Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:37, реферат
Структурные элементы — любые устойчивые образцы деятельности людей.
У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.
Структурный функционализм в американской социологии.
Структурные элементы — любые устойчивые образцы деятельности людей.
У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.
Огюст Конт
Создатель социологии Огюст Конт провозгласил главной задачей социологии поиск объективных, не зависящих от конкретного человека законов общественного развития.
Конт опирался на методы анализа естественных наук. По аналогии с разделами физики Конт подразделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Первая была сфокусирована на изучении того, как части (структуры) общества, функционируют, взаимодействуют друг с другом по отношению к обществу в целом. Прежде всего, он рассматривал, как функционируют основные институты общества (семья, государство, религия), обеспечивая социальную интеграцию. В кооперации, основанной на разделении труда, он видел фактор утверждения «всеобщего согласия». Эти идеи Конта впоследствии будут развиты учеными, представляющими структурный функционализм в социологии и изучающими главным образом институты и организации общества.
Социальная динамика была посвящена осмыслению проблем социального развития и политики изменений. Ученый стремился создать, по своим собственным словам, «абстрактную историю» без имен и без отношения к конкретным народам.
Герберт Спенсер
Английский философ и социолог Герберт Спенсер также рассматривал общество на уровне институтов и функций. Социология, по Спенсеру, — наука об изучении структурных и функциональных изменений, которые проходят общества.
Спенсер предложил весьма оригинальную эволюционную теорию общества, которая объясняла социальные изменения, характер общества законом усредненного уровня развития его членов. Эволюция, по Спенсеру, предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям: от разъединенности к интеграции, от однородности к дифференциации и от неопределенности к определенности, упорядоченности. Эволюция приводит к одновременным изменениям в структуре и функциях.
Эмиль Дюркгейм
Французский социолог Эмиль Дюркгейм обосновал новый взгляд на общество, его структуры и людей — социальный реализм. Его суть заключается в том, общество, хотя и возникает как результат взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность, которая, во-первых, автономна по отношению к другим видам реальности, во-вторых, развивается по своим собственным законам; в-третьих, имеет место примат структур и функций общества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, то есть индивидуальная реальность считается вторичной.
Предмет социологии Дюркгейма — социальный факт. Социальный факт является внешним по отношению к индивиду. И оказывает на него принуждающее воздействие. Социальные факты могут быть материальными (само общество, его социальные структуры) и нематериальными (мораль, ценности и нормы, коллективное сознание, верования).
Основные положения
1) Общество рассматривается как система;
2) Процессы системы
3) Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ).
Т. Парсонс – создатель системно-функциональной школы в социологии.
Представления об обществе как целостной системе начали складываться в социологии под влиянием работ представителей структурного функционализма, и прежде всего Т. Парсонса и Р. Мертона. Исходным понятием теории общества Т. Парсонса выступает «социальное действие». Совокупность устойчивых взаимодействий между людьми обозначается Парсонсом как система действий. Как и любая другая открытая система, она должна выполнять ряд функций, наиболее значимыми среди которых выступают адаптация, целедостижение, интеграция и латентность. Адаптация связана с поддержанием равновесия, приспособлением социальной системы к окружающей среде и контролю над нею. Целедостижение означает определение и структурирование целей, а также мобилизацию ресурсов на их достижение. Интеграция предполагает координацию структурных элементов системы, поддержание солидарности и внутреннего порядка, противодействие дезинтеграции системы. Латентность подразумевает воспроизводство культурных образцов, их обновление и передачу последующим поколениям. Перечисленные функции выполняются как всей системой в целом, так и четырьмя соответствующими им подсистемами. Функция интеграции общества реализуется социальной системой. Целедостижение – системой, которую Парсонс обозначает как личностную. Воспроизводство норм и ценностей общества осуществляется культурной системой, а поддержание равновесия – поведенческим организмом. Под социальной системой, согласно парсонсовской модели, понимается система, образуемая состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами. Ее структуру составляют четыре основных компонента: ценности, нормы, коллективы и роли. Важнейшим компонентом социальной
