Стратегические проблемы совместного развития социолингвистики и социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 17:41, лекция

Описание работы

Стратегические проблемы совместного развития социолингвистики и социологии.
Социолингвистика занимается структурой языка – развит смысловой аспект объединения элементарных единиц в смысловые блоки – переход на следующий уровень

Файлы: 1 файл

Социолингвистика_проблемы 08.ppt

— 367.50 Кб (Скачать файл)

 

Социология

 

Социолингвистика

 

Главные проблемы развития методов социолингвистического моделирования – громоздкость вычислений (большой объем человеко-часов) и большая доля эвристического анализа (зависимость от экспертного сообщества)

 

ДАЛЕЕ: необходима автоматизация прикладного социолингвистического анализа – создание методологии и программного обеспечения под содержательные задачи

 

 

 

 

8

 

ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА

 

в социологии и социолингвистике

 

СЛОВО

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

ВЫСКАЗЫВАНИЕ

 

СТАТЬЯ

 

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

 

Социолингвистика занимается структурой языка – развит смысловой аспект объединения элементарных единиц в смысловые блоки – переход на следующий уровень

 

УРОВНИ АНАЛИЗА

 

5

 

4

 

3

 

2

 

1

 

Социолингвистов интересует: где – на каком уровне – появляется смысл

 

На каждом уровне социология может предложить способ статистической  обработки

 

В социолингвистике рассматриваются дихотомии/ противопоставления:

  • звук VS знак,
  • язык VS речь,
  • значение VS смысл
  • ****

 

Социологию пока интересует только текстовый анализ (особенно в свете расширения Интернета, переход к системе web 2.0.)

 

?

 

 

 

 

9

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ 

 

программного обеспечения в социолингвистике 

 

Проблема развития ПО в социолингвистике и анализе текстов– маркетинговое продвижение

 

Пример успешной маркетинговой стратегии в прикладной программе - SPSS

 

Необходимо продвигать не просто методы анализа, не только адаптация статистических методов в социолингвистике

 

В настоящий момент прикладные социолингвистические программы фрагментарно реализуют разрозненные методы

 

  • конечный, предметно-ориентированный результат
  • количественные индикаторы – характеристики текста и информации
  • разработка методологических алгоритмов анализа текстов
  • автоматизация процесса анализа (сокращение доли рутинных операций)
  • продуманный интерфейс и подробное методологическое сопровождение

 

 

Развиваем стратегию содержательного социолингвистического анализа:

 

Преимущества:

Простой интерфейс

Оптимальный набор методов статистического анализа

Полное методическое сопровождение

 

Маркетинговый анализ – продвижение наиболее «модных» методов.

Продажа целевой аудитории под решение конкретных задач.

 

 

 

 

10

 

Социальные сети

 

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

 

БАЗОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

 

АЛГОРИТМ КОНСТРУИРОВАНИЯ 

 

X

 

Журналистика

 

PR

 

Науковедение

 

Политология

 

Информационно-поисковые системы

 

Теория коммуникативных актов

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ

 

Нейронные сети

 

Языки программирования

 

Многомерная статистика

 

****

 

X

 

****

 

Конструирование методологии находится на пересечении этих 3-х направлений:

  • Предметная область
  • Базовая методология
  • Математический аппарат

Для конструирования конкретного направления пересекаем два и более направления (принцип «таблицы Менделеева»)

 

предметная область

 

базовая методология

 

мат.  аппарат

 

методология

 

предметно-содержательной методологии 

 

 

 

 

11

 

РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ

 

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

 

БАЗОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

 

Социальные сети

 

Журналистика, PR

 

X

 

Структура информационного поля

 

1

 

ПРИМЕР

 

Политология

 

Теория коммуникативных актов (ТКА)

 

на содержательных примерах

 

2

 

ПРИМЕР

 

Бизнес-сети

 

Социальные сети

 

Науковедение

 

X

 

Тематические сети в блогах

 

Интернет-коммуникации

 

ТКА

 

3

 

ПРИМЕР

 

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

 

БАЗОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

 

X

 

Коммуникативное манипулирование в Интернете

 

Интернет-коммуникации

 

ТКА

 

МАТ. АППАРАТ

 

Нейронные сети

 

 

 

 

12

 

пример разработки методологии - 1

 

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

 

БАЗОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

 

Социальные сети

 

Журналистика, PR

 

X

 

Структура информационного поля

 

1

 

ПРИМЕР

 

Политология

 

Теория коммуникативных актов

 

Акторы и артефакты: двумодальная сеть 

 

Акторы – игроки информационного поля – политики, бизнесмены, журналисты

 

Артефакты – события информационного поля – организации, фирмы, корпорации, газеты

 

В качестве примера рассмотрим построение информационного поля в Казахстане – период его «передела» в 2008 году

 

СТРУКТУРА  ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ

 

Как выглядит структура взаимодействия сил в информационном пространстве?

