Структура и функции социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:49, реферат

Описание работы

При выяснении сущности и содержания социологии как науки помимо определения ее объекта и предмета требуется, во-первых, характеристика ее структуры, уровней социологического знания и других дифференцирующих признаков, которые позволяют представить науку как определенную логически непротиворечивую систему, особенно если учесть, что структура может быть выстроена по различным основаниям, что нашло достаточно широкое отражение в имеющейся социологической литературе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1.Различные подходы к структуре социологии и категории социологии…………………………………………………..………………..4-8
1.1 Различные подходы к структуре социологии………………………......4-6
1.2 Категории социологии………………………………………………....…6-8
Глава 2.Функции социологии и основы структурирования социологического знания……………………………………...……………………………….…9-21
2.1Функции социологии………………………………………………….….9-12
2.2 Основы структурирования социологического знания……………......12-21
Заключение…………………………………………………………..………22-23
Список используемой литературы…………………………………………….23

Файлы: 1 файл

структура и функции социологии.docx

— 49.02 Кб (Скачать файл)

Вместе с  тем прирост нового знания достигается  в том случае, если четко сформулирована социальная проблема, которая обычно регистрируется как противоречие между  потребностями общественного развития и субъективной деятельностью людей.

Для выработки  предложений по устранению имеющихся  противоречий анализируется как  объективная, так и субъективная социальная информация. На современном  этапе общественного развития все  больше и больше повышается интерес  к информации, которая характеризует  внутренний мир людей, их намерения, ориентации, мотивы, ценности и готовность действовать во имя их претворения  в жизнь. Собственно, подход к предмету социологии, призванный рассматривать  реальное сознание и поведение людей, можно также трактовать как попытку субъективировать общественные процессы. Однако нужно ясно понимать, что изучение состояния, выявление тенденций и проблем практического сознания и поведения людей обязательно предполагает учет объективных условий, использование объективной информации. Именно такое сочетание дает реальную картину и достаточно всесторонне фиксирует то, что происходит в жизни страны, в социальных группах и особенно в сфере труда и быта.

Что касается управленческой функции социологии, то она заключается в нахождении разумных способов решения конкретных общественных проблем здесь и  сейчас, равно как и проблем, которые  могут возникнуть в результате определенных управленческих воздействий там  и потом. Реализация этой функции  тесно связана с обеспечением постоянно обновляемой информации о состоянии и тенденциях развития общественных процессов и явлений. Важным моментом является прогноз ближайших  и более отдаленных последствий, что позволяет минимизировать негативные тенденции.

К управленческой функции следует отнести и  те способы ее воздействия на общественные процессы, которые нередко выделяют в самостоятельную функцию –  идеологическую. На наш взгляд, в  этом нет необходимости, ибо идеологический компонент присущ всем без исключения функциям социологии.

В настоящее  время остро встал вопрос о  более эффективном участии социологии в решении актуальных социальных проблем обновления общества. В этой связи нуждается в осмыслении реальный опыт организации и проведения социологических исследований, который  в большинстве своем складывается под влиянием потребностей практики.

Прежде всего необходимо назвать исследования, направленные на изучение состояния, тенденций и основных проблем экономической и политической жизни. Большое развитие получил анализ политических процессов, деятельности средств массовой информации. Широко известен опыт центров по изучению общественного мнения, деятельность которых связана не только с выполнением научно-исследовательских задач, но и с решением прикладных задач экономической и социальной политики.

Все большее  место занимают вопросы национальных и межнациональных отношений. Всплеск  конфликтов, этническая напряженность  стимулировали деятельность социологов по поиску путей выхода из кризиса. Их данные активно используются в  решении проблем малых народов, при определении пределов и границ национальных суверенитетов.

Но, пожалуй, центральное место отводится  путям перехода к рыночным отношениям, политическим и социальным последствиям вхождения людей в новые экономические  реалии. Перед социологами труда, специалистами по индустриальной социологии встали принципиально новые вопросы, которые было трудно предвидеть еще  десять лет тому назад: наличие многообразных форм собственности, в том числе и частной, начало функционирования совместных (с иностранными фирмами) предприятий, создание новых, в том числе и горизонтальных, связей между ними. В 1990 году впервые был зарегистрирован новый фактор экономического сознания и поведения людей – осознание грядущей безработицы, которая вызывает тревогу практически у каждых двух из пяти человек.

