3) совокупность социальных
ролей и статусов обеспечивается социальной
функцией;
4) на уровне усвоения
целей и идеалов осуществляется культурная
функция.
Таким образом, социальное
действие можно охарактеризовать как
любое поведение индивида или
группы, имеющее значение для других
индивидов и групп социальной
общности или общества в целом. Причем
действие выражает характер и содержание
отношений между людьми и социальными
группами, которые, являясь постоянными
носителями качественно различных
видов деятельности, различаются
по социальным позициям (статусам) и
ролям.
Важной частью социологической
теории социального действия является
создание теоретической модели поведения.
Одним из главных элементов данной
модели выступает структура социального
действия. Данная структура включает
в себя:
1) действующее лицо
(субъект) – носитель активного действия,
обладающий волей;
2) объект – цель, на
которую направлено действие;
3) потребность в активном
поведении, которая может быть рассмотрена
как особое состояние субъекта, порожденное
нуждой в средствах существования, объектах,
необходимых для его жизни и развития,
и таким образом выступающее источником
активности субъекта;
4) метод действия –
совокупность средств, которая используется
индивидом для достижения цели;
5) результат – новое
состояние элементов, сложившихся в ходе
действия, синтез цели, свойств объекта
и усилий субъекта.
Любое социальное действие
имеет свой механизм совершения. Оно
никогда не является мгновенным. Для
запуска механизма социального
действия у человека должна возникнуть
определенная необходимость в данном
поведении, которая называется мотивацией.
Основными факторами активности
выступают интерес и ориентация.
Интерес – это отношение субъекта
к необходимым средствам и условиям удовлетворения
присущих ему потребностей. Ориентация – это способ различения
социальных явлений по степени их значимости
для субъекта. В социологической литературе
существуют различные подходы к анализу
мотивации социального действия. Так,
в рамках одной из них все мотивы подразделяются
на три большие группы:
1) социально-экономические. В данную группу входят,
прежде всего, материальные мотивы, которые
сопряжены с достижением определенных
материальных и социальных благ (признание,
почет, уважение);
2) реализация предписанных
и усвоенных норм. В данную группу входят
мотивы, которые имеют общественную значимость;
3) оптимизация жизненного
цикла. В эту группу входят
мотивы, связанные и обусловленные определенной
жизненной ситуацией.
После возникновения
у субъекта мотивации наступает
этап формирования цели. На данном этапе
центральным механизмом выступает
рациональный выбор.
Рациональный
выбор – это анализ нескольких
целей с точки зрения их доступности и
пригодности и их градация в соответствии
с данными этого анализа. Возникновение
цели может осуществляться двумя различными
путями: с одной стороны, цель может сформироваться
в качестве некого жизненного плана, носящего
потенциальный характер; с другой стороны,
цель может быть сформулирована как императив,
т. е. иметь характер долженствования и
обязательности.
Цель связывает
субъекта с объектами внешнего мира
и выступает программой их взаимного
изменения. Через систему потребностей
и интересов, ситуационных условий
внешний мир овладевает субъектом,
и это отражается в содержании
целей. Но через систему ценностей
и мотивов, в избирательном отношении
к миру, в средствах целеосуществления
субъект стремится утвердить себя в мире
и изменить его, т. е. самому овладеть миром.
Социальные действия
выступают звеньями цепи взаимодействий.
Предыстория возникновения
и генезис теории социальных конфликтов
Еще задолго до официального
рождения социологии существовали теории, рассматривающие
общество в качестве организованного
конфликта или борьбы между индивидами
и социальными группами, между различными
социальными слоями общества, между разными
странами, религиями, поколениями, полами и
т. д. Так известный английский философТомас Гоббс в своих воззрениях допускает большой
элемент конфликта во всех социальных отношениях, он не
сомневается в том, что «человек человеку
волк», а в обществе естественным состоянием
является «война всех против всех». В конце
XIX в. Герберт Спенсер сделал вывод о том, что общество
отбирает в процессе естественного отбора
лучших из лучших. Современник Спенсера Карл Маркс сформулировал иной взгляд на данную
проблему. Он предположил, что социальное
поведение может быть лучшим образом объяснено
как процесс конфликта. Маркс сосредоточил
внимание на борьбе различных классов
в обществе.
Различия в теориях, выдвинутых Гоббсом, Спенсером и Марксом, указывают на решающее влияние исходных
единиц анализа на ход исследования. Тогда
как экономические классы прежде всего
являлись единицами анализа у Маркса, Гоббс и Спенсер уделяли больше внимания отношениям
между индивидами и обществом. Однако
конфликтная парадигма не ограничивается экономическим анализом.
