Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 03:33, курсовая работа
С момента разложения первобытно-общинного строя и возникновения частной собственности, человеческое общество разделено на классы. Но сказать это, значило бы просто воспроизвести реальное состояние, с которым согласятся все. Разделение на классы носит антагонистический характер. Как говорил немецкий философ-классик Людвиг Фейербах: «Во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах».
Введение…………………………………………………………………………3
1. Статус маргинала в современном обществе……………………………5
1. Понятие «класс», «социальный слой»………………………………5
2. Социально классовая структура общества………………………….9
3. Понятие маргинал……………………………………………………11
4. Исследование проблемы маргинализма в РФ и за рубежом………15
2. Социологическое исследование ….……………………………………20
1. Анализ проведённого социологического исследования…………..20
2. Основные модели социальной поддержки населения в современном мире…………………………………………………………………....21
Заключение………………………………………………………………………25
Библиографический список…………………………………………………….27
Межклассовыми
являются такие маргинальные социальные
слои, которые по своему классовому
статусу неопределенны, например, мастера,
служащие-неспециалисты. Межклассовые
социальные слои в свою очередь могут
иметь внутреннюю вертикальную структуру.
Например, внутри интеллигенции можно
выделить такие слои, как научно-культурные,
научно-технические, административно-управленческие
работники. Другим примером деления по
вертикали могут выступить «белые воротнички»
— служащие административно-
Средние
слои — это некая совокупность
социально неоднородных слоев и
групп, которая характерна для классово-
Социально-слоевая
структура не совпадает полностью
с классовой структурой общества,
она обогащает и конкретизирует
последнюю, позволяет проследить динамику
тех или иных групп. Большинство
социальных слоев образуются на основе
пересечения различного типа структур
— социально-демографической, социально-профессиональной,
образовательной и т.д. Это позволяет выделять
проблемные группы, которые требуют к
себе особого внимания со стороны общества,
например, низкооплачиваемые рабочие,
молодые рабочие и т.д.
В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы.
Понятие
«социальная структура
Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.
Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.
Главным
принципом определения
В
широком смысле социальная структура
– это строение общества в целом,
система связей между всеми его
основными элементами. При таком
подходе социальная структура характеризует
все многочисленные виды социальных общностей
и отношения между ними. В узком смысле
термин «социальная структура общества»
чаще всего применяется к социально-классовым
и социально-групповым общностям. Социальная
структура в этом смысле – это совокупность
взаимосвязанных и взаимодействующих
друг с другом классов, социальных слоев
и групп.
Понятие
«маргинал» впервые появилось во
Франции как имя
Маргинальность
- это не состояние автономии, а
результат конфликта с
Уход в маргинальность предполагает два совершенно различных маршрута:
- либо
разрыв всех традиционных
- либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности.
В любом варианте, будь то результат «свободного» выбора или же следствие процесса деклассирования, который провоцируется напуганным обществом , маргинал обозначает не изнанку мира, а как бы его омуты, теневые стороны. Общество выставляет отверженных напоказ, дабы подкрепить свой собственный мир, тот, который считается «нормальным» и светлым.
Истории и раньше были известны всевозможные отклонения от нормы. Из века в век происходит взаимодействие между волей правителей к порядку и организованности и теми многочисленными течениями, которые критикуют власть и угрожают ей, нарушают ее установления. Одним из самых активных стимуляторов процесса маргинализации служит страх - перед дьяволом, ересями, болезнями, телесными аномалиями, чужеземцами, а позднее и тунеядством. За каждой из этих угроз проступает личина врага, подлежащего изоляции или устранению теми или иными методами, в зависимости от эпохи.
1656 год во Франции положил начало новой практике отныне оказывает неизменное воздействие на восприятие отклонений. Маргиналов сторонятся, порою преследуют, однако они остаются вполне зримой реальностью в обществе. Жизнь его, лишенная скрытности и как бы вынесенная наружу, проходит в тесном соприкосновении его членов, при полной ясности всех действий и обрядов.
В конце XVII века возникает новая модель (проект) : изолировать маргиналов как явление отталкивающее и вредоносное. Начинаются облавы на умалишенных, нищих, тунеядцев и проституток, многие из которых оказываются в казематах Центрального госпиталя. Это вызывает сопротивление со стороны противников расширения карательных санкций.
Со своей стороны сторонники нового курса начинают разрабатывать все более многочисленные и хитроумные «защитные механизмы», исходя из того, что политика изоляции будет порождать новые формы правонарушений и маргинальности. В XIX веке окончательно утверждается положение, при котором с увеличением числа случаев, квалифицируемых законом как про-тивоправное поведение, возрастает и число лиц, объявляемых опасными, подвергаемых остракизму.
Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент : про- должая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно рас-
шатанные экономическими процессами. В тираж выходят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои - те, кто поражен поселившемся в нашем обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества, пораженного кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума ,не сами делают это выбор - они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности.
Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и ка падают маргиналы.
Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.
Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попроту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.
Американские ученые 30-50-х гг. обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что «маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально и духовно.
Маргинальная ситуация
Технологические,
социальные и культурные сдвиги последних
десятилетий придали проблеме маргинальности
качественно новые очертания. Урбанизация,
массовые миграции, интенсивное взаимодействия
между носителями разнородных этонокультурных
и религиозных традиций, размывание вековых
культурных барьеров, влияние на население
средств массовой коммуникации - все это
привело к тому, что маргинальный статус
стал в современном мире не столько исключением,
сколько нормой существования миллионов
и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг.
выявилось, что стало уже невозможно выражать
и отстаивать, используя интересы этих
огромных людских масс и вставших на их
сторону интеллигентов, привычные формы
социального управления (гос. институты,
политические партии, традиционные церковные
иерархии и т.д.). Именно в этот период в
мире начался бурный процесс становления
так называемых «неформальных» общественных
движений - просветительских, экологических,
правозащитных, культурных, религиозных,
земляческих, благотворительных и др.,-
движений, смысл которых во многом связан
с подключением к современной общественной
жизни именно маргинализированных
групп.