 

?

 

Уровень акторов

 

Уровень артефактов

 

 

 

 

13

 

алгоритм и возможности формализации

 

СТРУКТУРА  ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ

 

Занесение структурных элементов в  базовую таблицу

 

Выделение

главных структурных единиц анализа – акторов и артефактов

 

Эвристический этап (работает исследователь, эксперт)

 

Этот этап возможно автоматизировать (см. на следующих слайдах). В зависимости от типов взаимодействий   можно построить разнообразные структуры – родственные, бизнес, сети поддержки и конфликтные сети и т.д. также можно построить сети по временным периодам

 

Преобразование базовой таблицы в таблицу взаимодействий

 

Этот этап возможно автоматизировать (см. на следующих слайдах)

 

Построение структур взаимодействий: «актор-актор» или «актор-артефакт»

 

Анализ структуры взаимодействий, подготовка стратегии

 

Этот этап возможно автоматизировать (см. на следующих слайдах)

 

Эвристический этап (работает исследователь, эксперт)

 

 

 

 

14

 

структура базовой таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звездные войны. Что  лучше для Казахстана

 

Звездные войны. Что  лучше для Казахстана

 

Финансовый кризис  Ермухаммета Ертысбаева

 

«…»

 

 

Министерство культуры  и информации

 

2006

 

министр

 

Ертысбаев Ермухмет

 

Актор-актор

 

 

421

 

Кто манипулирует  нашим сознанием?

 

«…»

 

телеканал «Евразия»

 

2007

 

собственник

 

Назарбаева Дарига

 

Актор-артефакт

 

205

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«…»

 

 

 

 

1984

 

+

 

женился 

 

Назарбаева Дарига

 

Алиев Рахат 

 

Актор-актор

 

 

Звездные войны. Что  лучше для Казахстана

 

«…»

 

 

Мин-во задравоохра-нения

 

1989 

 

-

 

Отправил в отставку

 

Аманбаев

 

Алиев Мухтар

 

Актор-актор

 

 

«…»

 

 

 

1962

 

+

 

сын

 

Алиев Мухтар

 

Алиев Рахат 

 

Актор-актор

 

 1

 

Название статьи

 

Цитата

 

Артефакт

 

Год

 

Знак взаимодействия

 

Отношения

 

С кем взаимодействует

 

Кто взаимодействует

 

Тип взаимодействия

 

№ записи

 

СТРУКТУРА  ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ

 

 

 

 

15

 

структура таблицы взаимодействий

 

СТРУКТУРА  ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ

 

Х 

 

 

 

Х 

 

«+»

 

«-»

 

Е.Ертысбаев

 

3

 

Враги «-»

 

Х 

 

«-»

 

Д.Назарбаева

 

2

 

Выполняет поручения «+»

 

Родственники «-»

 

Х 

 

Н.Назарбаев

 

1

 

 

Е.Ертысбаев

 

Д.Назарбаева

 

Н.Назарбаев

 

Имя актора

 

Код актора

 

 

3

 

2

 

1

 

Код актора

 

Типы взаимоотношений можно разделить («отфильтровать» на предыдущем этапе), или можно объединить на полной схеме взаимодействий. Тогда будет видно, как тесно переплетаются родственные и бизнес-отношения в Казахстане

 

 

 

 

16

 

Карта сегментации информационного поля (связь с ФПГ)

 

(Обзор СМИ РК и деятельность МКИ с 2006 г. по 2008 г.)

 

 

 

 

17

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕТИ В БЛОГАХ

 

В исследовании участвуют 3 типа сетей между профессиональными социологами, участвующими в Живом Журнале:

  • ТЕМАТИЧЕСКИЕ (построенные по принципу общей включенности в обсуждение темы)
  • ФОРМАЛЬНЫЕ (по френд-ленте, совместному участию в сообществах)
  • ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА (по членству в сообществах)

 

пример разработки методологии - 2

 

2

Информация о работе Стратегические проблемы совместного развития социолингвистики и социологии