Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:52, курсовая работа
Рассматривая проблему становления среднего класса в российском обществе отметим, что наличие и положение среднего класса в обществе является одним из индикаторов уровня развития экономики и характера политической системы. Значительный средний класс свидетельствует об относительном благополучии страны и, в свою очередь, способствует ему. Формирование массового среднего класса на всех этапах реформ в России декларировалось как одна из целей преобразований.
Таким образом стиль жизни нового обеспеченного класса характеризуется престижным статусным потреблением. Это потребление позволяет группе самоидентифицироваться и дистанцироваться от других социальных групп. Можно сказать, что социальная среда вынуждает индивидуумов к такому потреблению, если они хотят принадлежать к данной социальной среде.
Новый обеспеченный класс России претендует на роль высокостатусной социальной группы, но для этого ему не хватает социального престижа, символического капитала. С этой целью, новая социальная среда сама формирует систему элитного образования, в которую стремится допускать только представителей своей социальной группы.
Таким образом, создание системы элитного образования является способом приобретения авторитета и власти нового обеспеченного класса России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сейчас понятия "средний класс" и особенно "центризм" используются часто, но их содержание — вообще и применительно к России — почти не анализируется. По данным опросов, в частности, Фонда "Общественное мнение", едва ли не каждый второй россиянин оценивает свое положение в обществе как "среднее", а самый примитивный контент-анализ отечественной прессы показывает: семь из каждых десяти политиков утверждают, что они представляют организации или движения центристского типа. С их легкой руки в общественном мнении сложилось ложное представление о том, что центристы — это якобы просто умеренные, все те, кто не экстремисты, т. е. крайние; последними же себя объявляют совсем уже мнимые единицы, да и то большей частью по недомыслию или для вящей рекламы. Так и образовалось расхождение, "ножницы" между действительно существующими в мире социальным феноменом (средним классом) и его политическим выражением (центризмом) и их коллективным восприятием россиянами.
Одной из главных целей деятельности российских реформаторов было создание среднего класса. Средний класс должен был составить социальную базу реформ. Первоначально реформистская мотивация была негативной: стремление к реформированию страны вырастало из недовольства и протеста широчайших слоев населения. Такая мотивация недолговечна. Требовалась выработка позитивной мотивации, то есть мотивации, ориентированной не на отрицание прошлого, а на поддержание и сохранение существующего состояния. Носителем такой мотивации должен был стать средний класс.
Возникновение среднего
класса в ходе реформ стало бы свидетельством
окончательного крушения коммунизма и
гарантией необратимости
Проект создания среднего класса путем ваучерной приватизации привел к результату, который оказался прямо противоположен желаемому: вместо общества среднего класса сложилось общество с резкой социальной поляризацией, где до 40% населения живет ниже уровня бедности, а до 90% национального богатства сосредоточивается в руках 10% населения. В таких условиях невозможно говорить о социальной стабильности, такое общество неизбежно располагает высоким потенциалом конфликтности и протеста, а само существование хорошо обеспеченных слоев рассматривается обездоленными как вызов и провокация. Об этом убедительно свидетельствуют события последних лет российской истории.
Проект создания массового среднего класса путем наделения каждого человека толикой собственности был обречен на неудачу прежде всего потому, что зиждился на устаревших представлениях о среднем классе. Речь не о том, что они были теоретически устаревшими, то есть не соответствующими неким новейшим теориям, а о том, что они не соответствовали современному этапу общественного развития.
Вот уже несколько десятилетий проводится различие между старым и новым средним классом. Старый средний класс - это средний класс, характерный для доиндустриального общества, а в современную эпоху - для мелких сельских и провинциальных общностей. Его представители - мелкие собственники, представители малого бизнеса, фермеры, независимые профессионалы (врачи, юристы). Эти люди наделены статусом и властью в рамках местных общностей, но не на общенациональном уровне.
Новый средний класс - это продукт современного мира, где основными игроками на социальной сцене являются не "частники"-капиталисты, мелкие или крупные, а крупномасштабные социальные организации. Эти организации - гигантские административные, финансовые и промышленные комплексы, деятельность которых до предела бюрократизирована, - породили класс наемных работников, обладающих специфическими навыками и умениями менеджеров, чиновников, технических профессионалов. Здесь возникла совершенно новая система идентификаций и престижа. Прежние, характерные для старого среднего класса ценности и символы престижа - владение собственностью прежде всего - заменились на новые: на первое место стало выходить влияние и роль индивидуума в экономических, политических, юридических, образовательных и прочих системах сложного общества.
В современном развитом обществе типичный представитель среднего класса - не мелкий торговец или мелкий землевладелец, а наемный служащий корпорации или правительственный чиновник. При этом совершенно не важно, имеет ли он собственность (в виде акций или какую-то иную); высокий доход ему обеспечивает заработная плата по основному месту работы, которое он получил по причине своей высокой профессиональной квалификации, чему, в свою очередь, обязан качеству приобретенного образования. Разумеется, среди представителей нового среднего класса есть и владельцы акций, но к среднему классу они принадлежат не благодаря владению акциями. То же самое относится и к владению землей, недвижимостью и т.д.
