Многообразие
и сложность социальных проблем,
вызываемых старением населения, носит,
как правило, долгосрочный характер.
Социально-экономические трудности
периода радикальных преобразований
последних лет значительно ухудшили
социальное самочувствие большинства
пожилых людей, которые по существу
заняли маргинальное положение в
обществе. Социальный статус пожилых и
престарелых людей существенно изменился
в сторону ухудшения.
Таким образом,
анализ социально-демографического состава
пожилых людей выявил ряд характерных
особенностей, которые необходимо учитывать
в социальной политике и социальной работе:
- среди лиц старше трудоспособного возраста продолжается смещение возрастной структуры в сторону людей более старшего возраста. В Российской Федерации среди населения старше трудоспособного возраста удельный вес лиц обоего пола, достигших 70 лет и старше,
составлял
в 1979г.- 36, 5%, 1999г. - 41%; 2004г. - 42%;
- численность женщин среди пожилых значительно превышает число мужчин. Соотношение мужчин и женщин в возрасте 70 лет и старше в Российской Федерации в настоящее время составляет 1:
2,5%;
- большинство пожилых людей, проживающих в городской местности, являются маргиналами первого поколения, нуждаются в адресной социальной поддержке, ибо на уровень их материального положения никак не влияют материальные ценности, накопленные их родителями, прародителями. Они просто были утрачены вследствие миграционных перемещений и других причин;
- растет удельный вес одиноких пожилых людей, среди женщин их значительно больше. Больше половины одиноких не поддерживается, не имеет связей ни с кем из родственников;
- в составе пожилых людей высок удельный вес лиц с высшим и средним профессиональным образованием. По материалам Всероссийской переписи населения 2002г. на 1 тыс. человек в возрасте 60-64 лет доля лиц с высшим образованием составляла 160 человек, 60-69 лет, соответственно, 134 человека. Доля лиц со средним профессиональным образованием в этих возрастных группах составляла, соответственно, 233 и 198 человек;
- очень велика зависимость материального положения пожилых людей от государства, эффективности проводимой им социальной политики;
- в России около 1,5 млн. граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах. Изучение нуждаемости обследованных свидетельствует, что почти 80% из них требуются медико-социальная помощь, услуги социально-бытового характера.
Глава III. Система социальной
защиты пожилых людей в России.
3.1. Основные направления и механизмы
реализации государственной социальной
политики в отношении граждан
старшего поколения.
Социальная
политика по отношению к престарелым гражданам,
как и социальная политика нашего государства,
в целом, ее масштабы, направленность и
содержание на протяжении всей истории
страны находились под влиянием и определялись
социально-экономическими и конкретными
общественно-политическими задачами,
стоявшими перед обществом на том, или
ином этапе его развития. Выделение в общей
структуре социальной политики особого
направления - геронтологической политики,
касающейся благосостояния и здоровья
престарелых граждан, обусловлена довольно
специфическими условиями и образом жизни,
особенностями их потребностей, а также
уровнем развития общества в целом, его
культурой.
Особенность
социальной политики государства в современных
условиях состоит в переносе центра тяжести
при осуществлении социальной защиты
пожилых и старых людей непосредственно
на места. Социальная защита на ближайший
кризисный период предоставляет собой
комплекс дополнительных мероприятий
по оказанию материальной помощи старым
людям, осуществляемых за счет федерального
и местных бюджетов, за счет специально
создаваемых фондов социальной поддержки
населения, сверх социальных гарантий,
традиционно реализуемых системой социального
обеспечения.
Цель
государственной социальной политики
в отношении граждан старшего поколения
– устойчивое повышение уровня и качества
жизни пожилых людей на основе социальной
солидарности и справедливости, соблюдение
баланса интересов всех социально-демографических
групп населения и рационального использования
финансовых и других ресурсов26.
