Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 15:47, реферат
Цель работы: Целью исследования является изучение студенческой субкультуры в контексте современной культуры, выявление ее критериев и особенностей.
Задачи: можно выделить следующие задачи, необходимые для достижения цели моего исследования:
Рассмотреть понятие студенческой субкультуры.
Более подробно рассмотреть историю студенческой субкультуры и истоки студенческой субкультуры.
Исследовать основные характеристики и особенности.
Введение……………………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1: Субкультура
1.1 Понятие субкультуры…………………………………………………………5
1.2 Причины возникновения субкультуры……………………………………...6
1.3 История возникновения субкультуры……………………………………….8
ГЛАВА 2: Студенческая субкультура………………………………………….10
2.1 Студенчество: его роль и значение в обществе……………………………10
2.2 Истоки студенческой субкультуры…………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………
Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.
Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.
Но в настоящее время в научной литературе еще нет достаточно полного определения понятия "студенчества. Понятие "студенчество", данное в книге ростовских социологов Б.Рубина и Ю.Колесникова "Студент глазами социолога", заключается в следующем: "Студенчество - это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных в материальном и духовном производстве". Здесь главная мысль авторов сводится к тому, что студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции. "Студенчество, - пишут Б.Рубин и Ю.Колесников, - как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является обучающее-образовательная деятельность".
Другой исследователь, А.Н.Семашко, пишет, что "было бы неправильным рассматривать студенчество как лишь состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, так как оно отвечает всем установившимся признакам". В подтверждение своих доводов А.Н.Семашко приводит следующие признаки: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей.
В отличие от авторов книги "Студент глазами социолога" А.Н.Семашко, выделяя студенчество как особую социальную группу, отмечает внутренние различия, вызванные источниками формирования студенчества. С другой стороны, автором подчеркивается, что студенчество не было бы социальной группой, если бы не "множественность" происхождения не сглаживалось определенным образом единой социально-функциональной его природой и единством других признаков.
Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.
Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовке к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.
Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.
Студенчество - это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.
Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Социально значимой чертой студенчества является напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Перед студентом стоит огромная задача - найти себя в этом мире, понять кто он, где его место в жизни. Иными словами, ему нужно выбрать дорогу, которой он будет следовать всю жизнь. Тот, кто "прошёл университеты", это такая личность, которая - гордость родителей и Отечества.
В целом задача университета - предотвращение превращения души в технологически доступную, обрабатываемую вещь. Не одной только Землёй живёт человек, но и Небом. Но вторая сторона истины: не только Небом живёт человек, но и Землёй. На этой стороне преимущественно и расположена территория духовно-нравственного значения университета.
2.2 Истоки студенческой субкультуры
Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает.
Университет есть продукт позднего средневековья и не имеет непосредственной связи с великими учебными учреждениями древнего мира, какими были Александрийский музей, Птолемеев, Философская школа в Афинах и созданные по ее образцу "атенеи" в Риме, Лионе, Ниме и др., хотя не подлежит сомнению, что у древней высшей школы и у средневекового Университет много общего в задачах и обстановке. Первые Университеты открываются в Европе, затем со временем распространяются по всему миру.
Начало Университета относится к XII в., рядом с монастырскими, соборными, капитульными и городскими школами возникают особые школы, которые, в отличие от старых, связанных исключительно с интересами местного прихода, монастыря или города, открывают доступ людям всех званий, возрастов и земель. Профессора и ученики их образуют корпорации с особой юрисдикцией, с особыми органами самоуправления и с привилегиями, полученными от местных и универсальных властей (папы и императора).
Всякое товарищество, купеческая ганза или гильдия или торгово-промышленный цех в средние века назывался universitas (напр. universitas civium -- городская коммуна), термином studentes обозначали безразлично учителей и учащихся. В качестве учебного заведения старинный Университет, как и всякое другое училище, назывался schola или Studium, эпитет же generale, в отличие от старых местных школ (studia particularia), указывал на его интернациональный характер. Постепенно, с развитием форм общежития учителей и студентов и с признанием этих форм со стороны официальных властей, название товарищества, корпорации -- universitas -- становится обозначением Университет как учебного заведения.
Первые Университеты были органами средневековой науки, которая во всех странах латинского влияния была едина и преподавалась одинаковым способом, на общем для всех народов латинском языке; кроме того, Университеты отлились в формы средневековых цехов, существенные черты которых -- присяжное товарищество, регламентация и монополизация труда и производства -- повторяются во всех странах. Была еще одна черта, которою отмечен средневековый Университет: это его церковный характер. Кто бы ни был основателем Университет -- городская ли коммуна или светский или духовный князь, или, наконец, всемирная власть папы или императора -- члены его безразлично называются клириками (clerici), а экономическое благосостояние школы преимущественно опирается на церковные пребенды. В XII и следующих веках государственные формы европейских народов представляют уже большие контрасты.
