Старость как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – выявление особенностей направлений реализации и основной тенденции развития социальной политики государства в отношении пожилых людей.
Для достижения цели были поставлены и решались следующие задачи:
- рассмотреть отношение к пожилым людям в обществе в различные периоды истории;
- выявить основные проблемы старения населения;
- проанализировать положение пожилых людей и рассмотреть их актуальные проблемы в России;
- исследовать сущность, содержание и приоритетные направления государственной социальной политики в отношении пожилых людей в РФ;
- исследовать проблемы реализации федеральных и региональных социальных программ в отношении граждан старшего поколения;
- изучить систему социальной защиты пожилых людей в современной России;
- раскрыть специфику социального обслуживания пожилых людей;

Файлы: 1 файл

Курсовая. Старость как социальная проблема.docx

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Разработка  мероприятий, направленных на предоставление гражданам старшего поколения возможности  для посильной занятости в  государственном и негосударственном  секторах экономики. Налаживание адресной работы служб занятости по отношению  к пожилым людям с учетом состояния  рынка труда и индивидуальных ожиданий и возможностей лиц пожилого возраста. Учет интересов и особенностей пожилых трудящихся при определении  условий труда, распорядка и организации  работы в соглашениях между объединениями  работодателей, профсоюзами и органами исполнительной власти всех уровней. Поддержка  инициатив пожилых людей в  сфере развития малого бизнеса, в  том числе семейного предпринимательства, различных форм самозанятости.

Организация работы по поддержанию социально-культурной активности пожилых людей путем  укрепления функциональных структур, ориентированных на обеспечение  гражданам старшего поколения равных условий и возможностей для полноценной  социально-культурной жизни. Разработка и реализация программ по обеспечению  деятельности образовательного, просветительского, культурно-развлекательного и информационного  характера, адресованных различным  группам пожилых людей, с акцентом на преодоление социального отчуждения, освоение требований изменяющегося  окружения и взаимодействие с  ним. Создание условий для расширения неформальных контактов через организацию  различных клубов для пожилых  людей, развитие сети спортивно-развлекательных  центров и туризма пожилых  людей.

Осуществление мер, имеющих целью безопасность применения пожилыми людьми лекарственных  средств, средств бытовой химии, удобство пожилых людей на улицах и в транспорте. Повышение требовательности к производителям относительно обязательного  информирования потребителей пожилого возраста о возможных последствиях использования продукции и; соответствия нормам безопасности продуктов питания, предметов домашнего обихода, приборов и оборудования, применяемых повседневно  пожилыми людьми. Предупреждение недобросовестной рекламы и методов сбыта, основанных на эксплуатации проблем пожилых людей и их материальных ресурсов.

Приобщение  пожилых людей к средствам  массовой коммуникации за счет специальных  рубрик в печатных и электронных  средствах массовой информации. Привлечение  государственных средств массовой информации к реализации программ социализации пожилых людей, широкому распространению  позитивного опыта участия пожилых  людей в жизни общества, Поддержка  общественных объединений и средств  массовой информации, внедряющих ознакомительные  программы для потребителей пожилого возраста.

Укрепление  равноправного партнерства органов  исполнительной власти с общественными  объединениями, особенно благотворительной  ориентации. Оказание им содействия в  осуществлении; стратегически важных направлений деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности. Содействие созданию и  поддержка функционирования объединений  пожилых людей для наилучшей  интеграции граждан старшего поколения  в процесс социального развития. Распространение статистической и  иной информации, характеризующей положение  граждан старшего поколения. Проведение взаимных консультаций и совместных мероприятий.