Особую значимость приобретает участие социологии в рассмотрении таких проблем, как  насилие и преступность в обществе, что стало важным показателем  происходящих в обществе изменений.

Изучение  реальных ситуаций, на решение которых  может быть направлена управленческая функция социологии, резко увеличило  значение экологических и духовно-нравственных проблем. Причем значение последних кризис в экономике не ослабил, а, наоборот, усилил. Их роль в преобразовании жизни людей возросла.

Таким образом, анализ состояния общественного  сознания и поведения людей, тенденций  их изменения в условиях функционирования экономических, социальных, политических и духовных отношений – все  это стало предметом исследовательских  задач социологической науки. Она  призвана обогатить теоретические  воззрения о нынешнем этапе развития современного общества, помочь практике рекомендациями о возможностях оптимального воздействия на общественные процессы.

2.2 ОСНОВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Теоретическая и эмпирическая социология. Данное деление является наиболее распространенным и признанным, ему посвящено немало работ в отечественной социологии. В их основе лежит разделение социологического знания на теоретическое и эмпирическое. В рамках теоретического знания разрабатываются социологические теории, осуществляются типологизация и классификация имеющейся (накопленной) социологической информации. Оно включает в себя и гипотетическое знание, которое в дальнейшем должно быть подтверждено или опровергнуто. К компетенции теоретического знания относится выявление закономерностей (законов), тенденций и перспектив развития как изучаемых процессов и явлений, так и самой социологической науки. Большое место в социологической теории отводится понятийному аппарату, уточнению его интерпретации как в свете накопленных данных, так и новой информации.

Теоретическое знание может быть представлено по степени осмысления всего объекта  и предмета социологии или одной  из их сторон, частей, фрагментов. «Дальнейший  прогресс марксистской социологической  науки как целостной и разветвленной  системы знания связан и с развитием  общей социологической теории, и  с построением относительно самостоятельных  теоретических подсистем, объединенных воедино по известным логико-гносеологическим принципам».

Иногда в  рамках теоретического знания выделяют теорию социологии и метасоциологию. Их отличие друг от друга состоит в том, что если объектом социологической науки является сама социальная реальность во всем многообразии своего проявления, то объектом метасоциологии является сама социология, ее познавательные возможности, закономерности ее развития. Следует отметить, что в нашей литературе синонимом метасоциологии является социология социологии и рефлексивная социология. Ряд исследователей обращает внимание на необходимость теоретического осмысления взаимосвязей метасоциологии и социологии. Отмечая сдвиг современной социологии «к субъективно-понимаемому», П.Монсон в этой связи поясняет: «Субъективность присутствует здесь двояким образом, частично в самом исследователе, частично – в объектах, в людях, которые он изучает. Вопрос о том, каким образом можно состыковать эти две субъективности, является важной методологической проблемой». Теоретическое знание неоднозначно и поэтому не исключает существования различных концепций, взглядов, обобщений и парадигм. Это, собственно говоря, и отражает современная ситуация в социологии, которая характеризуется многообразием подходов к изучению одних и тех же проблем. Более того, существование различных теорий приводит к полемике, что в конечном счете обогащает социологию в целом.

Что касается эмпирического уровня знания, то оно  представлено всеми видами и формами  конкретной информации, включающими  в себя совокупность статистических и документальных данных, социологических  показателей и индикаторов развития изучаемых процессов и явлений.

Очевидно, что  без особым образом организованного  эмпирического знания не могут быть осмыслены реалии сознания и поведения  человека ни в демографическом, ни в  профессиональном, ни в национальном, ни в социально-правовом и других аспектах.

Фундаментальная и прикладная социология. Данное разделение социологии отвечает на вопрос: решает она только научные или практические задачи. Однако многолетний опыт социологических  исследований показывает, что в них  обычно соединены эти обе группы задач: «наличие в каждой отрасли  знания теоретического и эмпирического  уровня может рассматриваться в  качестве одного из важных аргументов включения в систему социологической  науки общесоциологических и  конкретно-социологических исследований в качестве двух уровней единого  знания». С этим подходом коррелирует  предложение рассматривать социологию как макро- и микросоциологию. Если первую интересует общество как целостный  социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение, то микросоциология  обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации  действия, социализации и индивидуализации личности, стимулам групповых поступков.