В качестве
основной цели социальная защита пожилых
предполагает избавление их от абсолютной
нищеты, оказание материальной помощи
в экстремальных условиях переходного
периода к рыночной экономике, содействие
адаптации этих слоев населения к новым
условиям. К сожалению, в настоящее время
социальная стратегия государства направлена
не на абсолютное увеличение расходов
на социальные программы, а преимущественно
на перераспределение имеющихся средств,
в целях оказания социальной помощи, прежде
всего наиболее нуждающимся гражданам
общества, к которым традиционно относятся
пенсионеры по старости, оказавшиеся за
чертой бедности27.
О резком
падении жизненного уровня пожилых граждан
свидетельствует увеличение почти в 1,5
раза обращений по организации захоронения
умерших пенсионеров на безвозмездной
основе.
Для
обеспечения достойной жизнедеятельности
престарелых граждан в системе социальной
защиты весьма положительно зарекомендовали
себя центры социального обслуживания,
помогающие одиноким престарелым и инвалидам
адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации.
В условиях
финансово-экономического кризиса особую
актуальность приобретает организация
торгово-бытового обслуживания малообеспеченных
граждан по сниженным ценам
Проведенное
исследование показало, что система социального
обслуживания пожилых людей – одна из
важных, неотъемлемых сторон социальной
защиты населения, государственной социальной
политики.
Существующие
законодательные и правовые акты
по организации социального обслуживания
и пенсионного обеспечения граждан требует
пересмотра и доработок. Изучение эффективности
работы системы социального обслуживания
пожилых показывает, что необходимо принимать
меры по ее совершенствованию, так как
наблюдается увеличение количества пожилых
людей, нуждающихся в социальной помощи.
Таким образом,
социально-экономические преобразования
в России усилили проблемы пожилого
населения страны, что напрямую сказалось
на сокращении продолжительности жизни.
Как уже
отмечалось, негативные последствия
осуществляемых в стране реформ ухудшили
социальный статус граждан пожилого
и старого возраста, поставили
их в крайне маргинальное положение
в обществе.
Поэтому
в сложившихся условиях трудно переоценить
роль и значение системы социального
обслуживания населения в реализации
комплекса государственных мер
по улучшению условий жизнедеятельности,
компенсации утрат и вынужденных
потерь, которые понесли ветераны
в последние годы по независящим
от них причинам.
Устойчивое
повышение уровня и качества жизни,
поддержание социально приемлемого
образа жизни граждан старшего поколения
осуществляется с учетом специфики
положения, возрастной и иной дифференциации
пожилых людей, национальных традиций,
конфессиональных и других различий
по следующим основным направлениям:
- усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях или пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;
- обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;
- повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;
- содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;
- содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;
- оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том числе специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;
- предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства);
- создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;
- стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;
- организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности; потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в тoм числе в семье;
- обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.28
В период
до 2010 года предстоит всесторонне
совершенствовать механизм реализации
конкретных направлений государственной
социальной политики, относящейся к
пожилым людям как к особой
социально-демографической группе
и учитывающей основные формы
их жизнедеятельности. Имеется в виду
следующее29:
Обеспечение
обоснованности принимаемых решений,
федеральных и региональных целевых
программ, направленных на поддержку
граждан старшего поколения.
Осуществление
экспертизы законопроектов и проектов
нормативных правовых актов на федеральном
и региональном уровне на предмет
их возможного воздействия и ожидаемых
последствий для жизнедеятельности
граждан старшего поколения. Упрочение
правового механизма и экономических
гарантий предоставления социальных и
социально-медицинских услуг, обеспечения
медицинской и лекарственной
помощи, санитарно-эпидемиологического
благополучия граждан старшего поколения.
Нормотворческая деятельность по совершенствованию
системы правовых гарантий благосостояния
граждан старшего поколения, наряду
с развитием новых социальных
технологий поддержки семьи, в первую
очередь многопоколенной. Осуществление
переоценки на федеральном и региональном
уровне действующего законодательства
для незамедлительной ликвидации в
нем пробелов, используемых для совершения
преступлений в отношении пожилых
людей. Ознакомление представителей законодательной
и исполнительной власти, пожилых
граждан и населения в целом
с характерными особенностями противоправных
действий, совершаемых в отношении
пожилых лиц. Разработка и реализация
программ правового просвещения, разъясняющих
права граждан старшего поколения
на государственную поддержку.
