Старость как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – выявление особенностей направлений реализации и основной тенденции развития социальной политики государства в отношении пожилых людей.
Для достижения цели были поставлены и решались следующие задачи:
- рассмотреть отношение к пожилым людям в обществе в различные периоды истории;
- выявить основные проблемы старения населения;
- проанализировать положение пожилых людей и рассмотреть их актуальные проблемы в России;
- исследовать сущность, содержание и приоритетные направления государственной социальной политики в отношении пожилых людей в РФ;
- исследовать проблемы реализации федеральных и региональных социальных программ в отношении граждан старшего поколения;
- изучить систему социальной защиты пожилых людей в современной России;
- раскрыть специфику социального обслуживания пожилых людей;

Файлы: 1 файл

Курсовая. Старость как социальная проблема.docx

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Многообразие  и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения, носит, как правило, долгосрочный характер. Социально-экономические трудности  периода радикальных преобразований последних лет значительно ухудшили социальное самочувствие большинства  пожилых людей, которые по существу заняли маргинальное положение в  обществе. Социальный статус пожилых и престарелых людей существенно изменился в сторону ухудшения.

Таким образом, анализ социально-демографического состава пожилых людей выявил ряд характерных особенностей, которые необходимо учитывать в социальной политике и социальной работе:

  1. среди лиц старше трудоспособного возраста продолжается смещение возрастной структуры в сторону людей более старшего возраста. В Российской Федерации среди населения старше трудоспособного возраста удельный вес лиц обоего пола, достигших 70 лет и старше,

составлял в 1979г.- 36, 5%, 1999г. - 41%; 2004г. - 42%;

  1. численность женщин среди пожилых значительно превышает число мужчин. Соотношение мужчин и женщин в возрасте 70 лет и старше в Российской Федерации в настоящее время составляет 1: 2,5%;
  2. большинство пожилых людей, проживающих в городской местности, являются маргиналами первого поколения, нуждаются в адресной социальной поддержке, ибо на уровень их материального положения никак не влияют материальные ценности, накопленные их родителями, прародителями. Они просто были утрачены вследствие миграционных перемещений и других причин;
  3. растет удельный вес одиноких пожилых людей, среди женщин их значительно больше. Больше половины одиноких не поддерживается, не имеет связей ни с кем из родственников;
  4. в составе пожилых людей высок удельный вес лиц с высшим и средним профессиональным образованием. По материалам Всероссийской переписи населения 2002г. на 1 тыс. человек в возрасте 60-64 лет доля лиц с высшим образованием составляла 160 человек, 60-69 лет, соответственно, 134 человека. Доля лиц со средним профессиональным образованием в этих возрастных группах составляла, соответственно, 233 и 198 человек;
  5. очень велика зависимость материального положения пожилых людей от государства, эффективности проводимой им социальной политики;
  6. в России около 1,5 млн. граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах. Изучение нуждаемости обследованных свидетельствует, что почти 80% из них требуются медико-социальная помощь, услуги социально-бытового характера.

 

Глава III. Система социальной защиты пожилых людей в России.

3.1. Основные направления и механизмы  реализации государственной социальной  политики в отношении граждан  старшего поколения.

 

Социальная  политика по отношению к престарелым гражданам, как и социальная политика нашего государства, в целом, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том, или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики особого направления - геронтологической политики, касающейся благосостояния и здоровья престарелых граждан, обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой.

Особенность социальной политики государства в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период предоставляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

Цель  государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения – устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов26.

В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств, в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности27.

О резком падении жизненного уровня пожилых граждан свидетельствует увеличение почти в 1,5 раза обращений по организации захоронения умерших пенсионеров на безвозмездной основе.

Для обеспечения достойной жизнедеятельности престарелых граждан в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали себя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым и инвалидам адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации.

В условиях финансово-экономического кризиса особую актуальность приобретает организация торгово-бытового обслуживания малообеспеченных граждан по сниженным ценам

Проведенное исследование показало, что система социального обслуживания пожилых людей – одна из важных, неотъемлемых сторон социальной защиты населения, государственной социальной политики.

Существующие  законодательные и правовые акты по организации социального обслуживания и пенсионного обеспечения граждан требует пересмотра и доработок. Изучение эффективности работы системы социального обслуживания пожилых показывает, что необходимо принимать меры по ее совершенствованию, так как наблюдается увеличение количества пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи.

Таким образом, социально-экономические преобразования в России усилили проблемы пожилого населения страны, что напрямую сказалось на сокращении продолжительности жизни.

Как уже  отмечалось, негативные последствия  осуществляемых в стране реформ ухудшили социальный статус граждан пожилого и старого возраста, поставили  их в крайне маргинальное положение  в обществе.

Поэтому в сложившихся условиях трудно переоценить  роль и значение системы социального  обслуживания населения в реализации комплекса государственных мер  по улучшению условий жизнедеятельности, компенсации утрат и вынужденных  потерь, которые понесли ветераны в последние годы по независящим  от них причинам.