Действительный российский средний класс возник из служащих разного рода корпораций и бюрократических организаций. К нему можно отнести ныне менеджеров среднего, а также частично высшего и низшего звена в частных коммерческих и промышленных предприятиях, в финансовых организациях и организациях шоу-бизнеса, технических профессионалов в частном секторе, некоторых представителей среднего и высшего уровней государственного управления (в основном коррумпированных, поскольку официальный доход этих людей не позволяет практиковать образ жизни, свойственный среднему классу). Как правило, они не являются владельцами или акционерами предприятий, на которых работают. Характеризовать количественно их доходы весьма затруднительно по причине отсутствия сколько-нибудь надежной статистики. Если, согласно разным оценкам, от 30% до 40% российских предприятий относятся к теневой сфере, то, соответственно, значительный процент среднего класса не улавливается социальной и промышленной статистикой. Если к этому добавить, что доходы менеджерского слоя даже на предприятиях, принадлежащих к открытой экономике, всячески маскируются и занижаются, становится понятно, что получить реалистическую информацию о доходах этого слоя практически невозможно.
Нынешний российский средний класс может стать действительным средним классом, отвечающим своему определению и социальному предназначению, но для этого он должен стать массовым средним классом, включив в себя большую часть представителей социально значимых профессий и занятий. Для этого, в свою очередь, требуется значительное перераспределение доходов. Нужно, как минимум, платить налоги, а не скулить относительно их тягости, непосильности, неразумности и т.д., одновременно проявляя чудеса изобретательности в уклонении от уплаты. В нынешних российских условиях нежелание делиться для среднего класса самоубийственно. Оно отрезает для него путь эволюционирования и превращения в полноценный средний класс, стабилизирующий общество и ликвидирующий саму возможность социальной экспроприации.
Другой путь - переход части представителей среднего класса из сферы "торговли воздухом" в так называемый реальный сектор. Этому, кстати, поспособствовал экономический кризис. Подъем промышленности может поставить на ноги и многие другие сферы жизни, представители которых станут мощным пополнением среднего класса.
Нельзя забывать и об огромной роли государственной политики в формировании среднего класса. Но все равно никаких универсальных рецептов мгновенного "создания" среднего класса наподобие тех, что прописывались на заре реформ, не существует. Горько, но надо признать, что полноценного среднего класса, отвечающего своему определению и предназначению, в России пока нет. Путь к нему, как сейчас уже ясно, обещает быть долгим и сложным.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреев А. Два средних класса в российском обществе? // Средний класс в современном российском обществе М.: 1999.
2. Беляева Л. Средний класс: проблемы формирования и развития в России // Мир России 1996. №2.
3. Дискин И.Е. Средний класс как "мигрант" в консервативном российском обществе // Средний класс в современном российском обществе. –М., 2002.
4. Заславская Т. Социальный механизм трансформации российского общества // Российское общество на социальном изломе// Мир России. 1998. № 4.
5. Здравомыслов А.Г. Несколько замечаний по поводу дискуссии о среднем классе // Средний класс в современном российском обществе. – М., 2002.
6. Заславская Т., Громова Р. К вопросу о "среднем классе" российского общества // Мир России. 1998. № 4.
7. Иноземцев В.Л. "Класс интеллектуалов" в постиндустриальном обществе // Социологические исследования. 2000. № 6
8. Космарская Т. Количественные характеристики среднедоходных групп населения России//Вопросы экономики 2001 №1.
9. Левин И.Б. "Гражданское общество и Россия", -М.: Юристъ, 2003.
10. Саблина С.Г Кристаллизация социального статуса //Социологический журнал. 2000. № 1/2.
11. Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, РНИСиНП, 1999.
12. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Е. М. Авраамова и др.; Под ред. Т. Малевой; Моск. Центр Карнеги. — М.: Гендальф, 2003.
13. Формирование среднего класса в России. –М.:Фонд “Бюро экономического анализа”. 2003.
1 Corey L. The Crisis Of The Middle Class. — N.Y., 1935; Hutber P. Decline And Fall Of Middle Class And How It Can Be Fight Again. — L., 1976; Александрова О. Идейный фон становления российского среднего класса // Обществ. науки и современность, 1999, N 1.
2 Александрова О. Процессы социальной стратификации и социальной интеграции. Проблемы формирования «среднего класса. — В кн.: Россия: проблемы социальной адаптации. — М.: ИСЭПН РАН, 1996; Ее же. Так ли уж безопасен «средний класс»? Социальные группы и стабильность власти // НГ-сценарии, 10.04.1997.
3 В своем интервью газете «Коммерсант-Daily» в октябре 1997 года А.Чубайс так сформулировал причину: «Нам не удалось создать в ходе приватизации широкий слой частных собственников. Не получилось из-за серьезных ошибок, которые мы совершили...» (Чубайс не читатель, Чубайс — писатель (интервью с А.Чубайсом) // Коммерсант-daily 28 октября 1997 г.).
4 Hutber P. Op. cit.
5 Может ли телевидение быть свободным от морали? // НГ-сценарии, 29 апреля 1997 г.
6 Кравченко А.И. Классовая система // Социология. Учебник, 2007г.
7 Фролов С.С. Классы и социальные слои // Социология. Учебник, 1999г.
8 Александрова О. А. Идейный фон становления российского среднего класса // Общественные науки и современность, 1999г
9 «Коммерсант», 1992, N 22.
10 Гильпельсон В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии созидательного развития // Мировая экономика и международные отношения, 1993, N 6.
11 Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности// Социол. исслед., 1994, N 1.
12 Перепелкин О.В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету// Социол. исслед., 1995, N 2
13 Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социoл. Исслед., 1995, N 1.
Информация о работе Становление среднего класса в современном российском обществе