Структурно – функциональный анализ Р.К. Мертона: основные понятия и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:45, реферат

Описание работы

Помимо специальных монографий и сборников в западной социологической литературе существует огромное количество статей, посвященных отдельным аспектам теории и социологической практики Р. Мертона. Среди журналов, регулярно публиковавших такие статьи, следует отметить «American Sociological Review», «British Journal of Sociology», «American Journal of Sociology». Безусловно, помимо рассмотренных здесь работ, социологическая концепция Р.К. Мертона интерпретируется, анализируется, сравнивается в бесчисленных книгах, статьях, сборниках западных ученых.

Файлы: 1 файл

Р.К. Мертона.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Среди множества различных  школ и направлений в современной  американской социологии особое место  занимает структурный функционализм. Его теоретико-методологические основания  уходят своими корнями в социологические  воззрения О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и других европейских классиков социологической мысли. Однако именно благодаря работам американских социологов структурно-функциональная парадигма стала одним из важнейших теоретических направлений современной социальной науки.

Наиболее известными представителями американского структурного функционализма являются Толкотт Парсонс (1902-1979) и Роберт Кинг Мертон (1910-2003). Их основные работы, ставшие классическими еще при жизни авторов, изучаются и используются учеными всего мира на протяжении многих десятилетий. Тем не менее, это вовсе не означает, что творческое наследие американских социологов досконально изучено и больше не представляет собой объект пристального внимания и живого научного интереса. Однако Р.К. Мертон, хотя и являясь представителем структурного функционализма и в какой-то мере последователем идей Парсонса, занимался более широким кругом социологических проблем Вклад его в социологическую науку можно представить как единство теоретических построений, методологических принципов научного познания и результатов прикладных исследований, охватывающих различные аспекты социальной реальности. Анализу социологической концепции Р. Мертона, как представителя американского структурного функционализма и просто выдающегося ученого-социолога и посвящена данная работа.

Рассмотрение теоретического и методологического аспектов мертоновской концепции является важным условием для наиболее полного и глубокого понимания его вклада в социологическую науку. Этим и определяется актуальность рассмотрения его социологических воззрений.

Если говорить об изучении творчества Мертона в целом, то начать следует  с монографии П. Штомпки «Роберт  К. Мертон: интеллектуальный профиль» (1986), излагающей и анализирующей основные положения мертоновской теории. Еще один опыт исследования мертоновской общей теории – работа Ч. Крозерса «Роберт К. Мертон: критический анализ» (1987). В ней автор подробно рассматривает все этапы интеллектуальной карьеры Мертона. Рассматривая работы, посвященные Мертону, нельзя не отметить сборник «Идея социальной структуры: статьи в честь Роберта К. Мертона» (1975) под редакцией Л. Козера. Многочисленные авторы данного сборника рассматривают разные аспекты научного творчества американского ученого: концепцию социальной структуры (А. Стинчкомб), ролевые наборы (Р. Козер), теорию референтных групп (Г. Хайман), структурные принуждения (П. Блау), основные этапы творческого пути (П. Лазарсфельд) и т.д.

Помимо специальных  монографий и сборников в западной социологической литературе существует огромное количество статей, посвященных отдельным аспектам теории и социологической практики Р. Мертона. Среди журналов, регулярно публиковавших такие статьи, следует отметить «American Sociological Review», «British Journal of Sociology», «American Journal of Sociology». Безусловно, помимо рассмотренных здесь работ, социологическая концепция Р.К. Мертона интерпретируется, анализируется, сравнивается в бесчисленных книгах, статьях, сборниках западных ученых.

Если говорить об осмыслении творчества Р.К. Мертона в современной отечественной научной литературе, то оно представлено недостаточно. Основные положения его социологической теории, как правило, рассматриваются в учебниках и учебных пособиях по социологии. Исключением являются лишь мертоновская концепция социологии науки, изученная довольно подробно, прежде всего, в работах Е.З. Мирской, Э.М. Мирского. Если говорить об изучении мертоновского вклада в методологию конкретных социологических исследований, то С.А. Белановский, рассматривая в своей книге методику и технику проведения фокусированного интервью, ссылается на опыт проведения таких исследований Мертоном и его коллегами.