системы выступает институциона Стабильность социальной системы основывается на детерминированных отношениях между ее частями, в противовес взаимодействиям случайным и непостоянным. Взаимозависимость компонентов системы обеспечивает социальный порядок, который обладает тенденцией к самоподдержанию и выражается в равновесии. В качестве необходимых предпосылок устойчивого воспроизводства системы он называет механизмы социализации и социального контроля. При помощи последнего организуются социальные роли и уменьшаются отклонения от стандартных образцов взаимодействий. Элементами социального контроля выступают: санкции; структуры, обеспечивающие сохранение ценностей; насилие и принуждение. Р. Мертон, критически относясь к теории Парсонса, переработал и создал свою методологию анализа социальной системы. Разрабатывая альтернативную форму функционального анализа, американский социолог подверг критике три традиционных постулата функционализма. Во-первых, постулат о функциональном единстве общества. Мертон выдвинул положение, согласно которому степень интеграции системы – величина непостоянная и может варьироваться в различных обществах. Во-вторых, постулат о функциональной полезности всех существующих форм и структур. В противоположность этому утверждению он считает, что элементы системы наряду с функциями могут выполнять и дисфункции (отрицательные функции), либо быть нефункциональными. Функции могут быть как позитивными, так и негативными; как явными, так и латентными. Различия между явными и латентными функциями Мертон усматривает в степени их известности и предсказуемости. В-третьих, постулат о необходимости, согласно которому функции удовлетворяют базовые потребности системы, а каждая структура выполняет вполне определенную функцию и в силу этого незаменима. Мертон возражал против жесткой связи структур и функций. Он сформулировал другую трактовку: во-первых, структура может выполнять несколько функций, во-вторых, одни и те же структуры в различных системах могут выполнять разные функции, в-третьих, различные структуры в разных системах могут обслуживать схожие функции. Важным шагом в развитии системного подхода стала теория немецкого социолога Н. Лумана. Согласно ее основным положениям существуют три вида социальных систем: системы взаимодействия, социетальные системы и организации. Первый вид систем основывается на личном восприятии индивидами друг друга. Системы второго рода более всеохватывающи, так как включают в себя все коммуникативные действия. По сравнению с системами взаимодействия они более высокоорганизованны. Современная социетальная система – это прежде всего мировое общество или открытая социальная система. Специфическим признаком этих систем является взаимосвязь членства в них с определенными условиями. Важнейшими признаками открытых социальных систем выступают, по Луману, самореференция и аутопойэсис. Самореференция – это способность системы отличать себя от окружающей среды (замкнутость на себя), а следовательно, и от других систем. Фактически она сводится к возможности системы устанавливать свои границы. Аутопойэсис означает возможность воспроизводства системных элементов и отношений внутри самой системы. Главными элементами социальной системы являются не действия, а коммуникации, под которыми понимаются простейшие процессы конструирования реальности. |
3. Исторические типы обществ |
На современном этапе развития мы можем выделить два уровня обществ: «традиционные» и «современные общества». В основе этой дихотомии современного и традиционного обществ лежит установка на социальные изменения (в первом случае) либо отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним. Этой базовой ценностной установке соответствуют экономическая, стратификационная, политическая, идеологическая подсистемы, обеспечивающие интегрированность и функционирование целостной системы. Одним из первых социологов, обратившихся к данной дихотомии, был Ф. Теннис, который выделил две специфические формы социальной организации: общину – традиционное сообщество и общество – современное сложноструктурированное сообщество. Его работы повлияли на Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса. В результате была разработана своеобразная многомерная шкала, позволяющая сравнивать различные типы социальных систем. Для традиционного
общества характерны: 1) естественное разделение
труда (преимущественно по половозрастному
признаку); Для современного
общества характерны: 1) развивающееся глубокое
разделение труда (на профессионально- В социальной теории понятие «современность» не тождественно определению «наше время». Современность есть некоторая качественная и содержательная характеристика жизнедеятельности людей, относительно содержания которой между исследователями существует определенное расхождение. Для одних современность – это характеристика определенного набора институтов и процедур, представляющих собой описание нынешней практики западных обществ. Для других современность – это проблема, которая возникает в разных культурно-исторических контекстах (стран, регионов, эпох) вследствие различных обстоятельств как вызов их существованию и возможности развития. В качестве организующих принципов
современности чаще всего выделяются:
1) индивидуализм (т.е. окончательное
утверждение в обществе центральной
роли индивида вместо роли племени, группы,
нации); 2) дифференциация (появление