Выдающийся немецкий теоретик Георг Зиммель был, в частности, заинтересован в изучении
конфликта в малых группах. Он замечал,
что конфликты среди членов одной тесно
связанной группы имеют тенденцию быть
более интенсивными нежели конфликты
среди людей, которые не разделяют общих
чувств принадлежности к одной группе.
Основные концепции теории
социального конфликта
- концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера;
- конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа;
- общая теория конфликта Кеннета Боулдинга.
Концепции Л. Козера
- обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;
- социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;
- социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Конфликтная модель
общества Р. Дарендорфа
- постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;
- любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;
- разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат — изменение социальной структуры самого общества.
Общая теория конфликта
Кеннета Боулдинга
- все конфликты имеют общие образцы развития = их подробное изучение и анализ предоставляет возможность создать обобщающую теорию — «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия;
- Боулдинг утверждает, что конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека — стремление к борьбе с себе подобным);
- Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны;
- 2 аспекта социального конфликта: статический и динамический. Статический — анализ сторон (субъектов) конфликта (личности, организации, группы) и отношения между ними = классификация: этнические, религиозные, профессиональные. Динамический — изучает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей = определение динамики конфликта = есть совокупность ответных реакций сторон на внешние стимулы.
ТЕОРИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ ПО МЕРТОНУ |
Одной из центральных в
работах Мертона была идея соединения
теоретического и эмпирического, макро-
и микросоциологического уровней знания.
Уже в середине 1950-х гг. он считал, что наступил
"золотой век" их единства. Однако
в то время Мертон выдавал желаемое за
действительное. Параллельному развитию
эмпирической и теоретической социологиипредстоял еще долгий путь. Сам
ученый внес немалый вклад в преодоление
этого параллелизма, этой сложившейся
своеобразной социологической дихотомии,
и сделал он это, прежде всего своей теорией среднего уровня,
или среднего ранга (The theory of the middle range),
которая базировалась на его концепции
функционального анализа.
Последняя приобретала у американского
социолога "полуэмпирический" характер
- в том смысле, что открывала возможности
перевода этого анализа в операциональную
плоскость, а затем - в плоскость конкретного
социологического исследования. Важная
особенность функционального анализа
как концепции состоит в том, что он позволяет
интерпретировать эмпирические данные,
применять их для создания обобщающих
теорий. Эту особенность очень хорошо
видел и использовал при создании теории среднего ранга
Мертон. Ее контуры вырисовывались в его
трудах 1940-1950-х гг., однако принципы создания
были детально описаны и систематизированы
в работе "О социологических теориях среднего уровня", опубликованной
в книге американского социолога "Теоретическая социология" (издана в Нью-Йорке в 1967
г.).
Работа социолога над теориями среднего уровня имела двойственный
характер. С одной стороны, она включала
в себя обоснование необходимости особого
типа теорий, специфической аналитической
деятельности, которая существенным образом
должна была отличаться от других типов
теоретизирования (в первую очередь сугубо
абстрактного). Это была работа методологического
характера, поскольку касалась общей теоретической
ориентации, анализа понятий, логики их
построения, связи с интерпретацией получаемых
эмпирических данных. С другой стороны,
американский ученый трудился над созданием
конкретных теорий среднегоуровня в различных областях,
точнее говоря, отраслях социологической
науки (об этом подробнее будет сказано
чуть дальше).
Согласно анализируемой теории Мертона,
существуют три уровня социологического знания:
широкие социологические теории, теории среднего ранга,
малые рабочие гипотезы, возникающие в
изобилии в повседневных исследованиях.
Теории среднего ранга выполняют роль связующего
звена, мостика между первым и третьим уровнями.
Исходя из этих теорий, Мертон приходит
к выводу о необходимости "посредника"
между эмпирическими исследованиями действительности
и теоретическими обобщениями закономерностей
социального поведения. Теории среднего уровня могут быть как результатом
обобщения большой группы социальных
фактов, так и средством конкретизации
отдельных областей социологии.
Американский социолог считал эти теории
единственно реально существующими и
заслуживающими внимания. Социологическая теория в
строгом смысле слова - это и есть, поМертону, теория среднего уровня.
Именно такая теория позволяет "создать" язык
эмпирического исследования. Всеохватывающие
системные теории "высшего уровня" представлялись ему достаточно
абстрактными, рабочие же гипотезы "низшего уровня"
- второстепенными, не имеющими подлинно
социологического значения. Исходной
категорией анализа в теориях среднего уровня для американского
социолога выступала социальная группа,
поскольку именно через нее осуществляется
связь между индивидом и общественными
структурами.
