Стратегическое исследование демографической безопасности в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, целью работы является проведение анализа понятия демографической безопасности и показателей оценки демографической безопасности.
Объектом исследования выступает демографическая безопасность в регионе и ее стратегический анализ.
В связи с вышеизложенным, перед работой поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты стратегического анализа демографической безопасности.
2. Раскрыть понятие демографической безопасности и основные проблемы в данной сфере.
3. Провести исследование демографической безопасности в регионе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты стратегического анализа демографической безопасности
1.1 Демографическая безопасность: понятие, основные проблемы, инструмент анализа………………………………………………………………5
1.2 Национальная стратегия и региональные приоритеты в сфере демографической безопасности………………………………………………..10
2 Стратегическое исследование демографической безопасности в регионе
2.1 Оценка демографической безопасности в регионе……………………..15
2.2 Стратегические ориентиры демографической безопасности в регионе.26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………34

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_demograficheskoy_bezopasnosti.docx

— 116.56 Кб (Скачать файл)

Реализация комплекса организационно-правовых и социально-экономических мер, предусмотренных позволила обеспечить рост рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, замедление темпов сокращения численности населения, снижение уровня материнской и младенческой смертности, положительное сальдо внешней миграции. Общий коэффициент рождаемости увеличился с 9,9 до 11,4 на 1000 человек. Достигнуты запланированные показатели ожидаемой продолжительности жизни – 70,4 года, положительное сальдо внешней миграции составило 10,3 тыс. человек. По таким показателям, как младенческая и материнская смертность, Республика Беларусь находится на уровне европейских стран. Убыль населения с 2006 по 2010 год уменьшилась практически в 2 раза – с 36 тыс. человек до 18,8 тыс. человек.

Главной предпосылкой перехода страны от депопуляции к демографическому росту является формирование социально-экономических, организационно-правовых и иных условий для самореализации семей. Социальная поддержка семей при рождении и воспитании детей – одно из ключевых направлений государственной политики. В стране сформирована система правовых гарантий и социальных льгот семьям, воспитывающим детей, являющаяся одной из наиболее стабильных среди стран Содружества Независимых Государств.

Реализуются такие масштабные социальные программы, как оказание финансовой помощи государства многодетным и молодым семьям при строительстве жилья, развитие системы бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, оказание адресной социальной помощи. Системой государственных пособий охвачено 448,8 тыс. детей (25 процентов от общего количества), из них до трех лет – 309,6 тыс. (99 процентов детей данного возраста).

Принятые меры наряду с благоприятной возрастной структурой женского населения способствовали стабилизации уровня рождаемости в стране. Начиная с 2004 года произошел абсолютный и относительный рост показателей рождаемости во всех регионах. За последние пять лет родилось 526 129 детей, а в 2007 году впервые за последние 10 лет количество рожденных детей превысило 100 тыс.

Национальной программой в целях укрепления здоровья населения и увеличения ожидаемой продолжительности жизни планируется реализовать мероприятия согласно приложению 2, предусматривающие:

- развитие системы сохранения  репродуктивного здоровья, добрачного  консультирования, внедрение новых  методов диагностики и лечения  женского и мужского бесплодия, вспомогательных репродуктивных  технологий;

- профилактику абортов, основанную  на сотрудничестве государства, религиозных конфессий, общественных  организаций и средств массовой  информации;

- усиление профилактической  направленности в работе с  детьми, в том числе по предупреждению  нарушений осанки, зрения, развития  хронических заболеваний, их обострений  и осложнений;

- расширение межведомственного  взаимодействия в целях снижения  смертности детей и взрослых  от внешних причин, повышение  ответственности родителей за  жизнь и здоровье детей;

- широкое информирование  населения о факторах риска  хронических неинфекционных заболеваний;

- проведение диспансеризации  населения, в первую очередь трудоспособного, реализация профилактических мероприятий  и оказание необходимой медицинской  помощи;

- внедрение современных  медицинских технологий и новых  методов диагностики, лечения и  реабилитации пациентов с хроническими  заболеваниями на всех уровнях  оказания медицинской помощи;

- завершение создания  системы медицинской реабилитации  в республике, открытие в регионах  больниц медицинской реабилитации, оснащение отделений медицинской  реабилитации современным медицинским  оборудованием, внедрение новых  реабилитационных технологий;

- внедрение в организациях  здравоохранения электронного паспорта  здоровья, электронной карты амбулаторного пациента, осуществление мониторинга пациентов с хроническими заболеваниями, инвалидов, развитие телемедицины [7].

