Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:49, реферат
При выяснении сущности и содержания социологии как науки помимо определения ее объекта и предмета требуется, во-первых, характеристика ее структуры, уровней социологического знания и других дифференцирующих признаков, которые позволяют представить науку как определенную логически непротиворечивую систему, особенно если учесть, что структура может быть выстроена по различным основаниям, что нашло достаточно широкое отражение в имеющейся социологической литературе.
Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1.Различные подходы к структуре социологии и категории социологии…………………………………………………..………………..4-8
1.1 Различные подходы к структуре социологии………………………......4-6
1.2 Категории социологии………………………………………………....…6-8
Глава 2.Функции социологии и основы структурирования социологического знания……………………………………...……………………………….…9-21
2.1Функции социологии………………………………………………….….9-12
2.2 Основы структурирования социологического знания……………......12-21
Заключение…………………………………………………………..………22-23
Список используемой литературы…………………………………………….23
Оглавление……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Различные
подходы к структуре социологии
и категории социологии……………………
1.1 Различные
подходы к структуре
1.2 Категории
социологии………………………………………………..
Глава 2.Функции
социологии и основы структурирования
социологического знания……………………………………...…………………
2.1Функции
социологии………………………………………………….
2.2 Основы структурирования социологического знания……………......12-21
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….23
ВВЕДЕНИЕ
При выяснении
сущности и содержания социологии как
науки помимо определения ее объекта
и предмета требуется, во-первых, характеристика
ее структуры, уровней социологического
знания и других дифференцирующих признаков,
которые позволяют представить
науку как определенную логически
непротиворечивую систему, особенно если
учесть, что структура может быть
выстроена по различным основаниям,
что нашло достаточно широкое
отражение в имеющейся
Во-вторых, невозможно
представить науку без
В-третьих, наука не имеет качественной определенности, если точно не вычленены ее функции, в том числе и те, которые характерны только для нее.
И, наконец, социология как наука нуждается в обосновании ее самостоятельного статуса, который на качественном уровне позволяет разграничить ее с другими науками, отличить социологическое знание от философского, исторического и т.п.
Следует также
отметить, что в науке поднимается
вопрос об использовании наряду с
понятием «теория» понятия «парадигмы
науки». Использование этого понятия
позволяет выявить такое
В отечественной литературе по-разному решается вопрос о структуре социологической теории. Во-первых, были предприняты попытки рассмотреть ее по специальным социологическим теориям. Но их простое перечисление, без систематизации, приводило к тому, что социологическая теория представала перед нами как набор случайных (хотя важных и необходимых) проблем, не упорядоченных и не соотнесенных между собой. В подобной ситуации вся аргументация сводилась нередко к тому, стоит или не стоит включать в социологию то или иное направление эмпирических исследований, не является ли оно производным от какого-нибудь более «объемного» и широкого понятия. В результате создавалась своего рода дурная бесконечность, пределы которой было трудно ограничить и предугадать.
Во-вторых, структура
социологии часто анализируется
через призму актуальных проблем, имеющих
отношение только к социальной системе.
В соответствии с этой точкой зрения
выделяются направления, которые, на взгляд
исследователя, наиболее полно характеризуют
механизм действия закономерностей
социального развития во всех их многообразных
проявлениях. Несомненно, такой подход
к проблеме возможен. Однако нельзя
не видеть, что если сосредоточить
внимание только на них, в стороне
остается ряд серьезных проблем,
связанных с другими
В-третьих, структура социологической теории нередко объясняется с точки зрения уровней социологического знания и диалектики их взаимодействия. Трехуровневое деление социологии – общесоциологическая теория, специальные теории и, наконец, конкретные эмпирические исследования – исходит из факта, что общая теория и эмпирия всегда связаны между собой, но связаны, как правило, опосредованно, через промежуточные уровни научного знания.
Отдельные исследователи
выделяют еще один уровень – уровень
социальных показателей, который занимает
место между специальными социологическими
теориями и эмпирическими
В ситуации, когда социология отождествлялась с историческим материализмом, статус теорий среднего уровня (частных теорий) оказался двусмысленным. Если теоретический уровень социологии был представлен философией, то им не оказывалось в ней места, так как они являются теориями нефилософскими. Но они в то же время «теории». Так каково же их соотношение с теоретической социологией? Если же их отнести к эмпирическим исследованиям (они образовывали отдельный уровень), то не означает ли это, что эмпирия не имеет достойного научного статуса? И насколько оправданно выделять все эти уровни по разным основаниям?
