Т.Парсонс и структурный функционализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 03:51, курсовая работа

Описание работы

К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализируя эмпирические факты, они добивались только частных обобщений частных явлений или их классов, увеличивая численность «дискретных теорий». Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее осознавалась необходимость разработки систематической теории науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА
1.1 . Этапы научной биографии Т. Парсонса 5
1.2. Теоретические источники и принципы структурного функционализма 9
Глава 2. Развитие теорий структурного функционализма Т. Парсонсом
2.1 Теория социального действия Парсонса 15
2.2 Теория социальной структуры 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Регистрационный №______

от "____" _____________ г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История социологии»  на тему:

                       «Т.Парсонс и структурный функционализм»

специальности 020300 (040201.65) - «Социология»

 

 

 

 

 

 

 

Работа защищена "____" __________ г.

         с оценкой ____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

2010

СОДЕРЖАНИЕ                                                                        Стр.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА

1.1 . Этапы  научной  биографии Т. Парсонса          5

1.2. Теоретические  источники и принципы структурного  функционализма 9                                                                       

Глава 2. Развитие теорий структурного функционализма Т. Парсонсом

2.1 Теория  социального действия Парсонса                                                    15

2.2  Теория  социальной структуры                                                                   20       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ               29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                  29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    К  середине 30-х гг. социологи США   накопили  значительный  эмпирический материал,  осуществив  большое  количество  разнообразных  по  масштабу   и тематике эмпирических социологических  исследований,  которые,  однако,  не выходили за рамки отдельных  регионов  страны  и  касались  лишь  некоторых проблем общественной жизни. Анализируя эмпирические факты,  они  добивались только  частных  обобщений  частных  явлений  или  их  классов,  увеличивая численность «дискретных теорий». Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее осознавалась необходимость разработки систематической теории  науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости.

    За  решение  этой  задачи  взялся  один   из   ведущих   преподавателей

социологического  факультета Гарвардского университета США  Толкотт  Парсонс(1902—1979), который в 1937 г. опубликовал свою  первую  книгу «Структура социального  действия».  В  ней  он  наметил  стратегию  построения   общей социологической теории. Этой стратегии он в  основном  и  придерживался  на протяжении всего творческого пути:  прежде  всего  в  работах  50-х  гг.  — «Социальная система» и «К  общей  теории  действия»  (написанной  вместе  с Э.Шилзом); 60-х гг. — «Общества: эволюционные и сравнительные перспективы»; 70-х гг. — «Система современных обществ» и «Социальная система и эволюция теории действия».

    Другим  важнейшим представителем  этой  социологической  школы  является Роберт Кинг Мертон (1910 г.). Его  основные  труды:  «Социальная  теория  и социальная структура»  (1957),  «Социальная  структура  и  аномия»  (1966), «Явные и латентные функции» (1968), «Социология науки» (1973).

Актуальность  курсовой работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к Структурному функционализму Т.Парсонса в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Объектом  исследования в данной курсовой выступает структурный функционализм. Предмет исследования – содержание теории структурного функционализма Т. Парсонса.

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность теории структурного функционализма,  и показать содержание теории структурного функционализма.

Основные задачи курсовой работы:

- раскрыть  принципы структурного функционализма

- раскрыть  сущность теории структурного  функционализма

- охарактеризовать  теорию социального действия  Т. Парсонса

-  рассмотреть  теорию социальной структуры  в структурном функционализме

- показать  значение структурного функционализма  в современной социологии

При написании  данной курсовой работы были использованы монографии, Т. Парсонса, Мертона, Б. Малиновский, Э. Дюркгейм, А. Рэдклиф-Браун.