 

Роберт Кинг Мертон: основные вехи жизни и творчества

 

Роберт Кинг Мертон (до 14 лет Мейер Школник) родился в 1910 г. в Филадельфии в семье рабочего эмигранта из Восточной Европы. В 1931 г. окончил университет в Темплс, штат Филадельфия. Преподавательскую деятельность начал в Гарвардском университете. Там же получил стипендию для написания докторской диссертации, которую защитил в 1936 г. Тема его работы — «Наука, техника и общество в Англии XVII века» (диссертация была опубликована отдельной книгой в 1938 г.). После трех лет обучения в Гарвардском университете (где его учителями были П. Сорокин и Т. Парсонс) и двух — в университете Тулана (штат Нью-Орлеан) Мертон стал профессором Колумбийского университета в Нью-Йорке. Здесь он работал в течение 38 лет, с 1941-го по 1979 г., после чего ушел на пенсию.

Работая в Колумбийском университете, Р. Мертон вместе с                  П. Лазарсфельдом основал и был содиректором Бюро прикладных исследований. В конце 1930-х — 1940-х гг. он принимал активное участие в проведении конкретных исследований в области изучения СМИ, межличностных отношений, социологии науки, социологии девиантного поведения, социологии медицины и др. Так, в Гарвардском университете после защиты докторской диссертации он разрабатывал теорию отклоняющегося поведения (на основе проведенных конкретно-социологических исследований и полученных на их базе материалов). Это позволило ему выявить типы социальной адаптации [1].

Участие во многих эмпирических исследованиях вместе с его другом Лазарсфельдом сыграло затем  крупную роль в осмыслении необходимости  соединить теоретические и эмпирические исследования. И если роль Лазарсфельда состояла в том, чтобы вовлечь Мертона в осуществление конкретных проектов на базе глубокого теоретического осмысления каждого из них, то последний свою задачу видел в том, чтобы стимулировать друга и коллегу к разработке методов конкретно-социологического исследования как средства построения социологических теорий.

Учитывая значительные заслуги Мертона перед американской и мировой социологией, общее  собрание Американской социологической  ассоциации избрало его президентом  этого научного сообщества на 1957 г. В 1968 г. он стал членом Национальной академии наук. С 1971-го по 1979 г. был председателем Консультативного совета по образованию Фонда Дж.С. Гугенхейма. Награжден почетными степенями 21 крупнейшего университета США и Европы [1].

Его работы касаются области  общей теории социологии, социологии науки, социологии отклоняющегося поведения, социологии профессий и др. Основные среди них: коллективный фундаментальный труд под редакцией Мертона «Социальная теория и социальная структура» (1949), в котором рассматривается проблема взаимосвязи между общей социологической теорией и эмпирическими исследованиями, намечаются контуры теорий среднего уровня, разрабатываются понятия явных и латентных функций и дисфункций; «На плечах гигантов» (1965), где излагаются достижения предшествующей социологической мысли; «Теоретическая социология» (1967), посвященная трактовке социологических теорий разных уровней обобщения; «Социальная теория и функциональный анализ» (1969), интерпретирующая особенности структурно-функциональной парадигмы в социологии, а также многие другие работы в области изучения массового сознания, СМИ, девиантного повеления, социальной дезорганизации, бюрократии [1].

Следует специально сказать  о трудах Мертона в области  социологии науки. Две работы должны быть названы в первую очередь — «Наука, техника и общество Англии XVII в.» (1938) и «Социология науки» (1973). Мертон рассматривает науку как особый социальный институт, представляющий собой систему ценностно-нормативных регуляторов [11]. Он говорит о четырех основополагающих институциональных характеристиках науки: «общности», «универсализме», «бескорыстности» и «организованном скептицизме» [12]. Кроме того, американский социолог рассматривает связь между научными открытиями и ценностями пуританской религиозной морали (применительно к Англии), находясь в этом вопросе под сильным влиянием веберовских идей о зависимости европейского капитализма от норм и ценностей протестантского вероучения. В целом работы Мертона в области социологии науки являются одними из самых глубоких в этой отрасли социологического знания.

Фрагменты из некоторых  его работ переведены на русский  язык и опубликованы в книгах «Социология  преступности» (1966), «Структурно-функциональный анализ в социологии» (1968), в журнале  «Социологические исследования», в сборнике текстов «Американская социологическая мысль» (1996) и др. Однако, как сегодня становится ясным, для развития профессионального социологического образования этого явно недостаточно. Требуются переводы многих других работ Мертона, являющегося классиком мировой социологической науки.

Умер он в 2003 г. в возрасте 92-х лет, прожив долгую и плодотворную жизнь [14].