В целом особенности социально-демографической политики в белорусском государстве социальной направленности изложены в Концепциях, Законах и Программах национальной безопасности Республики Беларусь и демографической безопасности. Они тесным образом связаны с вопросами о социальных приоритетах – задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения.

В качестве приоритетов социально-демографической политики в современном белорусском обществе выделены следующие:

- регулирование демографической ситуации с целью ее оптимизации; обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

- обеспечение социальной безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

- создание условий для функционирования семьи, как первичной ячейки общества;

- повышение качества социальной защиты населения;

- охрана здоровья, повышение уровня культуры, формирование здорового образа жизни населения.

Очевидно, что эти приоритеты практически все носят демографический характер, что связано с особенностями современного этапа развития белорусского общества.

С этими особенностями связаны и новые подходы в определении перспективных целей социально-демографического развития: сегодня они не могут сводиться лишь к регулированию количественных параметров населения, рассматриваемого с классических политэкономических позиций как трудовой ресурс и рабочая сила. Нельзя не отметить, что даже более современные, продвинутые концепции человеческого капитала, отождествляют человека, обладающего уникальными, индивидуальными, разносторонними особенностями, с регулируемыми, измеряемыми и управляемыми однотипными отношениями, возникающими между людьми как субъектами экономической жизни.

Программа направлена, прежде всего, на то, чтобы социально-экономическими, организационно-правовыми и информационными методами повлиять на сокращение темпов убыли населения. В сфере увеличения рождаемости ставка сделана не только на такие традиционные меры, как увеличение размера государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Появились и новые стимулы: введение для супружеских пар, страдающих бесплодием, льготного кредитования процедуры экстракорпорального оплодотворения, освобождение от призыва на срочную военную службу отцов, воспитывающих троих детей, развитие системы социального патроната для семей с детьми-инвалидами и многие другие.

Одной из масштабных задач является создание надлежащих условий воспитания для каждого ребенка, лишенного родительской опеки и дальнейшее создание условий для сокращения числа таких детей. Требует также улучшения качество жизни воспитанников и выпускников интернатных учреждений, совершенствование системы подготовки их к самостоятельной жизни. Сегодня в Беларуси проживает более 25 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В социально опасном положении живут более 20 тысяч детей. Каждый год более четырех тысяч детей обретают новые семьи.

Программа также предусматривает частичную компенсацию убыли населения за счет увеличения миграционного прироста. Следует усилить работу по привлечению мигрантов трудоспособного возраста в Республику Беларусь путем разработки мер по их финансовой и правовой поддержке. Необходимо также осуществлять мероприятия по интеграции и адаптации беженцев и лиц, которым предоставлена дополнительная или временная защита; продолжить мониторинг эмиграционных процессов, изучить возможность создания экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

2 Стратегическое  исследование демографической безопасности  в регионе

2.1 Оценка демографической  безопасности в регионе

Позитивные моменты, сложившиеся в демографическом развитии страны на протяжении 2 - 3 лет совпали с началом реализации принятой Национальной программы демографической безопасности на 2007-2010 годы. Однако в реальной действительности сдвиги относительно невысокие и в значительной мере связаны с особенностями современной возрастной структуры населения Беларуси, которая способствует демографическому развитию страны. В ближайшие годы, если не предпринять действенных мер по решению демографических проблем, продолжающиеся изменения в возрастной структуре населения Беларуси, могут наоборот, стать одной из причин, препятствующих позитивному демографическому развитию.

Уже начиная с 2008-2009 годов, в Беларуси начнет снижаться численность трудоспособного населения, вначале незначительно, а затем более быстрыми темпами.