Изучение  правовых, демографических, социально-экономических  геронтологических, гериатрических, педагогических и других аспектов старения населения  и проблем граждан старшего поколения. Разработка и реализация научно-исследовательских  и учебных программ по изучению специфики  образа жизни и положения пожилых  людей. Обеспечение координации  и устойчивого финансирования научных  исследований. Совершенствование системы  демографической и социальной статистики, характеризующей процесс старения населения и его влияние на социально-экономическое развитие России. Осуществление мониторинга  положения граждан старшего поколения и проведение специальных обследований. Периодическая подготовка государственного доклада о положении граждан старшего поколения в России. Подготовка и переподготовка научных, преподавательских кадров, специалистов широкого профиля по работе с пожилыми людьми, в том числе юристов, демографов, психологов, врачей гериатров, социологов, педагогов, социальных работников и других в целях кадрового обеспечения реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

Формирование  консолидированных гарантированных  источников финансирования мероприятий  государственной социальной политики, программ и планов мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности  граждан старшего поколения на федеральном  и региональном уровне. Дальнейшее усовершенствование порядка формирования бюджетных расходов на социальные нужды  пожилых людей. Активное привлечение  внебюджетных средств, в том числе  средств страховых, благотворительных  и частных фондов, для достижения целей государственной социальной политики в отношении граждан  старшего поколения.

Создание  на федеральном и региональном уровне государственно-общественных органов, координирующих деятельность федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций, общественных объединений и частных  лиц по оказанию поддержки гражданам  старшего поколения.

Развитие  международного сотрудничества и обмена информацией о практической деятельности в интересах пожилых людей  в области прав человека и развития, разработки и реализации политики и  программ в интересах пожилых  людей, проведения научных исследований по проблемам старения, подготовки медицинских, социальных работников и  других специалистов для работы с  пожилыми людьми.30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное в рамках выпускной квалификационной работы исследование свидетельствует, что в современном обществе проблема старения населения становится актуальной и значимой.

В первой главе прослеживаются объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей, рассматривается генезис отношения к старикам в обществе, выявляются формы и виды поддержки пожилых людей в российском государстве.

Эволюция  отношения к положению старых людей в обществе не шла в одном направлении, были периоды почитания и достойного уважения к старым людям, и периоды безразличия или даже вражды по отношению к престарелым. В современном обществе становится актуальной проблема безразличного отношения детей к пожилым родителям. Изучение развития института социальной защиты престарелых показал, что социальная защита имеет многовековую историю, так как нуждающиеся в помощи старики существовали на протяжении всей отечественной истории. Социальная защита пожилых людей к началу советского периода в России имела определенную теоретическую базу и практический опыт.

В начале XX в. совершенствуются механизмы социальной помощи престарелым и детям, получает развитие адресная помощь, а также зарождается система социального обеспечения. Известные с давних времен формы социальной заботы о лицах пожилого и престарелого возраста, ориентированные в основном на малоимущих и одиноких, на рубеже XX – XXI столетий получили новый импульс к развитию.

За последние 50 лет, благодаря экономическим, медицинским, научно-техническим, культурным и другим прогрессивным социальным достижениям, во всех странах мира, достигших  значительного социально-экономического благополучия, выявилось совершенно новое демографическое явление - постарение населения. Процесс постарения населения принял стремительный характер. Устойчивый рост доли пожилых людей в структуре народонаселения мира обусловил формирование новых представлений о старости, роли пожилых людей в социальном развитии.

Во второй главе исследуются сущность и  содержание проблемы старения населения, дается характеристика социально-демографических  процессов старения населения в России, выявляются социальные проблемы лиц пожилого возраста и исследуются насилие и пренебрежение к пожилым людям.

Доля  пожилых в населении (60 лет и  старше) выросла в России с 6,7% в 1939 году до 11,9% в 1970 году. В 2002г. составила 18,5%, а в настоящее время достигает  свыше 23% и продолжает расти из-за падения рождаемости и сокращения числа и доли детей в населении.

В РФ насчитывается  более 30 млн. человек старше трудоспособного  возраста. Пожилые люди – быстрорастущая социально-демографическая группа, составляющая пятую часть населения  страны. Доля людей пенсионного возраста с 2000 года превысила долю детей до 15 лет. В период до 1016 года прогнозируется устойчивое увеличение численности  пожилых людей.

