Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:21, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении организационно-экономического механизма финансирования здравоохранения в России и других странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
определить основные принципы финансирования здравоохранения в России;
проанализировать современное состояние сферы здравоохранения и основные тенденции развития;
определить какую роль играет страхование в системе финансирования России;
изучить российские и зарубежные системы страхования, выявить преимущества и недостатки;
Введение
1. Зарубежные системы медицинского страхования
1.2 Формы организации финансирования здравоохранения зарубежных стран
1.3 Страхование как основа финансирования здравоохранения
2. Проблемы финансирования здравоохранения в Российской Федерации
2.1 Современное состояние российского здравоохранения
2.2 Принципы финансирования здравоохранения в Российской Федерации: добровольное и обязательное страхование
3. Направления совершенствования финансирования здравоохранения
3.1 Предпосылки реформирования системы здравоохранения в России
3.2 Направления совершенствования финансового обеспечения учреждений здравоохранения
Заключение
Список использованных источников
Страхование как источник финансирования в здравоохранении: зарубежный и отечественный опыт
Оглавление
Введение
1. Зарубежные системы
1.2 Формы организации
1.3 Страхование как основа финансирования здравоохранения
2. Проблемы финансирования здравоохранения в Российской Федерации
2.1 Современное состояние российского здравоохранения
2.2 Принципы финансирования
здравоохранения в Российской
Федерации: добровольное и
3. Направления совершенствования финансирования здравоохранения
3.1 Предпосылки реформирования
системы здравоохранения в
3.2 Направления совершенствования
финансового обеспечения
Заключение
Список использованных источников
Введение
С социально-экономической точки зрения медицинское страхование является одной из важных составляющих нормального функционирования национальных систем здравоохранения. Бесспорная актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что в отличие от других вопросов страхования, медицинское является формой защиты от рисков, угрожающих самому ценному в личностном и общественном плане - здоровью и жизни человека. Медицинское страхование может быть добровольным и обязательным. В первом случае оно является подотраслью личного страхования граждан, а во втором - входит в систему социального страхования населения как обязательная форма.
Система социального страхования,
особенно на современном этапе развития
экономических отношений в
Обязательное медицинское
страхование должно регламентироваться
законодательством по вопросам сферы
его распространения, механизмов определения
страховой суммы, порядка сбора
и способа использования
Цель курсовой работы состоит в изучении организационно-экономического механизма финансирования здравоохранения в России и других странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
определить основные принципы финансирования здравоохранения в России;
проанализировать современное
состояние сферы
определить какую роль играет страхование в системе финансирования России;
изучить российские и зарубежные системы страхования, выявить преимущества и недостатки;
изучить пути совершенствования финансирования здравоохранения в России.
Объектом курсовой работы является страхование как источник финансирования здравоохранения в России.
Предметом курсовой работы являются
организационно-экономические
Методологической и
а) системный подход к исследуемым процессам;
б) исследования ученых и специалистов в области финансирования здравоохранения;
в) практический опыт построения
системы страхования в
г) концептуальные подходы, реализуемые
в законодательных и
Информационной базой
курсовой работы послужили справочно-
1. Зарубежные системы медицинского страхования
Принципиальные подходы к
Источниками финансирования национального здравоохранения в зарубежных странах обычно являются:
средства государственного и местного бюджетов;
фонд общеобязательного государственного социального медицинского страхования;
средства фондов добровольного страхования;
благотворительные взносы и пожертвования юридических и физических лиц;
средства накопительных фондов территориальных объединений и благотворительных фондов;
денежные средства, полученные за оказание платных медицинских услуг;
прочие источники, незапрещенные законодательством.
Исторически сложились три основные системы финансирования здравоохранения:
бюджетное здравоохранение, при котором обязанности по оплачиванию основных видов медицинской помощи возложены на государство;
страховое здравоохранение,
при котором финансирующей
частная платная система, при которой за любую медицинскую услугу пациент расплачивается за счет собственных средств в полном объеме после оказания ему этой услуги.
Обязательное медицинское страхование во многих развитых странах строится на общем принципе: богатый платит за бедного, здоровый - за больного. [1]
Зарубежный опыт показывает, что для нормального развития рынка страховых услуг работать со средствами фондов обязательного медицинского страхования должны страховщики и учреждения здравоохранения. Отличительной особенностью медицинского страхования является специфический механизм финансирования здравоохранения, который базируется на открытости и множественности источников формирования страховых фондов.