Такая структуризация
вызвала самые серьезные
Очевидно, что трехуровневая модель социологии, сыграв определенную роль в ее развитии, в значительной степени исчерпала свои возможности. В настоящее время предприняты попытки не только усовершенствовать эту точку зрения, но и отказаться от нее. И прежде всего заслуживает поддержки стремление исследователей четко размежевать социологию с социальной философией.
На наш
взгляд, чтобы определить структуру
социологии, надо исходить из того, что
понятие «социальная философия»
Понятийный
аппарат социологии в современной
отечественной науке трактуется
по-разному, ибо исследователи исходят
из различных теоретико-
На наш взгляд, категории, которые характеризуют сущность и содержание социологической науки, можно подразделить на несколько групп.
Первая группа связана с анализом объекта социологии, а также с характеристикой связей (взаимосвязей) социологии с общенаучными представлениями о мире. Поэтому социологу предстоит знать точки зрения на общество, государство, классы, нации (компетенция общенаучной теории) и на гражданское общество и его структуру (компетенция теоретико-методологических основ науки).
Вторая группа категорий охватывает большую совокупность понятий, трактующих и объясняющих предмет социологии. Во-первых, всего того, что связано с характеристикой сознания (индивидуальное, групповое, общественное), с его видами (политическое, экономическое, нравственное, религиозное и т.д.), с его структурой (знание, убеждение, ценности, мотивы, установки и т.д.), с его специфическими характеристиками (общественное мнение, массовое сознание).
Во-вторых, это понятия, характеризующие реальное поведение (действия) людей, что предполагает его дифференциацию и интерпретацию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Это относится к видам поведения (деятельности) людей, их взаимосвязям с сознанием (социальное настроение) и между собой. Такой подход предполагает анализ как позитивных, так и негативных видов деятельности.
В-третьих, в понятийном аппарате нуждается и заключительный компонент предмета социологии: условия, в которых реализуются (или не реализуются) сознание и поведение людей. Поэтому понятия макро-, мезо- и микросреды, социальной инфраструктуры – это такой набор, без которого трудно понять всю сложность социального мира.
Третья группа категорий касается субъектов реального сознания и поведения: индивида, социальной группы (слоя), класса. Значительное место занимают особые группы субъективного действия – народности, народы, этносы. Многие понятия связаны с семьей. Сюда относятся также группы отклоняющегося поведения.
Четвертая группа касается инструментов социологического познания, тем более что они весьма специфичны по сравнению с другими социальными науками. Здесь важна как совокупность методологических категорий (программа, гипотезы, сценарий и т.д.), так и методов (наблюдение, опрос, контент-анализ, интервью, эксперимент и т.д.). Специфичными предстают перед читателями проблемы обработки социологической информации, ее анализа, интерпретации полученных результатов.
Пятая группа – это категории и понятия, углубляющие наши представления о функциях социологии. Но если первая из них – теоретико-познавательная – коррелирует с аналогичным аппаратом других групп, то управленческая функция выдвигает ее в число познаваемых огромное количество явлений и процессов, таких как предвидение, прогнозирование, проектирование, планирование, программирование, социальные технологии и т.д.
И, наконец, особо следует сказать о тех понятиях, которые одновременно служат и социологии, и другим самостоятельным отраслям научного знания. Так, у социологии имеется много родственных понятий с демографией (миграция, продолжительность жизни, здоровье и т.д.), с социальной психологией (общение, эмоции, самочувствие и т.д.), с политологией (власть, электоральное поведение и т.д.).
Вместе с
тем категории и понятия
Как общественная
наука социология выполняет теоретико-
Теоретико-познавательная и управленческая функции социологии тесно взаимосвязаны. Диалектико-материалистический взгляд на историю является базой для долгосрочного прогноза и в то же время выполняет функции методологии исследования общественной жизни, сознания и поведения людей. Теоретические основы и концептуальный аппарат социологии позволяют детально анализировать общественные процессы (вплоть до построения имитационных статистических моделей), а также прогнозировать их развитие с учетом многообразных и специфических условий в заданных границах места и времени.
Теоретико-познавательная
функция социологии направлена на выяснение
сущности, природы человеческого
сознания и поведения в определенных
общественных условиях, обращена к
познанию проблем настоящего и будущего
данного общества с учетом многообразия
конкретно-исторических и социально-культурных
условий его развития. Она имеет
целью изучение и выработку рекомендаций
по решению проблем, возникающих
во всех сферах общественной жизни, в
более или менее широких
Полученная
в процессе социологических исследований
информация, как правило, служит основанием
для дальнейшего развития теоретических
положений. Те исходные методологические
идеи, которые социолог закладывает
в своем исследовательском