 

Разработка «теории среднего уровня» Р.К. Мертоном

 

Р.К. Мертон учился в Гарвардском  университете на социологическом факультете у П. Сорокина. Однако последователем его взглядов он не стал, хотя всю жизнь испытывал к нему глубокое уважение. Ему были чужды огромные и сложные всемирно-цивилизационные построения Сорокина. Гораздо ближе Мертону было направление работы Т. Парсонса, на которого он и ориентировался во все время своего обучения в Гарварде и после, когда уже получил докторскую степень (1936 г.) и стал преподавателем Колумбийского университета. Однако, хотя Мертон и был солидарен с Т. Парсонсом во многих его идеях, все же существовали и определенные разногласия [5]. В частности, они касались социологических теорий. Так в 1947 г. Парсонс сделал доклад в Американской Социологическом Обществе о состоянии общей теории в социологии и спустя два года на основе этого доклада опубликовал статью в «Американском социологическом обозрении». Статья вызвала бурную критику со стороны Мертона, доказывавшего, что на данном уровне развития социологии никакой общей теории ее развития нет и быть не может. В противовес работе Парсонса он выдвинул концепцию теории среднего уровня [19, с. 503].

Неприятие парсоновских построений было вызвано тем, что  Мертон понимал теорию как «логически взаимосвязанные ряды высказываний, из которых можно вывести эмпирические закономерности» [9, с. 72]. Другими словами, это ряды высказываний, позволяющие «нащупать» связи в эмпирическом материале, на базе которого они строятся, а с другой стороны, они позволяют выдвигать гипотезы для будущих исследований. Теории среднего уровня, утверждает Мертон, – это «теории, которые располагаются между малыми, но обязательно работающими гипотезами, включенными в исследование [...] и систематическими широкими попытками построить единую теорию, которая объяснила бы все наблюдаемые закономерности социального поведения, социальной организации и социального изменения» [9, с. 75]. Мертон также подчеркивает: «Работающая гипотеза – это нечто большее, чем применение здравого смысла, которым мы пользуемся повседневно. Сопоставляются определенные факты, имеются в виду некоторые альтернативные объяснения, и мы стремимся к тому, чтобы проверить их» [9, с. 79].

Если соблюдены эти  условия и теория пригодна для  выдвижения работающих гипотез, тогда  «каждая такая теория создает  представление, из которого можно вывести  некоторую систему умозаключений». Идея эта нужна для выдвижения конкретных гипотез. Но, тем не менее, она все-таки теория, утверждает Мертон, т.к. «некоторые умозаключения, выводящиеся из такой идеи, могут расходиться с ожиданиями здравого смысла, основанными на ряде непроверенных, само собою очевидных предположений [...] Дальнейшие исследования призваны подтвердить (или опровергнуть) эти умозаключения, противоречащие ожиданиям здравого смысла» [9, с. 84].

Таким образом, Мертон констатирует наличие определенных достоинств своей  теории и отсутствие их у общей теории Парсонса. Это закономерно, так как Парсонс работает на другом методологическом уровне. Он имеет дело не с эмпирическим материалом, а с понятиями. И на выходе у него должны получиться не «работающие гипотезы», описывающие какую-либо сферу эмпирических исследований, а язык социологии, с помощью которого исследователи могут общаться между собой, который помогает сформулировать общие принципы построения теорий. Эти принципы направлены на то, чтобы преодолевать трудности, возникающие по причине недостатка знаний на данном уровне развития науки [19, с. 510].

Из теории общего уровня теории среднего уровня могут заимствовать определенный набор понятий, которые  затем упорядочиваются в соответствии с предполагаемыми проблемами конкретной области. Гипотез же, тем более, «работающих» в эмпирическом исследовании, из общей теории извлечь невозможно. А поэтому, считает Мертон, разработка такой теории – это напрасная трата сил. Необходимо дорабатывать и уплотнять слой теорий среднего уровня, которые, развиваясь и взаимодействуя, постепенно начнут достигать уровня общей теории и положат, таким образом, начало ее формированию постепенно, а не стихийно.

По мнению Мертона, теория среднего уровня обладает набором определенных атрибутов. А именно [19, с. 512]:

– содержит ограниченный ряд предположений, из которых логически выводятся конкретные гипотезы, подтверждаемые эмпирическим исследованием;

– не остаются изолированными, а объединяются в более широкую  теоретическую схему;

– достаточно абстрактны для того, чтобы иметь дело с различными сферами социального поведения и социальной структуры, так что они выходят за рамки чистого описания и эмпирического обобщения;

– не принимает во внимание различия между микросоциологическими  проблемами, выявляемыми при изучении малых групп, и проблемами макросоциологическими, всплывающими при сравнительном изучении социальной мобильности, формальной организации и взаимосвязи социальных институтов;

Информация о работе Структурно – функциональный анализ Р.К. Мертона: основные понятия и принципы