Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 15:47, реферат
Цель работы: Целью исследования является изучение студенческой субкультуры в контексте современной культуры, выявление ее критериев и особенностей.
Задачи: можно выделить следующие задачи, необходимые для достижения цели моего исследования:
Рассмотреть понятие студенческой субкультуры.
Более подробно рассмотреть историю студенческой субкультуры и истоки студенческой субкультуры.
Исследовать основные характеристики и особенности.
Введение……………………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1: Субкультура
1.1 Понятие субкультуры…………………………………………………………5
1.2 Причины возникновения субкультуры……………………………………...6
1.3 История возникновения субкультуры……………………………………….8
ГЛАВА 2: Студенческая субкультура………………………………………….10
2.1 Студенчество: его роль и значение в обществе……………………………10
2.2 Истоки студенческой субкультуры…………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Социологии»
на тему:
«Студенческая субкультура»
Выполнила:
Студентка 120 гр.
Лечебного факультета
Данг Тхуи Линь
Проверил:
ассистент кафедры История Отечества
Пахомов А.В
Оренбург, 2015г
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1: Субкультура
1.1 Понятие субкультуры…………………………………………………
1.2 Причины возникновения субкультуры……………………………………...6
1.3 История возникновения субкультуры……………………………………….8
ГЛАВА 2: Студенческая субкультура………………………………………….10
2.1 Студенчество: его роль и значение в обществе……………………………10
2.2 Истоки студенческой субкультуры…………………………………………15
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Термину субкультура в различных словарях и энциклопедиях дается разная трактовка. Нам же представляется более удачным следующее его понимание. Субкультура – это культура группы в пределах более крупного культурного образования, которая часто находится в осознанном противостоянии к последнему. Субкультура формирует собственные элементы, которые считаются менее ценными, чем общие культурные достижения.
Такова, например судьба таких субкультур, как «хиппи», «панки», «рокеры» и других неформальных объединений молодежи. В целом они противопоставляют свои элементы общечеловеческой культуре и культуре отдельно взятого общества. Между ними пролегают субкультуры, занимающие промежуточный уровень. К таким, в первую очередь можно отнести студенческую субкультуру.
Особенность студенческой субкультуры заключается в том, что она ближе всех находится к культуре общества. Студенты как социальная группа играют наиболее важную роль в молодежной среде, являются его передовой частью. В процессе обучения студенты овладевают специальностью, которая требует знания предмета и умения оперировать специальными терминами. Так создается специфический язык вуза, факультета, отделения, кафедры. «Язык» технаря сильно отличается от «языка» гуманитария. Если бы мы все начали оперировать только языком специальности, то понять друг друга без специальной дешифровальной аппаратуры не могли бы. Такая узкая специализация, когда люди одной профессии общаются между собой, используя термины своей профессии, наглядно продемонстрирована в книге Георгия Шаха «Нет повести печальнее на свете…».
В нашей повседневной жизни студенты различных вузов общаются между собой, используя языковые символы, принятые в данном обществе. Тем не менее, студенты, имеют и свои характерные молодежные слова, которые могут быть не всегда понятны, человеку далекому от молодежной субкультуры. Таких слов много и всех их перечислять нет смысла. Заметим только, что с помощью таких слов, молодежь, и в частности студенты выражают, переполняющие их эмоции: восторг, удивление, печаль, озабоченность и другие.
Студенческая субкультура, в отличие он других молодежных субкультур не выходит за рамки культурных ценностей общества. Она не противопоставляет себя общей культуре, а стремится к интеграции с ней. В результате такого взаимодействия обогащаются обе культуры. Появляются новые элементы культурной жизни, происходит обогащение языка, формируются новые взгляды. Недаром студенческая субкультура является одной из важнейших направлений развития литературы, начиная еще с XIX столетия.
Цель работы: Целью исследования является изучение студенческой субкультуры в контексте современной культуры, выявление ее критериев и особенностей.
Задачи: можно выделить следующие задачи, необходимые для достижения цели моего исследования:
На основе изученного материала
сделать определенные выводы и составить
сравнительные таблицы.
ГЛАВА 1: Субкультура
1.1 Понятие субкультуры
Что же такое субкультура?
Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.