в сфере труда огромного Среди основных черт, присущих современной личности, отмечают: 1) открытость экспериментам, инновациям и изменениям; 2) готовность к плюрализму мнений; 3) ориентацию на настоящее и будущее, а не на прошлое; 4) признание высокой ценности образования; 5) уважение достоинства других людей и др. Плюсы и минусы современной цивилизации служат отправным пунктом для различных теоретических воззрений относительно будущего человеческого общества. Наибольшую известность среди них получили: 1. Теория постиндустриального (информационного) общества, согласно которой основным экономическим фактором общества будущего выступает знание (информация), а основной сферой производства – сфера производства знания (информации). Соответственно в социальной структуре интеллектуалы, занимающиеся производством знания, из относительно небольшой социальной группы, какой они были в доиндустриальном и индустриальном обществах, превратятся в заметный социальный слой. 2. Концепция постэкономического общества, согласно которой социокультурной базой общества будущего является система постматериальных ценностей, преодоление труда как утилитарной активности и замена его творческой деятельностью, не мотивированной материальными факторами, новый тип семьи и новые формы социального партнерства, повышение роли знания и изменение системы образования. По мнению сторонников этой концепции, отрицание экономической эпохи означает и то, что эксплуатация может быть преодолена не столько как хозяйственное явление, сколько как феномен сознания. 3. Концепция «высокой (или поздней) современности», автор которой Э. Гидденс считает, что мы идем не к постмодернизму, а к периоду, в котором особенности, присущие настоящему этапу, еще более обострятся, станут универсальными. Однако сама радикализация настоящего выступает как качественно новое явление, преобразующее современный мир. Среди черт «высокой современности» он выделил четыре: веру, риск, «непрозрачность», глобализацию. Понятие веры несет не религиозный смысл, а указывает на важность веры в действии многих сложных систем, от надежности которых зависит повседневная жизнь (например, транспорт, телекоммуникации, финансовые рынки, атомные электростанции, военные силы и др.). Риск заключается в том, что все чаще возникают неуправляемые ситуации, таящие в себе угрозу не только отдельным индивидам, но и большим системам, в том числе государствам. «Непрозрачность» означает утрату ясности, понятности, предсказуемости происходящего и, как следствие, сопровождается неустойчивым характером социальной жизни. Глобализация указывает на продолжающийся охват экономическими, политическими, культурными отношениями всего мира, что, в частности, приводит к снижению роли национальных государств. |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Р.МЕРТОНА:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ
Функциональность – это и есть то явление, изучению которого подчинен социологический анализ. Р.Мертоном обозначены следующие постулаты функционального анализа:
· «постулат функционального единства» – анализ начинается не с создания общей теории общества, не с «идеального типа», но с социального факта, который обладает смысловой глубиной и функциональной, зримой, определенностью, теми качествами, которые способны в теории интегрировать социальную жизнь и «узаконить» единство видения общества.
· «постулат универсального функционализма» – это понимание общих функциональных культурных закономерностей, понимание того, что функциональность присуща всем формам культуры.
· «постулат принудительности» – утверждение того, что некоторые функции обязательны в принудительном порядке, и поэтому все общественные институты функционально детерминированы. Тем не менее, предполагается возможность и (или) появления «функциональных альтернатив».
Далее Мертон, пробуя
построить парадигму
1. Платформой для построения функционального анализа являются только стандартизированные объекты, типические и повторяющиеся социальные явления (социальные действия, институты, средства социального контроля, социальные роли, процессы, структуры и прочее).
2. Помимо одних лишь объективных следствий функциональности в понятие функции может также входить и «субъективная диспозиция».
3. Главное содержание функций – это ее объективные следствия, пусть и «замешанные» отчасти на субъективной диспозиции. Чтобы подойти к определению социальной функции необходимо изучить всю совокупность ее следствий, которые представлены множественностью отдельных функциональных последствий и общим результатом последствий. Здесь становится необходимым обратиться к определению термина «социальная функция». Итак, функция – это то наблюдаемое следствие, которое служит саморегуляции данной системы и (или) приспособлению ее к внешней среде. Однако понятие функции наделено таким же смыслом и у Т. Парсонса. Заслуга же Мертона в том, что он не согласился с «аномальностью» тех объективных следствий, производимых социальной системой и имеющих свойство ослаблять саморегуляцию данной системы и (или) ее приспособление к среде, и в своей работе «Социальная теория и социальная структура» присвоил им наименование дисфункций. Но и это еще не все. Мертон предположил возможность возникновения и проявления антифункциональных последствий, которые по причине иррелевантности (случайности, нетипичности) для данной конкретной системы не являются ни устоявшейся, определившейся функцией, ни дисфункцией. Также Мертон разделил функции на явные и латентные (скрытые). Первые представляют собой случай, когда субъективная смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями, вторая же отличается тем, что объективные следствия, то есть функция как таковая, не осознается и не планируется участниками социальных процессов.
