Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 09:34, курсовая работа
В связи с этим, целью работы является проведение анализа понятия демографической безопасности и показателей оценки демографической безопасности.
Объектом исследования выступает демографическая безопасность в регионе и ее стратегический анализ.
В связи с вышеизложенным, перед работой поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты стратегического анализа демографической безопасности.
2. Раскрыть понятие демографической безопасности и основные проблемы в данной сфере.
3. Провести исследование демографической безопасности в регионе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты стратегического анализа демографической безопасности
1.1 Демографическая безопасность: понятие, основные проблемы, инструмент анализа………………………………………………………………5
1.2 Национальная стратегия и региональные приоритеты в сфере демографической безопасности………………………………………………..10
2 Стратегическое исследование демографической безопасности в регионе
2.1 Оценка демографической безопасности в регионе……………………..15
2.2 Стратегические ориентиры демографической безопасности в регионе.26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………34
Стратегические ориентиры обеспечения демографической безопасности определены Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 357. Ожидаемыми результатами реализации данной программы являются:
- увеличение общего коэффициента рождаемости в 2015 году до 11,8–12,0 на 1000 человек;
- увеличение суммарного коэффициента рождаемости (число детей, которых могла бы родить одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15–49 лет) до 1,55–1,65;
- увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, до 80 процентов в общем числе детей данной категории;
- стабилизация и снижение младенческой смертности до 3,8 на 1000 младенцев, рожденных живыми;
- увеличение до 40 процентов удельного веса родов без осложнений;
- снижение тяжести первичной
инвалидности лиц
- снижение смертности трудоспособного населения до 5,0 на 1000 человек;
- снижение коэффициента общей смертности населения до 13,0–12,5 на 1000 человек;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 72–73 лет;
- увеличение сальдо внешней миграции до 60 тысяч человек [7].
Можно утверждать, что совокупность мер демографической и миграционной политики может способствовать привлечению некоторого дополнительного количества трудоспособного населения, но не в состоянии полностью компенсировать ожидаемое уменьшение численности населения трудоспособного возраста. В тоже время, в Беларуси имеются возможности по повышению вклада нематериальных активов в создание общественного богатства, которые выступают в форме человеческого капитала. Среди возможных источников повышения эффективности использования человеческого потенциала страны и, соответственно, его вклада в создание общественного богатства следует выделить следующие:
- рост территориальной
мобильности трудовых ресурсов,
который может привести к
По мере уменьшения населения в трудоспособном возрасте в стране потребность в трудовых мигрантах будет увеличиваться. Это станет особенно актуальным в ближайшие 10 лет. Главная причина, сдерживающая трудовую миграцию в стране и не дающая привлекать гастарбайтеров из других стран, - это межрегиональные барьеры для трудовой миграции, основной из которых является отсутствие жилья. Развитие рынков жилья, повышение доступности жилья для рядовых граждан облегчит переезды из одного региона в другой.
В целом разработка проблемы демографической безопасности должна включать в себя следующие важнейшие задачи: – выявление факторов, формирующих демографические угрозы – явления, тенденции или действия, которые отрицательно влияют на функционирование демографической сферы и противоречат национальным и (или) региональным целям демографического развития, нарушают целостность, независимость и суверенитет государства; – характеристику реальных и потенциальных демографических угроз; – разработку индикаторов демографических угроз и определение предельных критических значений состояния отдельных составляющих демографической среды: формирование демографических структур (половозрастной, семейной, этнической), естественного и механического движения, отдельных характеристик семьи; – разработку механизма обеспечения демографической безопасности.
Анализ динамики населения Беларуси и эволюции половозрастной структуры населения позволил выявить новые тенденции, характерные для последних 3-4 лет, а именно:
- позитивные
тенденции, выявленные в демографическом
развитии республики последних
лет, являются следствием улучшения
качества жизни населения и
результатом действия мер «
- не
все позитивные тенденции, выявленные
в демографическом развитии
- тенденция
роста численности и доли
- среди
возможных источников
а) рост территориальной мобильности трудовых ресурсов внутри республики и активизации внешней трудовой иммиграции;
б) совершенствование системы пенсионного обеспечения;
в) увеличение занятости инвалидов;
г) повышение эффективности секторов бюджетной сферы.
Совокупный потенциал увеличения предложения на рынке труда в Беларуси только по этим направлениям в течение 2020 – 2025 годов может обеспечить существенный прирост активного населения. С учетом миграционного потенциала и потенциала снижения смертности, в сочетании с ростом общей производительности труда, это позволит возместить ожидаемое при инерционном демографическом прогнозе уменьшение численности трудоспособного населения.
Обозначенные источники повышения использования человеческого потенциала в определенной мере позволят компенсировать сокращение численности населения в трудоспособном возрасте на ближайшие полтора-два десятилетия, то есть до тех пор, пока подрастет новое, более многочисленное поколение родившихся. Если же оно не станет более многочисленным, то снижение численности активного населения будет продолжаться и в дальнейшем.
Поэтому на ближайшие годы для обеспечения национальной безопасности на первом плане должно выступать повышение эффективности использования имеющегося в стране человеческого и социального потенциала.
Повышение экономического роста, может быть обеспечено только при условии повышения использования достижений науки в народном хозяйстве (прогрессивных структурных сдвигов, развитие экономики знаний). Вместе с тем необходимым условием обеспечения экономической безопасности является успешное решение демографических проблем, которое не должно откладываться на будущее, потому что ощутимый эффект этого решения появится значительно позже. Успешная реализация программы демографической безопасности, повышение рождаемости, снижение смертности и эффективная миграционная политика, в сочетании с повышением эффективности использования имеющегося в стране человеческого и социального потенциала, может принципиально решить проблему уменьшения численности активного населения в будущем.