А.С. Немченко, А.Л. Панфилова, журнал "Провизор", НФА Начало формы
Финансирование системы
здравоохранения за рубежом строится
на сочетании различных элементов
с преобладанием той или иной
формы. Большая часть медицинских
услуг финансируется через
Часть медицинских услуг оплачивается населением непосредственно либо через добровольное медицинское страхование. Конкретные инструменты финансирования здравоохранения достаточно разнообразны: цены, страховые премии по добровольному страхованию, взносы по обязательному медицинскому страхованию, бюджетные поступления.
Соотношение денежных потоков, идущих по этим четырем каналам, существенно различается по разным странам. Например, в Германии, здравоохранение которой основано на обязательном страховании, это соотношение складывается следующим образом: через платные услуги медицина получает около 5%, премии по добровольному страхованию - 10, обязательные страховые взносы - 75, налоги - 10% всех финансовых ресурсов.
В целом по ЕС расходы на медицинское обслуживание оставляют 9,5% к ВВП, достигая максимума в Швеции (11,5%) и Нидерландах (13,9%). В общих расходах на социальную защиту населения расходы на медицинское обслуживание составляют от 30 до 46%. [2]
Страхование жизни в Российской
Федерации и в зарубежных странах
имеет одинаковую теоретическую
и практическую основу. Однако истекшие
десятилетия государственной
Таблица 1
Характер финансирования национальных систем здравоохранения
№ п/п |
Страна |
Источники финансирования здравоохранения | |||
субсидии государства (%) |
взносы предпринимателей (%) |
страховые взносы граждан (%) |
прямые доплаты граждан (%) | ||
1. |
Бельгия |
27 |
50 |
2 |
21 |
2. |
Германия |
14,2 |
72,5 |
6,4 |
6,9 |
3. |
Франция |
1,8 |
73 |
3,7 |
21,5 |
4. |
Великобритания |
78 |
10 |
3,8 |
8,2 |
5. |
Италия |
36,2 |
45,5 |
3,3 |
15 |
6. |
Швеция |
71 |
18,4 |
2 |
8,6 |
7. |
Швейцария |
34,7 |
28,7 |
16,6 |
20 |
8. |
США |
41,8 |
1,2 |
30,8 |
26,2 |
1.2 Формы организации
финансирования здравоохранения
Рассмотрим показатели финансирования здравоохранения за рубежом и основные показатели развития системы здравоохранения.
Таблица 2
Показатели развития здравоохранения[4]
Расходы на здравоохранение в% ВВП |
Численность врачей |
Число | ||
всего, тыс. человек |
на 100 000 человек населения |
больничных коек на 100 000 человек населения | ||
Россия |
3,6 |
702,2 |
494 |
1092 |
Австрия |
5,1 |
29,2 |
354 |
771 |
Бельгия |
6,3 |
46,0 |
443 |
535 |
Болгария |
4,1 |
28,2 |
365 |
642 |
Венгрия |
6,1 |
33,7 |
334 |
783 |
Германия |
8,6 |
281,3 |
340 |
844 |
Греция |
5,1 |
53,9 |
488 |
469 |
Дания |
7,5 |
19,3 |
357 |
382 |
Ирландия |
5,8 |
11,1 |
276 |
572 |
Испания |
5,5 |
135,3 |
322 |
369 |
Италия |
6,3 |
241,0 |
415 |
400 |
Кипр |
3,9 |
2,0 |
237 |
341 |
Латвия |
3,3 |
7,3 |
316 |
768 |
Литва |
4,6 |
13,7 |
400 |
812 |
Люксембург |
6,2 |
1,2 |
276 |
633 |
Мальта |
7,0 |
1,3 |
324 |
464 |
Нидерланды |
6,1 |
60,5 |
371 |
498 |
Польша |
4,5 |
85,6 |
224 |
535 |
Португалия |
6,7 |
35,2 |
335 |
375 |
Румыния |
3,8 |
42,3 |
195 |
656 |
Словакия |
5,2 |
16,9 |
313 |
701 |
Словения |
7,1 |
4,6 |
231 |
480 |
Великобритания |
6,9 |
126,2 |
213 |
390 |
Финляндия |
5,7 |
16,6 |
319 |
690 |
Франция |
7,7 |
203,5 |
338 |
748 |
Чешская Республика |
6,8 |
36,4 |
355 |
838 |
Швеция |
8,0 |
29,2 |
325 |
313 |
Эстония |
4,1 |
4,3 |
321 |
582 |
Мексика |
6,2 |
123,5 |
120 |
71 |
США |
15,2 |
774,8 |
266 |
330 |
Индия |
5,2 |
625,4 |
59 |
88 |
Китай |
5,6 |
1868 |
145 |
234 |