Структурный функционализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 11:57, доклад

Описание работы

Функционализм как исследовательская ориентация отчетливо проявился в течение последних пятидесяти лет. Он прошел сложную эволюцию с начала 30-х годов, когда основатели британского антропологического функционализма В. Малиновский и А. Р. Редклифф-Браун сформулировали основные положения этого направления.
Важным этапом его истории стал американский структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон, П.Сорокин и др.), который развил и распространил функционалистскую методологию на все разделы социологии.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 7.76 Кб (Скачать файл)

 

Структурный функционализм

(Т. Парсонс, Р. Мертон, П.Сорокин )

 

Функционализм как исследовательская ориентация отчетливо проявился в течение последних пятидесяти лет. Он прошел сложную эволюцию с начала 30-х годов, когда основатели британского антропологического функционализма В. Малиновский и А. Р. Редклифф-Браун сформулировали основные положения этого направления.

Важным этапом его истории стал американский структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон, П.Сорокин и др.), который развил и распространил функционалистскую методологию на все разделы социологии.

 

Толкотт Парсонс

Толкотт Парсонс (1902-1979) – центральная фигура в структурно-функционалистском направлении, создатель самой школы с множеством учеников. Парсонс по праву является крупнейшим представителем теоретической социологии XX века, основателем теории социальной системы и теории социального действия. Он внёс решающий вклад в создание современного языка социологии, в разработку основных понятий в их системном представлении.

Первая крупная проблема, которую мы видим в теории Парсонса – это понятие и содержание социальной системы, её структуры, структурных компонентов и функций. Социолог признаёт, что к этому времени сложились определённые предпосылки для такого исследования общества, наиболее значительными из которых были:

1.Достижение  клинической психологии, представляющей  человеческий индивид как динамическую  структурно-функциональную систему.

2. Результаты, полученные  социальной и культурной антропологией.

3.По мнению  Парсонса, Дюркгейм показал подлинное  структурно-функциональное понимание  социальной системы с вычленением  её наиболее важных элементов  и функций.

4.Работы немецкого  социолога М. Вебера содержали  обоснование социальных действий  индивидов в контексте функционирования  социальных организаций и институтов.

Социальные системы, по определению Парсонса, — это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами.

Вторая крупная проблема, которую необходимо выделить в теории Парсонса – это проблема социального порядка, природы интеграции, стабильности социальных систем. В этом аспекте центральную, главенствующую роль играют культура и культурные ценности.

Третья проблема, важная для целостного представления теории социальной системы – это проблема социальных изменений и эволюций. Говоря о порядке и стабильности, о консенсусе, Парсонс вместе с тем видел процессы, которые приводят к социальным изменениям. Социолог отмечает, что практическое изучение этих процессов – задача эмпирического исследования.

Свои взгляды на социальную эволюцию сам Парсонс рассматривал как исходные, нуждающиеся в развитии.

 

Роберт Мертон

Роберт Мертон (1910-2003) - американский социолог, представитель структурного функционализма, создатель теории "среднего ранга", исследователь девиантного поведения и социальной адаптации. Своими главными учителями он считал П. А. Сорокина, а также Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля и М. Вебера, его соратниками были Т. Парсонс и П. Лазарсфельд.

В отличие от Т. Парсонса, который подчеркивал значимость анализа механизмов поддержания социального порядка, Р. Мертон обратил главное внимание на изучение функциональных и дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в обществе и его социальной структуре.

В работе "Социальная теория и социальная структура" Р. Мертон утверждал, что функциональный анализ является как самым перспективным, так, по-видимому, и наименее систематизированным направлением среди существующих социологических теорий. Вместе с тем он полагал, что ряд положений, считавшихся фундаментальными для функционализма, оказываются, по меньшей мере, спорными, а возможно, и ненужными для него.

К таковым он относит три основных постулата функционального анализа.

1. Стандартизованные  виды социальной деятельности  и элементы культуры являются  функциональными для всей социальной  или культурной системы.

2. Все элементы  социальной и культурной системы  выполняют социальные функции.

3. Все эти функции  необходимы и незаменимы.

Заслуга Р. Мертона состоит в том, что он первым в рамках структурно-функционального направления в социологии представил целостную теоретическую схему рассмотрения науки как социального феномена. По его мнению, социология науки должна исследовать ее как особый социальный институт с его нормами и ценностями, регулирующими поведение ученых. К важнейшим функциям науки он относил: публикацию научных результатов, регулирование отношения между учеными по поводу этих результатов.