Устойчивое  повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого  образа жизни граждан старшего поколения  осуществляется с учетом специфики  положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

  1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях или пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;
  2. обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;
  3. повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;
  4. содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;
  5. содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;
  6. оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том числе специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;
  7. предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства);
  8. создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;
  9. стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;
  10. организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности; потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в тoм числе в семье;
  11. обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.28

В период до 2010 года предстоит всесторонне  совершенствовать механизм реализации конкретных направлений государственной  социальной политики, относящейся к  пожилым людям как к особой социально-демографической группе и учитывающей основные формы  их жизнедеятельности. Имеется в виду следующее29:

Обеспечение обоснованности принимаемых решений, федеральных и региональных целевых  программ, направленных на поддержку  граждан старшего поколения.

Осуществление экспертизы законопроектов и проектов нормативных правовых актов на федеральном  и региональном уровне на предмет  их возможного воздействия и ожидаемых  последствий для жизнедеятельности  граждан старшего поколения. Упрочение  правового механизма и экономических  гарантий предоставления социальных и  социально-медицинских услуг, обеспечения  медицинской и лекарственной  помощи, санитарно-эпидемиологического  благополучия граждан старшего поколения. Нормотворческая деятельность по совершенствованию  системы правовых гарантий благосостояния граждан старшего поколения, наряду с развитием новых социальных технологий поддержки семьи, в первую очередь многопоколенной. Осуществление  переоценки на федеральном и региональном уровне действующего законодательства для незамедлительной ликвидации в  нем пробелов, используемых для совершения преступлений в отношении пожилых  людей. Ознакомление представителей законодательной  и исполнительной власти, пожилых  граждан и населения в целом  с характерными особенностями противоправных действий, совершаемых в отношении  пожилых лиц. Разработка и реализация программ правового просвещения, разъясняющих права граждан старшего поколения  на государственную поддержку.

Обеспечение, пожилым людям при наличии  соответствующих показаний доступности  всех форм медицинской помощи, в  том числе амбулаторной, стационарной и скорой медицинской, при условии  постоянного контроля ее объема и  качества, лекарственных средств  и изделий медицинского назначения. Создание в Российской Федерации  разветвленной системы геронтологической  помощи населению, состоящей из специализированных кабинетов и учреждений и располагающей соответствующим кадровым потенциалом. Формирование системы паллиативной помощи, включая специальные учреждения - хосписы, отделения паллиативной помощи в больницах, кабинеты паллиативной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Совершенствование системы геронтопсихиатрической помощи через развитие сети геронтопсихиатрических кабинетов в структуре амбулаторных учреждений общего профиля, подразделений в психоневрологических диспансерах, геронтологических отделений в психиатрических стационарах, психосоматических геронтологических отделений в стационарах общего профиля, а также структур социально-психологической помощи пожилым людям. Улучшение адресной реабилитационной и физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми, направленной на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. Обеспечение доступности для пожилых людей слуховых аппаратов, протезов, очков, индивидуальных средств передвижения и реабилитации, тренажеров для занятий лечебной физкультурой в целях поддержания активности и способности к самообслуживанию.

Последовательное  повышение реального содержания пенсий с учетом роста потребительских  цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране. Своевременное  осуществление пенсионных выплат. Проведение пенсионной реформы в целях обеспечения  финансовой устойчивости пенсионной системы  в долгосрочной перспективе на основе сочетания распределительных и  накопительных принципов финансирования обязательных пенсий. Проведение мероприятий  по защите накоплений пожилых людей  от воздействия инфляции.

Развитие  сети учреждений, оказывающих социальную помощь и предоставляющих социальные услуги пожилым людям в привычной  для них обстановке, прежде всего  на дому. Последовательная реализация принципа индивидуального подхода, соответствия предоставляемых услуг  и материально-бытовых условий потребностям пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Внедрение инновационных моделей социального  обслуживания в нестационарных и  полустационарных учреждениях социального  обслуживания как более эффективных  и приближенных к нуждам пожилых  людей. Развитие платного социального  обслуживания. Осуществление мер  по формированию рынка социальных услуг  высокого качества. Расширение круга; субъектов, оказывающих помощь пожилым  людям на приемлемых для них условиях, посредством привлечения государственных  и негосударственных организаций, семей и добровольцев.

Обеспечение разработки и реализация на региональном и муниципальном уровне программ, предусматривающих строительство  и реконструкцию обустроенного  жилья для многопоколенных семей  с учетом их принадлежности к медико-социальной группе и степени утраты способности  к самообслуживанию, в том числе  специальных жилых домов для  пожилых; граждан и престарелых  супружеских пар, с привлечением негосударственных средств.

Создание  индустрии геродиетических продуктов, имеющих лечебно-профилактическое значение и оказывающих положительное влияние на стареющий организм. Организация просветительской работы среди населения пожилого возраста о правильных методах питания. Осуществление в рамках программ социально-экономического развития мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей пожилых людей в продовольствии, и улучшение снабжения лиц пожилого возраста продовольствием, в том числе путем оказания содействия пожилым жителям сельской местности в производстве продуктов питания. Поддержка усилий органов местного самоуправления по наблюдению за положением в области питания пожилых людей, в том числе путем проведения профилактических осмотров лиц пожилого возраста для оказания медицинской и социальной помощи.

Информация о работе Старость как социальная проблема