Работа имеет  традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список. 
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. 
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы Структурного функционализма Парсонса. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Структурный функционализм Т. Парсонс. В главе второй более подробно рассмотрены содержание и теории Т. Парсонса

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА

 

    1. Этапы научной  биографии Т. Парсонса

Историю социологии ХХ в. невозможно представить без вклада Талкотта Парсонса (1902–1979), уже при жизни  считавшегося классиком социологии. Его теория представляет оригинальную модель современного общества, которая  вызвала неоднозначную оценку и  широкую дискуссию в мировом  социологическом сообществе. Однако фактическое влияние творчества Парсонса на современную теоретическую  социологию заметно уступает его  личному авторитету как ученого. Это не в последнюю очередь  связано с понятийным аппаратом  его социологии и сложным стилем изложения мыслей. Однако главная  трудность восприятия социологии Парсонса связана с ее синтетическим характером и энциклопедизмом научных основ: Парсонс интегрировал множество  теоретических положений разных наук, связанных с системными исследованиями, в оригинальную социологическую  теорию современного общества. Т. Парсонс  первоначально намеревался стать  врачом и изучал естественные науки, но потом его интерес сместился  в сторону экономических наук. В 1925 г. он поступил в Лондонскую школу  экономики, в 1926 г. перешел в Гейдельбергский  университет и под руководством Альфреда Вебера начал работу над  докторской диссертацией на тему «Капитализм  в современной немецкой литературе: В. Зомбарт и М. Вебер». После защиты диссертации в 1927 г. он стал преподавать  в Гарвардском университете, а  в 1931 г. возглавил основанный там  факультет социологии, где и работал  до конца своих дней.  Анализ творчества Парсонса с точки зрения его центральной  темы — проблемы социального порядка, позволяет в обобщенном виде раскрыть цели, логику и результаты его теоретического поиска; пусть ценой утраты некоторых деталей и схематизации отдельных составных частей, все-таки дать панораму творчества Парсонса как видного представителя системно-теоретического направления в фундаментальной социологической теории. В его социологии получили дальнейшее развитие общая теория систем, социологическая традиция системно-теоретического мышления и теория социального действия. В анализе социологии Парсонса эти компоненты должны быть рассмотрены в первую очередь [На протяжении более чем 30 лет после 2-й Мировой войны являлся одним из основных теоретиков социальной мысли, по крайней мере, в англоговорящем мире. Образование: Амхерстский колледж (степень бакалавра, с отличием); Лондонская школа экономики (магистратура); Гейдельбергский университет (докторантура). В 1949 был избран президентом Американской социологической асоциации. Являлся членом и президентом Американской академии искусств и наук. Для Парсонса основной научно-исследовательской задачей было построение общей, системной, основанной на обобщении накопленного эмпирического и теоретического опыта, социологической теории.[8:11] Для построения собственной концепции Ппрсонс широко использует работы своих знаменитых предшественников: Дюркгейма, в частности, его идею "органической солидарности" и метод анализа стабильности социальной системы, состоящей из функционально-дифференцированных ролей; М. Вебера, - обоснование необходимости изучения социальных организаций и институтов через обобщенную схему - "рациональность социальной системы"; а также труды Парето (в интерпретации Л. Дж. Хендерсона). Кроме того Парсонса придает большое значение положениям, разработанным в рамках антропологического и психологического направлений социальной мысли (Спенсер, Фрейд). В своей первой книге ("Структура социального действия", 1937) Парсонс утверждает, что основным объектом анализа в социологической теории систем действия является единичный акт, который конституируется из: актера; целей деятельности; и социальной ситуации, представленной средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства: "Если что-либо и является существенным для концепции социального действия, так это его нормативная ориентация"[5:89]. Творческое наследие П. огромно, однако среди основных его работ можно выделить следующие: "Социальная система" (1951), "К общей теории действия" (написана с Э. Шиллсом, 1951), "Общества: эволюционные и сравнительные перспективы" (1966), "Система современных обществ" (1971), "Социальное действие и условия человеческого существования" (1978). Теоретические идеи П., развиваемые им на протяжении 40 