Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:37, реферат
Структурные элементы — любые устойчивые образцы деятельности людей.
У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.
Динамический контекст марксистской
теории общества. Теория общественно-исторического
развития в марксизме. Процесс исторической
смены общественно-
Социологический смысл понятия «отчуждение». Марксова теория капитализма. Капитализм как общество модерна. Представления Маркса о будущности европейского капитализма, о перспективах его дальнейшего развития.
Общая оценка интеллектуального
наследия Маркса. Марксизм как социологическая
концепция и марксизм как «революционное
учение». Содержательное единство теории
Маркса и ее внутренние противоречия.
Критика «экономического
Маркс и марксизм (ортодоксальный и неортодоксальный). Дискуссии о содержательном наполнении понятия «аутентичный марксизм». Маркс и марксизм в XX веке: исторические судьбы теории и ее метаморфозы. Реформистские и экстремистские течения в марксизме в конце ХIХ — начале ХХ вв. Марксизм на стыке «миров» социальной теории и социальной практики: противоречивая двойственность такого положения. Марксизм и социальная практика (спор на исходе XX столетия).
Марксизм
и западная («буржуазная») социология:
«взаимное притяжение полюсов» (мотивы
взаимопроникновения дискурсов)
ТЕМА 8 Социологический реализм Эмиля Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858-1917): краткие биографические сведения. Социологическая концепция Дюркгейма как «шедевр зрелого позитивизма». Объективистские, сциентистские и натуралистические мотивы в общей структуре социологического мировоззрения Дюркгейма. «Правила социологического метода» и теория социального факта (концепция социологизма). Социология как наука о социальных фактах. Определение социального факта. Основные методологические императивы дюркгеймовской социологии («правила, относящиеся к наблюдению социальных фактов», «правила, относящиеся к различению нормального и патологического» и проч.). Разновидности социальных фактов. Коллективные представления как духовный субстрат общества. Онтологический и Теория общественного Дюркгейм как один из основоположников
социологии религии. «Элементарные
формы религиозной жизни». Системы
религиозных верований и «Теория самоубийства». Исследование
самоубийства в контексте социальной
обусловленности факта широкого
распространения данного Дюркгейм и его последователи (М. Мосс, С. Бугле, М. Хальбвакс, Л. Леви-Брюль). Развитие «дюркгеймовской традиции» социологического теоретизирования в трудах представителей французской социологической школы. Дюркгейм и французский структурализм (К. Леви-Стросс и др.). «Линия Дюркгейма» и ее продолжение в современной социологии. |
ТЕМА 9 Макс Вебер и социологический антинатурализм
Макс Вебер (I864-1920): краткие биографические сведения. Фигура М. Вебера в контексте истории мировой социологии. «Веберианская парадигма» в социологии, ее основные черты. Общая характеристика кризисной обстановки,
сложившейся в методологии Эпистемологические штудии представителей баденской (фрайбургской) школы неокантианства: Генрих Риккерт и Вильгельм Виндельбанд. Риккерт о «границах естественнонаучного образования понятий». Науки о природе и науки о культуре (исторические науки): специфика используемых в этих науках методологических процедур. «Природа» и «культура» как логические категории. Номотетическая (генерализирующая) и идиографическая (индивидуализирующая) стратегии научного познания. Учение Риккерта о ценностях. Исследование аксиологического наполнения реалий исторической действительности как основная задача наук о культуре. Метод «отнесения к ценности» как логическая процедура. Вильгельм Дильтей: утверждение интеллектуальных притязаний герменевтической перспективы мысли. Предметное размежевание наук (науки о природе и науки о духе). «Объяснение» и «понимание» как два возможных способа познавательной ориентации исследователя в мире изучаемой им действительности. Проблема понимания как проблема интуитивного постижения интенций чужого духовного опыта (понимание как «эмпатия», как способ проникновения во внутренний мир другого человека). «Понимающая социология» Макса
Вебера: основные методологические принципы.
Задачи социально-гуманитарного Веберианская модель построения теоретических конструкций в социальных науках (методология идеальных типов; идеальный тип как «интерес эпохи»; разновидности идеальных типов). Соотнесение и смысловое размежевание понятий «оценка» и «отнесение к ценности». Общеметодологическое значение принципа отказа от вынесения субъективных оценочных суждений в рамках всякого научно-социологического исследования. Социологическая теория действия. Типология социальных действий: аффективное, традиционное, ценностнорациональное и целерациональное действия (их характеристика). Общностно- и общественно-ориентированное действия. Целерациональное действие как идеальный тип сознательно-мотивированного действия. Теория рационализации Вебера. Категории материальной и формальной рациональности. Исторический контекст протекания процессов прогрессирующей рационализации: веберовская теория капитализма. Запад как уникальная культурно-историческая зона. Капитализм как культурный феномен и социально-институциональная система. Веберовская версия теории происхождения современного капитализма. Этика аскетического протестантизма и «капиталистический дух». Социология религии Вебера: изучение хозяйственной этики мировых религий, форм и стратегий религиозного неприятия мира. Социокультурологическая характеристика отдельных исторически конкретных религиозно-этических систем (христианства, ислама, иудаизма, буддизма, даосизма, индуизма, конфуцианства). Преодоление магического компонента в религиях спасения и рационализация «картин мира». Образы колдуна и пророка. Этика братства в традиционных структурах и в религиозных общинах. Универсализм религий спасения и порядки предметных областей жизни: семья, государство, экономика, искусство, политика, наука. Интеллектуалы и религиозные виртуозы. Типологии религиозного отношения к миру: аскетизм – мистицизм, посюсторонняя и потусторонняя стратегии спасения, человек как «орудие» Божественной воли и как «сосуд» Божественной благодати. Политическая социология М. Вебера. Теория легитимности политического господства. Определения власти и государства. Традиционный, харизматический и легальный типы господства. Теория рациональной бюрократии (образ бюрократа, его основные черты и качества). Бюрократия и плебисцитарно-харизматический вождизм. Вебер о России и русской революции. Образ современного западного общества
(общества модерна) в концепции Вебера
(Вебер как «диагност эпохи»).
Этика убеждения и этика Влияние идей Вебера на последующее развитие социологической мысли в Европе и в Америке. Веберианская традиция социологического теоретизирования в XX столетии: основные школы и основные представители. Макс Вебер и веберовский ренессанс. Общая оценка интеллектуальных заслуг М. Вебера перед мировым социологическим сообществом. |
Информация о работе Структурный функционализм в американской социологии