Но особенно плодотворно рассматривать взаимосвязь  фундаментальных и прикладных аспектов социологии в рамках специальных  социологических теорий.

Объектом  и предметом специальных социологических  теорий являются отдельные общественные явления, специфические их связи  с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности  образуют гражданское общество. Они  рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными  явлениями, а лишь характерные связи  между ними.

Для возникновения  и становления специальных социологических  теорий, как считает югославский  ученый Д.Маркович, необходимо выполнение по крайней мере двух условий: а) нужно, чтобы данное явление могло быть предметом социологического анализа и чтобы между этим явлением и обществом объективно существовали специфические связи; б) необходимо, чтобы имелась общественная потребность в рассмотрении этого явления г, социологической точки зрения, т.е. в изучении специфических связей между этим явлением и обществом как совокупностью всех общественных отношений. Сегодня в нашей стране в большей или меньшей степени оформлено свыше 30 специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие – прикладных, третьи – теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

Особо подчеркнем, что если в социологии более чем  в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, то это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

Функциональные  социологии. Основанием для функциональной структуры социологического знания является деление жизни общества на различные сферы. В соответствии с таким подходом общественная жизнь  имеет экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Эта точка зрения в отечественном обществе ведении  формировалась постепенно.

Особенно  трудно шло выделение в качестве самостоятельного объекта социальной сферы, которая и доныне (в равной мере как понятия «социальное  развитие», «социальные отношения») рассматривается как грань экономического, политического или духовного  или как синоним понятия «общественное».

Следует обратить внимание и на тот факт, что практика социологических исследований давно  вышла за рамки социального. Социология проникла и в экономику, и в  политику, и в культуру, т.е. мы можем  говорить о социологических аспектах всех сфер общественной жизни. Соблазн  свести социологическое к социальному очень велик, потому что на самом деле объектом значительного (если не подавляющего) большинства исследований являются процессы и явления социальной сферы. Поэтому не потеряло актуальности утверждение М.Т.Иовчука, что социологические науки «комплексно... исследуют взаимосвязанные процессы экономической, социальной, политической и т.п. жизни».

В соответствии с этим мы выделяем экономическую, политическую социологию, социологию духовной сферы, социологию управления. Несколько сложнее  с наименованием той отрасли  социологии, которая замыкается на социальной жизни (в узком смысле этого слова). Выйти из этого положения  предоставим будущему.

Что касается экономической социологии, то надо сразу отметить, что экономическую  жизнь общества, связанную с реализацией  целей и задач общественного  производства, невозможно представить  без сознания людей и соответствующего типа поведения, без потребностей и интересов субъективного фактора.

В сущности, речь идет о том, что «при разумном строе... духовный элемент, конечно, будет  принадлежать к числу элементов  производства...», ибо «мы имеем  в действии два элемента производства – природу и человека, а последнего, в свою очередь, с его физическими  и духовными свойствами...».

Такой подход имеет и большое практическое значение, поскольку он оспаривает сложившиеся представления о  том, что экономическая жизнь  не содержит в себе идеальных моментов и что экономика – это комплекс проблем, имеющих отношение только к развитию производительных сил  и обусловленных ими производственных отношений. Между тем и в сфере  экономики осуществляется воздействие  на сознание и поведение людей. В  этом отношении мы полностью разделяем  мнение советского экономиста А.И.Пашкова, еще в 70-х годах возражавшего некоторым ученым и практикам, выступившим за очищение политэкономии от экономической политики и идеологии.

Игнорирование человеческой специфики экономических  отношений ведет к просчетам как в теории, так и на практике. В теоретическом отношении идентификация экономических и социологических методов означает, что экономические процессы предстают как полностью независимые от сознания и поведения людей, что ведет к объективизму, а в конечном счете и к отрицанию значения сознательной деятельности людей, их созидательного творчества и роли в историческом прогрессе.

Информация о работе Структура и функции социологии