лет, подверглись резкой критике со стороны представителей других направлений, в частности сторонников конфликтной социологии, феноменологии, гуманистической школы в социологии. Критике подверглось обращение к биологическим и органическим аналогиям, анализ социального порядка и исключение из проблемного поля девиантных отклонений и социальных конфликтов; отсутствие удовлетворительного объяснения социальных изменений, их подмена теорией дифференциации; отсутствие определения и анализа социальных классов; тавтологичность самой теории, отсутствие возможности ее операционализации; ее излишняя "объективность", поскольку, несмотря на то, что Парсонс ввел элемент субъективности в свою теорию социального действия ("система отнесенного действия"), очевидно, что в его теории общество доминирует над субъектом действия. Однако, такая многоаспектность критики теоретической социологии Парсонс может расцениваться как еще одно ее достоинство, поскольку большинство современных социальных теорий развивались, полемизируя с ней, оппонируя и заимствуя у нее теоретические положения, понятия и принципы. В последнее время обращение к теории структурного функционализма повторно входит в моду[10:43]. Предпосылкой всякого объяснения социального порядка, в том числе и рассмотренного, является допущение о том, что всякое целое обладает имманентной упорядоченностью, откуда и следуют все остальные рассуждения. В связи с этим возникает вопрос о том, чем в конечном итоге определяется имманентный порядок целого. Рассматривая в этой связи рассуждения Парсонса, историк социологии Йонас полагает, что на него оказала некоторое влияние философия Готфрида Лейбница (1646–1716) с идеей «предустановленной гармонии». Парсонс, конечно, далек от идеи божественного установления социального порядка — он исходит из равновесия системы и в то же время «не может, подобно Гоббсу, исходить из наличия Левиафана, который обеспечивал бы функциональный порядок как таковой. Ни Бог, ни насилие не убедительны для объяснения социальной интеграции современного общества». Ответ Парсонса заключается в разработке теории социальной системы, ее структуры и динамики[11:56]. Парсонс не случайно подчеркивал, что название его основного сочинения «Социальная система» связано с творчеством психолога Л. Дж. Хендерсона, исследователя социологии Вильфредо Парето (1848–1923), в которой уже разработано системно-теоретическое понятие «социального». Парсонс обращает внимание читателя на развитие этой мысли Парето в его сочинении. Здесь же среди важнейших источников системно-теоретического мышления Парсонса следует назвать психоанализ Фрейда (1856–1939), из которого заимствуется понятие мотивации. Мотивация, согласно Парсонсу, является психологической предпосылкой интеграции и функционирования социальных систем. [18;1]Таким образом, в центре внимания Парсонса находится динамика социальных систем и соединение общезначимых ценностей со структурой потребностей личности. Большое влияние на творчество Парсонса оказал другой родоначальник социологии — Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Дюркгейм объяснял социальный порядок через процесс социализации, в ходе которого социальные нормы и ценности приобретают качество внутренней принудительной силы. Парсонс продолжает эту мысль и полемизирует против линии Гоббса в социальных науках, согласно которой социальный порядок обеспечивается лишь внешним принуждением централизованной власти, а также против «договорных» воззрений на общество, встречающихся у Спенсера вследствие влияния социального дарвинизма. Наконец, следует отметить, что Парсонс разделяет идею Макса Вебера (1864–1920) о смысловом характере и ценностной обусловленности социального действия, откуда следует, что понимание людьми друг друга возможно лишь на основе общих ценностей. Данная мысль является одной из важнейших в социологии Парсонса.  В социологии Парсонса понятие функции используется для характеристики вклада элемента в сохранение или изменение определенного состояния социальной системы. Факторы, способствующие сохранению системы, являются функциональными, а нарушающие ее равновесие — дисфункциональными.[13;97] Парсонс исходит из приоритета системы и ее структуры над функциями и поэтому называет свою теорию «структурно-функциональной».Таким, образом Логическую основу структурно-функциональной теории Парсонса составляют следующие теоретические положения: во-первых, гипотеза о наличии структуры социальной реальности и, во-вторых, исследование функций, т. е. вклада элементов системы в процесс ее функционирования, что позволяет теоретически решить проблему стабильности социальных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретические источники и принципы структурного функционализма.