К новым тенденциям, не характерным для 90-х годов прошлого столетия следует отнести:

В сфере рождаемости наблюдается снижение количества родившихся в 80-х годах прошлого столетия несколько стабилизировалось к концу 90-х годов, в основном за счет роста численности женщин в активных детородных возрастах 20-29 лет, на долю которых приходится около 70% всех рождений. Динамика суммарного коэффициента рождаемости в нашей стране примерно совпадает с динамикой показателя в России, но в последние годы в Беларуси он стал ниже, чем в России. В 2006 году в России этот показатель составлял 1,38 детей на одну женщину, в то время как в Великобритании – 1,66, Франции – 1,99 и США – 2,09 [14, c.152].

В сфере ожидаемой продолжительности жизни и смертности с конца 80-х годов в Беларуси начался довольно заметный спад показателей ожидаемой продолжительности жизни. За 1985-2002 годы продолжительность жизни мужчин снизилась более чем на 5 лет, а женщин – более чем на 3 года. В течение 2002-2004 годов ожидаемая продолжительность жизни начала увеличиваться и выросла на 1 год как у мужчин, так и у женщин. При этом разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин составляет почти 12 лет. В 2006 году у горожан продолжительность жизни была почти на 5,65 лет больше, чем у сельчан, в том числе у городских мужчин на 6,09 лет больше, чем у сельских и у городских женщин на 3,43 года больше, чем у сельских.

В сфере детской смертности уровень и динамика смертности детей в возрасте до 1 года или младенческая смертность отражают состояние здоровья нации, развития здравоохранения, уровень жизни населения и являются одним из наиболее значимых индикаторов уровня жизни населения. Начиная с 1996 года, в Республике наблюдается относительно стабильное снижение младенческой смертности. Если в 1995 году на 1000 родившихся умерло 13,3 детей в возрасте до 1 года, то в 2000 году – 9,3 и в 2006 году - 5,2 детей. Однако наметившаяся стабильность в снижении показателя младенческой смертности характерна в основном для городской местности, а в сельской местности этот показатель значительно выше. В 2007 году в городских поселениях на 1000 родившихся умерло 4,5 детей до 1 года, в сельской местности 7,4 детей [14, c.152].

Оценки демографической ситуации, исходя из прогнозов (на кратко- и среднесрочную перспективу), предполагают использование:

- метода демографических  коэффициентов, включающего общие  коэффициенты естественного движения  населения, половозрастные демографические  коэффициенты, стандартизированные  коэффициенты;

- моделирования демографических  процессов, в основе которого  расчет потенциала роста населения  с учетом различных факторов, влияющих на темп его роста;

- социологических и графоаналитических  методов, которые позволяют всесторонне  изучить демографическое поведение  населения, выявить реально действующие  социально-психологические нормы  и на основе этого дать прогностическую  оценку рождаемости, смертности, брачности, разводимости и т.д.

Анализ и оценку региональных кризисных ситуаций в сфере демографических процессов проводят на основе системы показателей, т.е. можно сказать, что демографическая безопасность региона – понятие многомерное. Исходя из этого целесообразно построение интегрального индикатора путем сверстки соответствующих показателей демографической безопасности.

Таким образом, демографическую безопасность региона можно охарактеризовать множеством различных показателей. Однако анализ каждого из них в отдельности не позволяет дать оценку общей демографической ситуации. В связи с этим весьма актуальным является построение интегральной оценки демографической безопасности региона.

На основе работы Дударева В. Б. «Статистическое исследование демографической безопасности России» были взяты для построения индикатора следующие показатели:

- коэффициент смертности населения;

- коэффициент естественного  прироста (убыли) населения;

- средняя ожидаемая продолжительность  жизни при рождении, лет;

- коэффициент миграционного  прироста населения;

- средний возраст населения, лет;

- материнская смертность (на 100 тыс. детей родившихся живыми);

- младенческая смертность (на 1000 родившихся) [6, c.5].

При изучении динамики численности населения используют следующие показатели:

Абсолютный прирост населения:

                                         S = S1 – S0                                        (1.1)

где, S1 – население отчетного периода; S0 – население базисного периода.

Относительный прирост населения:

Информация о работе Стратегическое исследование демографической безопасности в регионе