Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:45, реферат
Помимо специальных монографий и сборников в западной социологической литературе существует огромное количество статей, посвященных отдельным аспектам теории и социологической практики Р. Мертона. Среди журналов, регулярно публиковавших такие статьи, следует отметить «American Sociological Review», «British Journal of Sociology», «American Journal of Sociology». Безусловно, помимо рассмотренных здесь работ, социологическая концепция Р.К. Мертона интерпретируется, анализируется, сравнивается в бесчисленных книгах, статьях, сборниках западных ученых.
В качестве дальнейшего
прояснения функциональной теории Мертон
отмечал, что структура может
иметь по отношению к системе
в целом дисфункциональный
Мертон считал, что не все структуры необходимы для функционирования социальной системы. Некоторые элементы социальной системы можно исключить. Это помогает функциональной теории преодолеть еще один из ее консервативных уклонов. Признавая, что некоторые структуры можно ликвидировать, функционализм открывает путь для значимых социальных изменений. Общество, например, может продолжать существовать (и даже улучшиться) с устранением дискриминации различных меньшинств.
Еще одним полем для разработки структурно-функционального анализа стало отношение между культурой, структурой и аномией, описанное в статье «Социальная структура и аномия» [8]. Мертон определяет культуру как «организованную совокупность нормативных ценностей, управляющих поведением, характерным для членов определенного общества или группы» [8], а социальную структуру как «организованную совокупность социальных отношений, в которых по-разному участвуют члены общества или группы» [8]. Аномия имеет место «при наличии серьезного рассогласования между нормами и целями культуры и социально сформированными способностями членов группы действовать в соответствии с ними» [8]. То есть из-за своего положения в социальной структуре общества некоторые люди не способны действовать согласно нормативным ценностям. Культура требует определенного типа поведения, которому препятствует социальная структура.
Например, в американском обществе культура придает огромное значение материальному успеху. Однако из-за положения в социальной структуре многие не имеют возможности достичь такого успеха. Если человек по рождению принадлежит к низшим социально-экономическим слоям и, как следствие, может получить, в лучшем случае, лишь степень выпускника высшего учебного заведения, то его шансы на достижение экономического успеха общепринятыми способами (например, преуспев на традиционном рабочем поприще) малы либо вовсе отсутствуют [8]. При таких обстоятельствах (а они широко распространены в современном американском обществе) можно говорить о существовании аномии, результат которой — тенденция к девиантному поведению [18, с. 263]. В данном контексте девиантное поведение зачастую принимает форму альтернативных, не принятых в обществе и иногда незаконных средств достижения экономического успеха. Таким образом, примером девиантного поведения, порождаемого дисбалансом между ценностями культуры и социально-структурными способами их достижения, может служить наркоторговля или занятие проституцией ради экономического успеха. Это один из способов объяснения преступности и девиантного поведения с точки зрения структурного функционализма.
В данном примере Мертон рассматривает социальные (и культурные) структуры, не сосредотачивая свое внимание на функциях этих структур. Он, в соответствии со своей функциональной парадигмой, больше занят исследованием дисфункций, в данном случае аномии. Точнее, Мертон связывает аномию с девиантным поведением и с помощью этого утверждает, что рассогласования между культурой и структурой имеют дисфункциональные последствия, а именно приводят к девиантному поведению в обществе [18, с. 263].
Следует так же заметить, что в творчестве Мертона, посвященном аномии, подразумевается критическое отношение к социальной стратификации (например, из-за того что она блокирует средства для достижения некоторых социально желательных целей). Таким образом, творчество Мертона показывает, что структурные функционалисты могут относиться к социальной стратификации критически.
Заключение
В ходе выполнения работы были биографические данные и основные направления творчества американского социолога Роберта Кинга Мертона, к ним относятся разработка теории среднего уровня, и структурно-функционального подхода к изучению социальной реальности.
В рамках теории среднего уровня он критикует подход Т. Парсонса, разрабатывавшего теорию общего уровня. Во-первых, утверждает Мертон, что на данном уровне развития социологии никакой общей теории ее развития нет и быть не может. Во-вторых, теории общего уровня необходимы для более полноценного общения социологов между собой, т.е. это своеобразный язык социологии, а не конкретные «работающие гипотезы», взятые из эмпирического опыта. А теории среднего уровня, в свою очередь, утверждает Мертон, не могут формировать те первоначальные представления, которые могут быть выведены из более общей теории. Теории среднего уровня имеют дело с совсем другим видом проблем. Из теории общего уровня они могут заимствовать лишь определенный набор понятий, которые затем упорядочиваются в соответствии с предполагаемыми проблемами данной конкретной области. И современной тенденцией в социологии должна стать тенденция наращивания теорий среднего уровня, чтобы она взаимодействуя, достигли уровня уже проработанных теорий общего уровня.