Главными императивами научного этоса Р. Мертон считал: универсализм, коллективизм, бескорыстие и организованный скептицизм.

Императив универсализма предполагает, что ценность научного знания не зависит от национальной и классовой принадлежности ученого, его личностных характеристик.

Императив коллективизма предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование. Научные открытия являются продуктами социального сотрудничества и принадлежат научному сообществу.

Императив организованного скептицизма требует тщательного научного анализа объекта исследования, всесторонней проверки научных выводов, допускает сомнение как в своих, так и в выводах других ученых, право публичной критики любой работы, если обнаружена ее ошибочность. Скептицизм как институциональная норма утверждает принцип развития науки через критическое отношение к результатам научной деятельности.

Роберт Мертон выступил продолжателем Э. Дюркгейма, значительно дополнив его концепцию социальной аномии. На взгляды Р.Мертона оказали большое влияние Питирим Сорокин, который пытался наполнить социологическое теоретизирование материалами эмпирических и статистических исследований, и Пауль Феликс Лазарсфельд, разрабатывавший проблематику методологии применения социальных и эмпирических наук в социологических исследованиях.

 

 Питирим Сорокин

Виднейшим представителем этого направления был российско-американский социолог Питирим Сорокин, (1889-1968). Сорокина можно назвать «последним классиком» и в то же время крупнейшим социологом современности. Долгая жизнь П. Сорокина делится на два периода — российский и американский. Сорокин окончил юридический факультет Петербургского университета. Его учителями были видные российские ученые М. Ковалевский и Э. Де-Роберти, большое влияние на Сорокина оказали труды Э. Дюркгейма. Сорокин принимал активное участие в политической жизни России как член эсеровской партии, одно время был секретарем А. Керенского, сидел в тюрьме и при царской власти, и при большевиках. В 1922 году эмигрировал из России и после года жизни в Берлине и Праге перебрался в Соединенные Штаты, где и приобрел мировую известность.

Главным произведением Сорокина был титанический четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), превосходящий по объему даже «Капитал» К. Маркса и «Трактат по социологии» В. Парето (в 1957 году вышел сокращенный однотомный вариант этой книги, переведенный сейчас на русский язык). В «Социальной и культурной динамике» Сорокин применяет к анализу общественных изменений социокультурный подход, основываясь на анализе огромного массива разнокачественных данных. Характеризуя свое исследование, Сорокин пишет: «В нем ставится лишь одна центральная проблема, а именно: изменение и флуктуация идеациональной, идеалистической и чувственной культур». Но это исследование охватывает более двух с половиной тысячелетий истории античной и западной цивилизаций (с экскурсами в другие культуры) и такие области, как искусство, наука, политика, экономика, мораль, социальные отношения, философские категории и др.

Сорокин выделяет два основных интегрированных типа культуры: идеациональный и чувственный. Идеациональной культуре свойственны рационализм, идеализм, индетерминизм, реализм, социологический универсализм, этика принципов и т. д.; соответственно, чувственная культура характеризуется эмпиризмом, материализмом, детерминизмом, номинализмом, социологическим сингуляризмом, этикой счастья и т. п. Кроме того, Сорокин выделяет третий, идеалистический тип культуры, синтезирующий два базовых типа. На огромном материале Сорокин убедительно демонстрирует цикличное чередование базовых типов культуры на протяжении всей человеческой истории во всех областях деятельности и мышления. Основной вывод Сорокина: к середине XX века чувственная культура приходит к своему кризису и постепенно сменяется идеациональным, или идеалистическим, типом культуры.

Другим важнейшим направлением научных интересов П. Сорокина было исследование социальной структуры, стратификации и мобильности. В этих исследованиях П. Сорокин активно пользуется геометрическими аналогиями. Вот его определения: «1) социальное пространство — это народонаселение Земли; 2) социальное положение — это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т. е. с ее членами; 3) положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей; 4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида».

Сорокину принадлежит также следующее классическое определение: «Социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге». Он дал детальную характеристику социальной стратификации (экономической, политической, профессиональной как ее основных видов) и механизмов социальной мобильности, под которой он понимал «любой переход индивида или социального объекта (ценности) ... из одной социальной позиции в другую».

Перу П. Сорокина принадлежат также фундаментальная «Система социологии», блестящее исследование «Современные социологические теории» и полсотни других монографий.


Информация о работе Структурный функционализм