Обеспечение,
пожилым людям при наличии
соответствующих показаний доступности
всех форм медицинской помощи, в
том числе амбулаторной, стационарной
и скорой медицинской, при условии
постоянного контроля ее объема и
качества, лекарственных средств
и изделий медицинского назначения.
Создание в Российской Федерации
разветвленной системы геронтологической
помощи населению, состоящей из специализированных
кабинетов и учреждений и располагающей
соответствующим кадровым потенциалом.
Формирование системы паллиативной помощи,
включая специальные учреждения - хосписы,
отделения паллиативной помощи в больницах,
кабинеты паллиативной помощи в амбулаторно-поликлинических
учреждениях. Совершенствование системы
геронтопсихиатрической помощи через
развитие сети геронтопсихиатрических
кабинетов в структуре амбулаторных учреждений
общего профиля, подразделений в психоневрологических
диспансерах, геронтологических отделений
в психиатрических стационарах, психосоматических
геронтологических отделений в стационарах
общего профиля, а также структур социально-психологической
помощи пожилым людям. Улучшение адресной
реабилитационной и физкультурно-оздоровительной
работы с пожилыми людьми, направленной
на укрепление здоровья и профилактику
заболеваний. Обеспечение доступности
для пожилых людей слуховых аппаратов,
протезов, очков, индивидуальных средств
передвижения и реабилитации, тренажеров
для занятий лечебной физкультурой в целях
поддержания активности и способности
к самообслуживанию.
Последовательное
повышение реального содержания
пенсий с учетом роста потребительских
цен и динамики среднемесячной заработной
платы в стране. Своевременное
осуществление пенсионных выплат. Проведение
пенсионной реформы в целях обеспечения
финансовой устойчивости пенсионной системы
в долгосрочной перспективе на основе
сочетания распределительных и
накопительных принципов финансирования
обязательных пенсий. Проведение мероприятий
по защите накоплений пожилых людей
от воздействия инфляции.
Развитие
сети учреждений, оказывающих социальную
помощь и предоставляющих социальные
услуги пожилым людям в привычной
для них обстановке, прежде всего
на дому. Последовательная реализация
принципа индивидуального подхода,
соответствия предоставляемых услуг
и материально-бытовых условий потребностям
пожилых людей, проживающих в стационарных
учреждениях социального обслуживания.
Внедрение
инновационных моделей социального
обслуживания в нестационарных и
полустационарных учреждениях социального
обслуживания как более эффективных
и приближенных к нуждам пожилых
людей. Развитие платного социального
обслуживания. Осуществление мер
по формированию рынка социальных услуг
высокого качества. Расширение круга;
субъектов, оказывающих помощь пожилым
людям на приемлемых для них условиях,
посредством привлечения государственных
и негосударственных организаций,
семей и добровольцев.
Обеспечение
разработки и реализация на региональном
и муниципальном уровне программ,
предусматривающих строительство
и реконструкцию обустроенного
жилья для многопоколенных семей
с учетом их принадлежности к медико-социальной
группе и степени утраты способности
к самообслуживанию, в том числе
специальных жилых домов для
пожилых; граждан и престарелых
супружеских пар, с привлечением
негосударственных средств.
Создание
индустрии геродиетических продуктов,
имеющих лечебно-профилактическое значение
и оказывающих положительное влияние
на стареющий организм. Организация просветительской
работы среди населения пожилого возраста
о правильных методах питания. Осуществление
в рамках программ социально-экономического
развития мероприятий, направленных на
удовлетворение потребностей пожилых
людей в продовольствии, и улучшение снабжения
лиц пожилого возраста продовольствием,
в том числе путем оказания содействия
пожилым жителям сельской местности в
производстве продуктов питания. Поддержка
усилий органов местного самоуправления
по наблюдению за положением в области
питания пожилых людей, в том числе путем
проведения профилактических осмотров
лиц пожилого возраста для оказания медицинской
и социальной помощи.