С этими особенностями связаны и новые подходы в определении перспективных целей социально-демографического развития: сегодня они не могут сводиться лишь к регулированию количественных параметров населения, рассматриваемого с классических политэкономических позиций как трудовой ресурс и рабочая сила. Нельзя не отметить, что даже более современные, продвинутые концепции человеческого капитала, отождествляют человека, обладающего уникальными, индивидуальными, разносторонними особенностями, с регулируемыми, измеряемыми и управляемыми однотипными отношениями, возникающими между людьми как субъектами экономической жизни.
Более значимой объяснительной концепцией является концепция человеческого потенциала, давшая методологию его измерения, оценки факторов, определяющих его динамику и, в целом, позволяющая подойти к рассмотрению развития человека и общества с позиций регулируемой многомерности.
Наряду с мерами по повышению рождаемости реальным путем сокращения депопуляции являются меры по снижению преждевременной смертности и укреплению здоровья населения. Сегодня визитной карточкой нашей страны является положительная динамика сокращения младенческой смертности. В Беларуси этот показатель такой же, как и в западноевропейских странах. Сегодня полным ходом ведется разработка комплекса медицинских, организационных, технологических, инновационных мероприятий, направленных на укрепление здоровья всего населения.
В работе были рассмотрены теоретические аспекты, рассмотрены показатели оценки демографической безопасности и исследовано состояние демографической безопасности в регионе. На основании проведения анализа данной проблемы, можно сделать вывод о том, что существующая на данный момент депопуляция, дальнейшее углубление процесса старения общества, высокая смертность и низкая по меркам экономически развитых стран мира средняя продолжительность предстоящей жизни населения, деградация института семьи, неэффективные миграционные потоки, а также интенсивность рождаемости, не обеспечивающая даже простого замещения поколений, негативно отражаются на самых разнообразных сферах деятельности и сдерживают темпы социально-экономического развития страны.
По этой причине статистическая и интегральная оценка уровня и динамики частных и интегральных показателей демографической безопасности вызывает огромный научный и практический интерес Однако, к большому сожалению, приходится констатировать, что до сих пор многие вопросы методологии статистического исследования состояния демографической безопасности не достигли должного уровня научной проработки и не соответствуют сложности решаемых сегодня задач. В целом, проведенные исследования свидетельствуют о том, что статистическая характеристика уровня, динамики и факторов различных аспектов демографической безопасности Республики Беларусь является актуальной задачей, имеющей важное научное и прикладное значение.
На сегодняшний день в общественном сознании еще полностью не сформировалось четкое, устойчивое и единообразное понимание категории «демографическая безопасность». В литературе существует множество самых разнообразных, а в отдельных случаях и просто противоречивых точек зрения по поводу ее содержания. Это обстоятельство серьезно сдерживает прикладной анализ различных; сторон безопасности в области народонаселения, так как статистическая наука отличается тем, что требует предельно ясного толкования объекта наблюдения.
Существующие на сегодняшний день подходы или концепции количественной оценки демографической безопасности общества должны носить не взаимоисключающий, а взаимодополняющий характер. Ориентация на систему индикаторов хороша тем, что позволяет получить всестороннюю характеристику демографической ситуации с позиций безопасности существования популяции. Однако использование нескольких показателей в силу их разнонаправленной динамики значительно затрудняет сводную интерпретацию результатов. С другой стороны, интегральные индикаторы снимают проблему подобного рода, но, в свою очередь, могут скрывать реальные демографические угрозы. Например, если среди десяти показателей безопасности в области народонаселения только один внушает серьезные опасения (что, естественно вуалируется в обобщающей оценке), то это не дает повода для благодушных настроений. Ведь образно выражаясь, причина гибели, как отдельного человека, так и популяции в целом не обязательно носит множественный характер.
С практических позиций гораздо более тревожным фактом требуется признать то обстоятельство, что опора, как на систему показателей, так и на интегральную характеристику демографической обстановки в Исследуемом регионе дает один и тот же результат. Он может быть озвучен таким образом — безопасность отечественной популяции в области народонаселения находится на предельно низком уровне, существенно отстает от европейских стандартов и внушает серьезные опасения за будущее страны. В этой связи разработка грамотной стратегии национальной безопасности, включающей мероприятия по устранению актуальных текущих и перспективных демографических угроз, следует считать архиважной задачей государственного масштаба, решение которой возможно только на основе систематических и всесторонних статистических исследований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архангельский, В.Н. Практическая демография / Под ред. Проф. Л.Л. Рыбаковского. – М.:ЦСП, 2005. – 280 с.
2. Борисов, В.А. Воспроизводство населения как предмет демографической науки // Воспроизводство населения
3. Бреева, Е.В. Основы демографии. – М.: «Дашков и К», 2007. – 387 с.
4. Вишневский А.Г. Демографическая революция // Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. Т.1. Демографическая теория и демографическая история. - М., Наука, 2005.
5. Демография и статистика населения: учебник. Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006.
6. Интегральная оценка демографической безопасности региона/ Крымзин Д.Н.
7. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы/ Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 357. [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Президента Республики Беларусь. – Режим доступа: http://president.gov.by.
Информация о работе Стратегическое исследование демографической безопасности в регионе