4. Функция сфокусирована на систему, как на цельный объект. Некоторые элементы системы могут не соответствовать данной функции, но это не имеет доминирующего значения, главное то, что функция «обслуживает» систему, как единство.
5. Заповедь о принудительности функции в отношении всех элементов системы.
6. Функции производятся каждая в соответствии со своим специфическим механизмом, в определенной форме и последовательности.
7. Возможны альтернативные способы, существующие и возникающие, самораскрытия функции. Это создает исследовательскую проблему, которая имеет отношение к возможной вариативности функции. Мертон допускал функциональные эквиваленты, альтернативы и заменители.
8. Вариативность функции ограничена – она не выходит за лимитированные границы возможного объема структуры; вариативна, но лишь внутри системы и ее структур. Социальная структура представляет собой достаточно жесткий каркас, состоящий из плотно скрепленных между собой элементов, которые не имеют повсеместных свойств взаимозаменяемости.
9. Понятие и изучение дисфункциональных явлений в системе позволяет исследователю «оторваться» от изучения системной статики и измерять, изучать общество в динамике развития, порождаемой теми напряженностями, конфликтами, стрессами, которые именуются дисфункциями.
10.Отныне валидность исследования не находится в зависимости только лишь от собственной логики исследования, функциональный анализ предъявляет требования систематизированного изучения прилегающих областей системы, ее состояний настоящих и предшествующих данному, их возможностей и ограничений.
11.Заповедь о возможности идеологизации функционального анализа внешними и (или) внутренними факторами. Функциональный анализ представляет собой способ получения объективных знаний об обществе, но присущие исследователю или заказчику исследования мировоззренческие ориентации и установки могут привносить свою идеологизированность и в функциональный анализ.
Процедура социологического исследования в рамках теории среднего уровня получила три основных, последовательных этапа, строгая логика которых уже сама по себе примечательна и наглядна. При изучении нужной величины и однородности, некоей совокупности социолог отбирает и накапливает материал о ней. В процессе этого этапа единообразные, однородные факты обрабатываются и описываются. Здесь вступает в силу теоретизирование на основе полученных результатов двух предыдущих этапов. Это, собственно, теоретический этап – время для объяснения и интерпретации фактических, конкретных выражений агрегированных социальных явлений.
«Теории среднего уровня»
по своей сути двухуровневые, и эта
тавтология – результат неверного
перевода, с которым мы вынуждены
мириться. Эмпирический уровень –
социологические методы сбора, анализа,
измерения, обработки социальных фактов,
на которых основывается конкретное
знание об определенных специфических
единообразных действиях, отношениях
и процессах имеющих место
быть в социальной сфере. Теоретический
уровень – уровень логико-
Мертон применил разработанную им парадигму, воплотил ее в конкретное знание, изучая дисфункциональные явления, названные аномичными. Концепция теории среднего уровня тесно связана с функциональным анализом, который он (Мертон) рассматривал как главный способ социологического анализа. Мертон называл свое детище «социологической идеологией», и видел одну из задач функционального анализа в стабилизации науки, оказавшейся разрозненной без какой-либо единой методологии и парадигмы.
Теория социального действия в социологии
Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них. Таким образом, важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие:
1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения;
2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.
Вебер выделил четыре типа социального действия. Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах:
1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума;
2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей;
3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями;
4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения.
Значительный вклад в теорию социального действия внес Т. Парсонс. В концепции Парсонса социальное действие рассматривается в двух проявлениях: как единичное явления и как система. Он выделил следующие его характеристики:
1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм;
2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта;
3) наличие знаковых механизмов регуляции.
Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, обеспечивающие его существование как биосоциального существа. Среди этих функций можно выделить четыре в зависимости от тех подсистем жизни индивида, в которых они осуществляются:
1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;
2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;
Информация о работе Структурный функционализм в американской социологии