История термина
В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провёл британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж[en] своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
1.2 Причины возникновения субкультуры
Почему возникают субкультуры?
Наиболее распространенным является такой ответ: чтобы разрешить противоречия в основной культуре, если она оказывается неспособной обеспечить повое поколение действенной идеологией. Субкультура обретает формы в собственной стилистике поведения, в языке, одежде, в ритуалах, способных к творческому развитию.
Соотношения между "главной" культурой и "отклонениями" пытается определить теория субкультур как научная дисциплина. Она работает в понятийном поле культурологии, базируясь на конкретных социологических исследованиях и других гуманитарных дисциплинах. Марксистская теория отрицает субкультуры, рассматривая молодежные субкультуры как идеологию, призванную маскировать антагонистические противоречия капиталистического общества и подменить их противостоянием поколений.
Близки к марксистским взгляды сторонников теории социального конфликта.
Теоретики социального действия делают акцент на поведении личности в ее контактах с другими. В этом понимании субкультуры рассматриваются как система, регулирующая осуществление интересов и потребностей молодежи в обществе.
Я уверена, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. Это и есть неформалы – представители современных субкультур.
Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: "я – личность", бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте". Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.
Убедимся в том, что субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. Для этого, разберем кратко каждую субкультуру.
1.3 История возникновения субкультуры
Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания ученых в Соединенных Штатах Америки в 30-50 гг. XX века. Ученые-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодежных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго (многие из вас вспомнят имевший шумный успех американский фильм "Банды Чикаго" с любимцем девушек всего мира Леонардо ди Каприо в главной роли). Здесь рассматривалось ненормативное (то есть нестандартное с точки зрения общественных норм) поведение молодежи. Фильм, естественно, в силу специфики жанра несколько романтизирует образы и ситуации; исследователи же анализировали их причины и суть. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие "субкультура". В этой концепции субкультурой является такое сообщество, где нетипичное ("асоциальное") поведение рассматривается как конформизм, то есть норма. Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.
Как видим, первоначально подход к субкультурам был чисто социологическим. Затем интерес к этому феномену перемещается в более широкую сферу гуманитарных интересов — сферу культурологии.
После второй мировой войны термин "молодежная субкультура" вошел в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодежью. Отмечалось, что рост благосостояния ведет к повышению покупательной способности молодежи, а это в свою очередь порождает возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Это было названо "прорывом тинейджерской культуры". Впрочем, в этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодежи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия "молодежная культура", аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.
Но правы, оказались те, кто рассматривал тинейджерство как начало нового внутрикультурного процесса. Производство широкодоступных "культурных товаров" (поп-музыка, мода т.п.) привело к тому, что тинейджерство стало международным стилем-движением, продуцирующим и потребляющим не только разнообразные варианты моды и музыки. Молодежная субкультура постепенно дифференцировалась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими взглядами — этот процесс охватил культуру в 60-70 гг. Тогда и заговорили о "конфликте поколений", а как следствие резко возрос интерес к исследованиям, изучающим эту проблему.
ГЛАВА 2: Студенческая субкультура
2.1 Студенчество: его роль и значение в обществе
Студенчество - важнейший период в жизни молодого человека. Именно в этот период он проходит заключительную стадию формирования своего "Я" и личности в целом. Личное "Я", считается, высшей ценностью любого человека. Он за него радеет, он его защищает, ищет для него лучшей доли, кормит его разными ощущениями. Он, можно сказать, живёт, потому что у него есть "Я".
На незаурядный вопрос: что такое наше "Я", подавляющее большинство студентов ответили: "я - человек", "я - парень"… И таким образом могут ответить тысячи студентов, и людей в целом.
В справочнике по психологии дано научное определение: "Я - это субъективное психическое явление, определяемое памятью и проявляющееся как противопоставление себя всему другому". "Я" является нашей памятью, сущностью, основой, которому предстоит реализовать себя в жизни". Эта задача и стоит перед студенчеством.
Согласно энциклопедическому словарю, студент (от лат. studens, род. падеж studentis - усердно работающий, занимающийся) - учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в 12 веке университетов термин "студент" стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только учащихся.
Термин "студенчество" обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.
Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества, и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.
Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности увеличивается количество женщин.