Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:19, реферат
Термин "социология", как было указано в начале, принадлежит О. Конту. Он выдвинул идею социальной физики - так первоначально обозначалось новое направление в науке. По мнению Огюста Конта, социальная физика не сводит явления общественной жизни к физическим. Специфика социального учитывалась французским ученым в рамках позитивного синтеза, своего рода системы наук.
О. Конт был одаренным и по-своему оригинальным человеком. Не получив в молодости систематического образования, он провозглашает принцип умственной гигиены, игнорируя научные публикации, кроме собственных, дабы не засорять ум бессмысленной информацией: меньше читать, чтобы больше знать.
Иерархия основных наук выглядит, с точки зрения О. Конта, так: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. Следовательно, социология основывается на законах биологии, без них невозможна, но имеет сверх этого нечто свое, своеобразное. Сложившаяся к эпохе Просвещения система наук, по его мнению, представляет собой исторический процесс развития науки от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая последующая ступенька - наука более высокого порядка, но подразумевает предыдущую как необходимую предпосылку.
В качестве основных
категорий применяются такие, как
структура, элемент, функция, система,
социальная роль. На уровне эмпирической
социологии эти подходы работают
неплохо, и потому их охотно используют
отечественные социологи в
Одним из типичных представителей
технократического направления
в социологии является У. Ростоу, создатель
теории единого индустриального
общества.
Он определил главные
стадии развития производительных сил:
традиционное общество;
стадия скачка;
стадия зрелости;
общество массового потребления.
Глобализация
современной социологии
К середине ХХ в. вполне
определенно обнаружились две тенденции
в развитии мировой социологии: европейская
и американская. Европейская социология
развивалась в тесной связи с
социальной философией, а американская
изначально формировалась как наука
преимущественно о человеческом
поведении. Социология в США ведет
начало с Чикагской школы 20-х гг.
Именно Чикагская школа, утвердившая
метод наблюдения и другие формы
полевых исследований, создала особый
облик американской социологии. К
настоящему времени это, по преимуществу,
проблемно-ориентированная
В послевоенные годы
"чистые" линии в развитии мировой
социологии стираются. В 20-40-х гг. в
США наряду с собственно американским
направлением влиятельным было европейское,
представленное прежде всего такими
крупными теоретиками, как Т. Парсонс
и П. Сорокин. Главные достижения
американской социологии лежат в
развитии теорий среднего уровня, особенно
в таких областях, как теория организации,
социальная структура, малые группы,
коллективное поведение, массовые коммуникации,
социология труда и профессий, семьи.
Ориентированная на решение конкретных
социальных проблем, что вполне соответствует
отечественному прагматизму, американская
социология открыла новые области,
ранее либо вовсе не изучавшиеся,
либо оставшиеся на периферии более
крупных предметных областей социологического
исследования.
В наши дни наблюдается
своего рода "американизация" западноевропейской
социологии, все еще сохраняющей
классическую социально-философскую
ориентацию. С одной стороны, сказываются
воздействия социальной практики и
необходимость обращаться за субсидиями
на социологические исследования к частным
организациям. С другой стороны, на европейскую
социологию оказывают влияние далеко
продвинутые проблемно-ориентированные
исследования, проведенные в США, на основе
которых развиваются традиционные и возникают
новые частносоциологические концепции.
Западноевропейская социология также
движется в сторону проблемно-ориентированного
и преимущественно прикладного развития.
Наконец, современный
период развития мировой социологии,
как подчеркивалось на XII Мировом
социологическом конгрессе в
Мадриде (1990 г.), - период "глобализации".
Глобализация - не национальная и не
интернациональная парадигма
Вместе с тем
глобализация как современный этап
развития мировой социологии есть ответ
на объективные процессы. В нашем
мире уже трудно говорить о доминирующей
"самодостаточности" отдельных
обществ и государств. Цивилизация
на пороге XXI в. все больше представляет
собой взаимосвязанную систему
и в области экономики, и в
политической организации (ООН, ЕЭС
и другие региональные политические
и экономические сообщества, включая
СНГ), и в сфере культуры, и глобальных
коммуникаций. Наконец, человечество оказывается
лицом к лицу с общими для всех
стран и народов опасностями:
ядерной войной, уничтожением природной
среды, эпидемиологическими
Вообще, ни одно направление
современной социологии само по себе
не может дать полной картины современного
общества. Невозможно представить современное
общество без борьбы, без конфликтов.
В то же время общество немыслимо
без определенной стабильности, эволюционного
развития, гармоничного сочетания интересов
различных социальных групп. Поэтому
нужна интеграция разных социологических
традиций, что и происходит в современной
отечественной социологии. При этом
стоит иметь в виду, что социология
находится ближе всех общественных
наук к реальной политике со всеми
вытекающими из этого последствиями.
Социологии, в том
числе и марксистской, приходилось
отстаивать свое право на существование.
В СССР в середине 30-х гг. ее называли
буржуазной наукой, а в Германии
- социалистическими идеями. Поэтому
в России социология прикрывалась историческим
материализмом, в Германии - национальной
экономикой. Почему так произошло? На
идейно-теоретическом уровне никто
против социологии не выступает, статус
не подвергается сомнению, но ее научные
выводы, прогнозы часто не устраивают
власть предержащих. И социология оказывается
своего рода маргинальной наукой, вынужденной
подстраиваться под настроение тех,
кто стоит у руля. Дело еще и
в том, что социология достаточно
дорогая наука и не может обойтись
без финансовой поддержки власти.
А власть пытается эту науку превратить
в средство политической борьбы, своего
политического господства. Та же самая
ситуация, что характерна и для средств
массовой информации.
Можно назвать и
некоторые другие теоретические
подходы к исследованию общества,
например:
биосоциология;
этнометодология;
символический интеракционизм;
теория обмена и
другие.
Для них характерны достаточно оригинальные подходы к объяснению смысла взаимодействия личностей, социальных групп в обществе.
Список литературы
Американская социологическая
мысль. М., 1994.
Вебер М. Избранные
произведения. М., 1990.
Голосенко И. А. Оглядываясь
на Огюста Конта //СоцИС. 1992. №1.
Голосенко И. А., Козловский
В. В. История русской социологии
XIX-XX вв. М., 1995.
Гофман А. Б. Семь
лекций по истории социологии: Учебное
пособие для вузов. М., 1995.
Громов И. А., Воронцов
А. В., Мацкевич А. Ю. Социология: XIX-XX вв.:
Учебное пособие. М., 1997.
Громов И. А., Мацкевич
А. Ю, Семенов В. А. Западная теоретическая
социология. М., 1996.
Данилевский Н. Я. Россия
и Европа. М., 1991.
Дюркгейм Э. Социология,
ее предмет, метод, предназначение. М.,
1995.
Ковалевский М. М. Социология.
Соч.: В 2-х т. М., 1997.
Медушевский А. Н. История
русской социологии. М., 1993.
Очерки по истории
теоретической социологии XX столетия
/Отв. ред. Ю. Н. Давыдов. М., 1994.
ПарсонсТ. Система
современных обществ. М., 1997.
Современная западная
социология: Словарь. М., 1990.
Сорокин П. А. Система
социологии: В 2-х т. М., 1993.
Шпенглер О. Закат
Европы. М., 1993.
Для подготовки данной
работы были использованы материалы
с сайта http://websites.pfu.edu.ru/