Оценивая  результаты развития эмпирической социологии в  США  в  20—30-е гг., Т. Парсонс отмечал, что не могли удачно завершиться  попытки  построить «исчерпывающие эмпирические обобщения», как  и  еще  более  ранние  попытки установить значение различных «факторов» в определении социальных  явлений. Он  подчеркивал,  что  факторные  теории  (например,  теория   общественных формаций К.Маркса) лишь задерживали развитие теории социальной системы, так как, по его мнению, игнорировали  фундаментальный  принцип  любой  науки  — изучение фактов только специфических для нее явлений. Цель  теоретической  деятельности  Т.Парсонса  —  усилить  внимание   к пренебрегаемым  ранее  «социальным  элементам»   социальной   системы   как доминирующим факторам на основе разработки обобщающей  концептуальной схемы анализа  социальных  систем.  Каждый   исследователь   старается   добиться «адекватного» описания эмпирической реальности, когда даются определенные и эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы «на все относящиеся к  делу научно важные вопросы». А важность этих  вопросов  определяется  логической структурой обобщенной концептуальной схемы.[8:111]

    Для  разработки структурно-функциональной  теоретической системы, полагал Парсонс,  сложились   следующие   теоретические   предпосылки.   Э.Дюркгейм осуществил  анализ  стабильности  социальной  системы,  состоящей  из  функционально-дифференцированых   ролей.   М.Вебер   обосновал   необходимость эмпирического  изучения  социальных  организаций  и  институтов,  используя обобщенную теоретическую схему. Антропологи  стали  рассматривать  общество как единую функциональную систему. Психологи начали анализировать  человека как динамическую структурно-функциональную систему. Начав разработку систематической теории в социологии,  Парсонс  ввел  в научный оборот систему координат «действующее лицо — ситуация», аналогичную системе координат в биологии —  «организм  —  среда».  Эмпирическая  работа социолога приобретает смысл  благодаря  «системе  координат»  как  наиболее общей конструкции категорий. Но для описания и анализа эмпирической системы

необходимы  и структурные категории.  Т.Парсонс  подчеркивает,  что  функции системы  координат  и  структурных  категорий  при  использовании   их   на дескриптивном (описательном) уровне  «состоят  в  установлении  необходимых фактов и в постановке проблем динамического анализа».

    Социальную систему он  рассматривает  не  как систему «культурных стандартов», а как систему  мотивированного  поведения, взаимодействующую с культурными стандартами как с  окружающей  средой.  Для выведения из системы координат «действующее  лицо  —  ситуация»  социальных систем ему понадобился функциональный анализ  «осложняющих  обстоятельств», возникающих в результате взаимодействия множества субъектов действия.[12:23] Новый подход   к   социальным   системам   избавляет   Т.Парсонса   от   прежнего противопоставления  общества  и  личности,  которое  было  характерно   для концепций, как  Дюркгейма,  так  и  Вебера.  В  новой  концептуальной  схеме Парсонса  общество   и   личность   представлены   как   две   относительно самостоятельные   подсистемы   общей   системы    действия.    Такими    же

самостоятельными  подсистемами являются поведенческий  организм  и  культура. По  отношению  друг  к  другу  эти  подсистемы   общей   системы   действия рассматриваются как специфические среды их деятельности.