В рамках структурно-функционального анализа социальной реальности. Мертон с самого начала пояснил, что структурно-функциональный анализ рассматривает группы, организации, общества и культуры. Он утверждал, что любой объект, который может подлежать структурно-функциональному анализу, должен представлять собой стандартизированное явление. Кроме этого он ввел понятие явных и латентных функций. Два этих термина также стали важным вкладом в функциональный анализ. Явные функции имеют намеренный характер, а латентные функции — ненамеренный. Еще одним полем для разработки структурно-функционального анализа стало отношение между культурой, структурой и аномией. Мертон определяет культуру как «организованную совокупность нормативных ценностей, управляющих поведением, характерным для членов определенного общества или группы», а социальную структуру как «организованную совокупность социальных отношений, в которых по-разному участвуют члены общества или группы». Аномия имеет место «при наличии серьезного рассогласования между нормами и целями культуры и социально сформированными способностями членов группы действовать в соответствии с ними». То есть из-за своего положения в социальной структуре общества некоторые люди не способны действовать согласно нормативным ценностям. Следует так же заметить, что в творчестве Мертона, посвященном аномии, подразумевается критическое отношение к социальной стратификации (например, из-за того, что она блокирует средства для достижения некоторых социально желательных целей).
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что Р.К. Мертон занимался широким кругом как теоретико-социологических, так и прикладных социологических проблем, и что остается немаловажным, что в разрабатываемых областях достиг ошеломительных результатов. Его вклад в социологическую науку невозможно недооценить. Так, после изучения биографии американского социолога, круга, рассматриваемых социально-социологических проблем, его заслуженного статуса, признанного социологическим сообществом, становится очевидной необходимость передачи его научного вклада будущим поколениям социологов и популяризации его имени в кругах студентов-социологов.
Список использованных источников
1 Абушенко, В.Л. Роберт
Кинг Мертон [Электронный ресурс].
– Электр. дан. (1 файл). – Режим
доступа: http://www.psychology.su/
2 Громов, И.А., Мацкевич, А.Ю., Семенов, В.А. Западная теоретическая социология [Текст] / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. – СПб. : ДНК, 2003. – 560 с.
3 Кожанов, А.А. Рецепция
идей Роберта Мертона в
4 Кравченко, С.А. Социология:
парадигмы через призму
5 Кучеренко, В.
6 Мартьянова, Н.А. Концепция
структурного функционализма
7 Мертон, Р. Непреднамеренные
последствия преднамеренного
8 Мертон, Р. Социальная структура и аномия [Текст] / Р.К. Мертон // Рубеж (альманах социальных исследований). – 1992. – № 2. – С. 89-105.
9 Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. Мертон. – М. : АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 873 с.
10 Мертон, Р. Явные и латентные функции
[Электронный ресурс]. – Электр. дан. (1
файл). – Режим доступа: http://socioline.ru/pages/r-
11 Мирская, Е.З. P. Мертон
и его концепция социологии
науки [Электронный ресурс]. – Электр. дан. (1 файл). – Режим
доступа: http://www.kuchaknig.ru/show_
12 Мирская, Е.З. Р.
Мертон и этос классической
науки [Электронный ресурс]. –
Электр. дан. (1 файл). – Режим доступа:
http://iph.ras.ru/page48033174
13 Мирский, Э.М. Развитие
мертоновской парадигмы в 60-е
и 70-е годы [Текст] / Э.М Мирский
// Современная западная
14 Некролог. Роберт Кинг
Мертон [Электронный ресурс]. – Электр. дан. (1 файл).
– Режим доступа: http://www.socjournal.ru/
15 Плахов, В.Д. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития (XIX—XX вв.) [Текст] / В.Д. Плахов. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – 156 с.
16 Покровский, Н.Е. Одиннадцать заповедей
функционализма Роберта
17 Покровский, Н.Е. Ранний вечер на утренних холмах (субъективные заметки о Роберте Мертоне) [Текст] / Н.Е. Покровский // Социологические исследования. – 1992. – № 6. – С. 80-88.
18 Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст] / Дж. Ритцер. – СПб. : Питер, 2002. – 688 с.
19 Чеснокова, В.Ф. Язык социологии [Текст] / В.Ф. Чеснокова. – М. : ОГИ, 2010. – 544 с.
Информация о работе Структурно – функциональный анализ Р.К. Мертона: основные понятия и принципы