Мертон прекрасно понимал, что в социологии,
как и в любой другой науке (а он, как уже
было сказано выше, добился заметных результатов
в разработке социологии науки), должны
существовать теории разного уровня. Одни используются для объяснения
широких социальных процессов, другие
"обслуживают" более локальные, конкретные.
Благодаря тщательному описанию и анализу
различных теорий Мертоном в I960- 1970-х гг.
наиболее разработанной концепцией социологического
знания считалась трехуровневая. По мере развития этой концепции, прежде всего,
обогащалось представление о втором уровне
социологического знания. Око, в свою очередь,
стимулировало разработку общих социологических
теорий и развитие конкретных социологических
исследований. Теории среднего уровня по сравнению с общей
социологической теорией имеют более
узкую область применения. Каждая из них
в своей предметной области ограничена
относительно автономными сферами общественной
жизни, изучением тенденций их развития,
механизмов действия.
Вместе с тем ученый показал, что все три уровня социологического
знания тесно связаны между собой. Более
того, переход от одного к другому открывает
перед социологом каждый раз новые возможности.
Особое значение имеет переход от общетеоретического
к операциональному уровню, результат
которого конкретизируется в эмпирическом
исследовании. Относительная самостоятельность
уровней и их значимость давали основание Мертону надеяться,
что по мере развития социологии будет
усиливаться взаимодействие социологов,
занятых разработкой каждого из них.
Он разрабатывал теории среднего уровня в самых различных
областях социологического знания: социологии
массовых коммуникаций и науки, военной
социологии и социологии медицины, социологии
власти и социологии политики. Но, пожалуй,
самый глубокий след оставила его теория среднего уровня в сфере изучения
отклоняющегося поведения. Здесь на его
идеи существенно повлияли взгляды Э.
Дюркгейма, изучавшего аномию, самоубийство,
иные формы девиантного поведения. |
Марксизм
как социологическая теория
Карл Маркс (1818-1883): основные этапы жизненного
пути. Штрихи к портрету Маркса как ученого
и Маркса как человека. Образ Маркса в
мировой обществоведческой и политико-публицистической
литературе. К. Маркс и Ф. Энгельс (успех
«творческого тандема» или Энгельс как
«alter ego» Маркса).
Структура (архитектоника) концептуального
пространства марксистской теории (основные
компоненты и составляющие этой теории,
их общая характеристика). Маркс
как экономист, Маркс как социальный
мыслитель и Маркс как революционер
(«три источника и три составные
части» в концептуальном наследии Маркса).
Единство научного и идеологического
в теории Маркса. Сложности и проблемы,
возникающие в контексте содержательной
интерпретации учения Карла Маркса.
Фундаментальное основание
системы социологических воззрений
Маркса — теория «материалистического
понимания истории». Человеческие потребности
и их роль в развитии общества (потребности
и совместная трудовая деятельность
людей). Материально-производственная
практика как основной способ удовлетворения
человеческих потребностей. Постулирование
примата «общественного бытия» над
«общественным сознанием». Марксизм
как форма экономического детерминизма
(онтологизация статуса экономической
сферы жизни общества). Производительные
силы и производственные отношения: диалектика
их взаимодействия. Характеристика категорий
«способ производства» и «общественно-экономическая
формация». «Базис» и «надстройка» как
основные конститутивные компоненты универсума
социальной реальности. Структуры надстройки
(государство, право, формы общественного
сознания) и их зависимость от структур
базиса.
«Конфликтологический аспект» в марксистской
теории общества. Социальный конфликт
как «производная» от противоречия между
уровнем развития производительных сил
и характером оформляющих эти силы производственных
отношений. Конфликт в структурах базиса
и его воплощение на поверхности общественной
жизни. Теория классов и классовой борьбы.
Генезис исторически-конкретных форм
и разновидностей феномена социального
неравенства (теория происхождения классов,
«семьи, частной собственности и государства»).
Классовая борьба как движущая сила исторического
развития человеческих обществ. Теория
социальной и политической революции
(революция в базисе и революция в надстройке).
Конфликт интересов и противоборство
идеологических систем.
Учение Маркса о государстве
(государство как институт поддержания
классового господства). Марксистская
теория общественного сознания. Репрессивно-консервативные
функции, выполняемые элементами подсистемы
духовной культуры в эксплуататорских
обществах (в антагонистических
типах общественно-экономических
формаций). Марксистское учение об идеологии
(идеология как «ложное сознание»).