    В  его концепции понятие «роль»  соединяет подсистему  действующего  лица как психической единицы с определенной социальной структурой. А  сама  роль определяется как дифференцированный «сектор» целостного действия  личности, как элемент обобщенной стандартизации действий того или иного индивидуума в социальной системе.  От  стандартизации  действий  взаимодействующих  между собой лиц зависит устойчивость социальных структур  социальных  систем  как стандартизированных социальных отношений и самих социальных систем. Поэтому особое значение в  социологии,  полагал  Парсонс,  имеет  анализ  процессов интернализации (усвоения ценностей и норм общества, культурных образцов)  и социализации (усвоения стандартов  и  идеалов  групп  до  уровня  мотивации

социального действия). Эти  процессы  непосредственно  связаны  с  решением четырех проблем  выживания  социальных  систем  или  системных  реквизитов: адаптации, достижения цели, интеграции и латентности как сохранения формы и снятия  напряжения  («схема  IGIL»  —  по  первым  буквам  этих  слов  на английском языке). Система стандартизированных ожиданий, согласно Т.Парсонсу, —  важнейший аспект  социальной   структуры.   Системы   стандартизированных   ожиданий, пронизывающих то или иное действие в какой-либо самодостаточной  социальной системе общества, он условно называет «институтами». Выявление  действующих в социальных системах, коренящихся в культуре и определяющих направленность и  характер  действия  людей  стандартизированных   ожиданий   (нормативных экспектаций) — главный предмет социологического анализа Т.Парсонса. В ролях ожидания интегрируются  с  мотивами  деятелей.  В  процессе  стандартизации система ожиданий  должна  приобрести  достаточную  степень  определенности. Неопределенность в системе ожиданий — источник социальной аномии.

   Интеграцию   систем   стандартизированных   ожиданий   с    эффективной

совокупностью поддерживающих их  санкций  следует  рассматривать,  согласно Парсонсу,  как  процесс  институционализации.  Институционализированные   в социальной системе стандартизированные ожидания  в  той  или  иной  степени согласуются с ценностными предпосылками, то есть легитимируются. Наряду с действующими во всех развитых  обществах  правовыми  способами санкционирования  стандартизированных  ожиданий  существуют   обязательства действовать  «рационально»  в  экономических  и  политических   контекстах. Эффективность  правовых  систем  во  многом  зависит   от   соответствующей моральной поддержки  большинства  людей,  на  которых  распространяется  их действие.

    Ценности (образцы) Т. Парсонс рассматривал  как главные элементы  особого механизма связи между социальными и культурными системами, а  нормы  —  как социальные  явления,  регулирующие   конкретные   социальные   процессы   и отношения. Т. Парсонс постоянно выступал  за  понимание  социологии  как  науки  об институциональной структуре,  а  не  о  социальных  системах  вообще. Ведь социальными системами не в последнюю очередь интересовались  антропологи  и экономисты,   политологи    и    культурологи,    психологи    и    юристы. Институциональная   структура   (официально   признанная   и   утвержденная соответствующим  образом)  —  основной  объект   анализа   для   социолога, акцентирующего свое внимание на проблеме стабильности социальной системы.

    Согласно   основным   положениям    структурно-функциональной теории

социальных систем, общество — социальная система, достигшая  по отношению  к окружающей среде наивысшего  уровня  самодостаточности.  Эта  точка  зрения Т. Парсонса на  общество  как  социальную  систему  полностью  расходится  с общепринятым в 50-е гг. взглядом на общество как на совокупность конкретных индивидов и сближается с воззрением  К.Маркса  на  общество  как  на  сумму связей и отношений, в которых индивиды  находятся  друг  с  другом.  Члены общества  рассматриваются  Парсонсом  как  часть окружения   данной    социальной    системы,    внутренних    условий    ее функционирования. Т.Парсонс обратил пристальное внимание на главные аспекты тенденции к  классовому  конфликту  в  западном  типе  социальной  системы: индивидуальность  выбора  занятий  и  некоторое   равенство   возможностей; определенная  противоположность  между  властью  и  подчиненными;  развитие различных  культур  в  рамках  дифференцированной   социальной   структуры; зависимость  дифференциации  семей  от  различий  в   положении   людей   в профессиональной  структуре;  неосуществимость  на   практике   абсолютного равенства  возможностей.  Учитывая  их,   можно   создавать   условия   для предотвращения    перерастания    латентных    конфликтов    в    классовое противоборство.

Информация о работе Т.Парсонс и структурный функционализм