структурно-функционального  анализа:  

функциональное единство общества, то есть согласованность  функционирования;  

универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений;  

функциональная необходимость.  

Основная теорема  Р. Мертона утверждает: "Как одно явление может иметь различные  функции, так и одна и та же функция  может проявляться в различных  явлениях". Он объяснил, почему люди часто против своей воли оказываются  задействованными в общественных системах. 

Р. Мертон ввел понятие  явных и латентных функций. Явные  функции - следствие преднамеренных действий, а латентные - это те, последствия  которых не входили в намерение  человека или социальной группы. Сама общественная жизнь понимается представителями  структурно-функционального анализа  как бесконечное множество и  переплетение взаимодействий людей. Для  их анализа недостаточно указать  систему, в которой они находятся. Необходимо найти устойчивые элементы в самой системе. Таким образом, оказывается, что системы не состоят  из людей. Люди только в них участвуют, образуя определенные структуры, выполняя роли, занимая статус. Эта схема  распространяется на все общности - вплоть до семьи. 

Информация о работе Становление социологии как науки