Пожилому  возрасту присущи специфические  проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самовыживанию, «предпенсионная безработица» и снижение конкурентоспособности на рынке труда, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. В неблагоприятном положении находятся пожилые женщины, что существенно при сохранении долговременной диспропорции мужского и женского населения. Достаточно велика доля пожилых людей среди мигрантов и лиц без определенного места жительства и занятий.

В настоящее  время негативное отношение к  пожилыми в семье является одной из самых скрытых форм домашнего насилия, что приводит к трудностям в оценке масштаба проблемы, поскольку ввиду родственных связей жертва отказывается предпринимать правовые меры по отношению к насильнику и старается уберечь его от наказания.

Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи - пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. В России около 23% населения являются пожилыми и старыми людьми, и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.

Возрастные  социальные и экономические издержки для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, снижает надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. В неблагоприятной ситуации нередко находятся одинокие и пожилые люди и пожилые супружеские пары.

В третьей  главе рассматривается государственная  социальная политика в отношении  граждан старшего поколения, исследуется  формы, принципы социального обслуживание пожилых людей, проводится анализ положения социальной защиты пожилых людей в Ставропольском крае.

Старение  населения России как социально-демографический  процесс происходит одновременно с возрастанием общей смертности населения, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. В настоящее время проблемы пожилых людей решаются не всегда последовательно, не в полной мере обеспечиваются условия для достойной жизни всем пожилым людям. Отмечаются значительные различные региональные различия положения пожилых людей.

Цель  государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения - устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.

Система социального обслуживания пожилых людей – одна из важных, неотъемлемых сторон социальной защиты населения, государственной социальной политики.

Социально-экономические  преобразования в России усилили проблемы пожилого населения страны, что напрямую сказалось на  сокращении продолжительности жизни.

Механизм  социальной защиты старых людей реализуется  на государственном (федеральном) и  региональном уровня. Государство гарантирует  пожилым и старым людям возможность  получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии.

Социальная  помощь пожилым и старым людям  – это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных  с учетом законодательно установленных  государством социальных гарантий по социальному обеспечению.

Социальное  обслуживание населения в современных  условиях стало одним из механизмов регулирования уровня социальной напряженности  общества, предупреждения назревающих  социальных взрывов. Эта система, реализуя своей деятельностью приоритетные направления социальной политики государства, адаптирует потребности и интересы пожилых людей к меняющимся условиям жизни.

Таким образом, анализ социально-демографического состава пожилых людей выявил ряд характерных особенностей, которые необходимо учитывать в социальной политике и социальной работе:

  1. среди лиц старше трудоспособного возраста продолжается смещение возрастной структуры в сторону людей более старшего возраста. В Российской Федерации среди населения старше трудоспособного возраста удельный вес лиц обоего пола, достигших 70 лет и старше, составлял в 1979г. 36, 5%, 1999г. - 41%; 2007г. - 43%;
  2. численность женщин среди пожилых значительно превышает число мужчин. Соотношение мужчин и женщин в возрасте 70 лет и старше в Российской Федерации в настоящее время составляет 1: 2,5%;
  3. большинство пожилых людей, проживающих в городской местности, являются маргиналами первого поколения, нуждаются в адресной социальной поддержке, ибо на уровень их материального положения никак не влияют материальные ценности, накопленные их родителями, прародителями. Они просто были утрачены вследствие миграционных перемещений и других причин;
  4. растет удельный вес одиноких пожилых людей, среди женщин их значительно больше. Больше половины одиноких не поддерживается, не имеет связей ни с кем из родственников;
  5. в составе пожилых людей высок удельный вес лиц с высшим и средним профессиональным образованием;
  6. очень велика зависимость материального положения пожилых людей от государства, эффективности проводимой им социальной политики;
  7. в России около 1,5 млн. граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах. Изучение нуждаемости обследованных свидетельствует, что почти 80 процентам из них требуются медико-социальная помощь и услуги социально-бытового характера.

Информация о работе Старость как социальная проблема