Точно так же и в средневековых Университетах внешние порядки и формы устройства были разнообразны, но, тем не менее, указанные выше общие черты дают право выделить в истории Университетов период от XII в., когда возникают первые учреждения этого типа, до середины XV в., когда организация их завершилась в Италии, Франции, Испании, Англии, Германии и других странах, и назвать этот период средневековым.
Руководящую роль в это время имеют Университеты двух передовых в культурном отношении народов, Франции и Италии; в Германии лишь с XIV в. возникают studia generalia, и притом под сильным влиянием иностранных образцов. В дальнейшей истории Университета установление каких-нибудь периодов не оправдывается ничем: Университет перестал быть общим учреждением, служить мировым интересам и быть выразителем общемировой культуры. Политические и культурные перевороты нового времени - гуманизм, реформация, просветительные идеи XVIII в., великая французская революция, немецкий неогуманизм - не могли не отразиться на судьбах Университета и его организации, но эти перевороты совершались в различных странах с различной постепенностью, и влияние их обнаруживалось с неодинаковой силой. Ввиду этого, начиная с середины XV века приходится говорить уже не об Университете, как целостной системе, а отдельно об Университете Англии, Франции, Германии, России и других стран.
Весь вышеизложенный материал в основе своей содержит историю европейского Университета. На основе этого можно обратиться к истории образования в России.
Первая мысль об устройстве в России высших учебных заведений для преподавания целого круга светских предметов возникла при Петре Великом вследствие необходимости иметь собственных техников -- специалистов и учителей. Посылка для этой цели за границу оказалась мало подходящим средством, ввиду незнания языков и полной неподготовленности посланных стипендиатов к усвоению высшего преподавания, а также ввиду приманок, какие представляла свободная европейская жизнь низшим инстинктам некультурной молодежи. И русские (Ф. Салтыков, П. Курбатов), и иностранцы (Фик, Лейбниц, Вольф) неоднократно (1713--20) давали Петру совет учредить в России собственные "академии".
В 1724 г. Петр утвердил доклад Блументроста об учреждении при Академии наук "Университета", а в 1725 г. начали съезжаться в Петербург, уже по смерти Петра, приглашенные правительством европейские ученые, обязывавшиеся по контракту читать лекции в Университете (по математике -- Герман, Бернулли и Гольдбах, по химии -- Бюргер, по физике -- Бильфингер, по анатомии и зоологии -- Дювернуа, по механике -- Николай Бернулли, по греческим и римским древностям -- Байер, по логике и метафизике -- Мартини, по красноречию и церковной истории -- Коль, по правоведению -- Бекенштейн; в 1726 г. приехали еще астрономы братья Делиль и Лейтман -- для кафедры механики и оптики; Буксбаум -- для ботаники; в 1727 г. -- Эйлер, затем -- Крафт). Так как русских студентов для слушания этих 17 профессоров не было наготове, то с ними вместе выписаны были из Германии и 8 студентов: половина их потом тоже сделались академиками (Мейер, Гросс, Вейтбрехт и Миллер).
Русских слушателей Академический университет долго добивался тщетно. В 1731 г., на запрос сената по этому поводу, он ответил требованием прислать хотя бы 75 студентов, по 5 чел. на каждого профессора, но вместо них получил (1732 г.) специальное поручение -- приготовить 12 учеников. Из последних семеро "явились к наукам не понятны". В 1736 г. прислано было 10 учеников из Заиконоспасской академии; но и они оказались годными только для гимназии. Через два года некоторые из них признаны были способными слушать университетские лекции, и в 1738 г. впервые сделана была попытка начать правильное преподавание. И позже, однако, оно постоянно прерывалось за недостатком слушателей. В 1742 году на 12 профессоров оказалось всего 12 студентов. Новый академический устав 1747 году принял решительную меру, учредив при Университете 30 казенных стипендий.
Стипендиаты выбраны были из духовно-учебных заведений, знающие латинский язык, на котором велось преподавание иностранными профессорами; кроме того, велено и из шляхетского корпуса желающих отсылать на университетские лекции, "дабы профессора никогда не были праздны и тем не отговаривались, что у них нет учеников".
В 1753 г. был произведен первый выпуск студентов. Из 20 экзаменовавшихся стипендиатов окончили курс только 9: четверо с учеными степенями магистра (Барсов, Яремский, Поповский и Константинов), двое -- адъюнкта (Софронов и Румовский), двое -- "переводчиками" (Павинский и Федоровский) и один -- "учителем гимназии" (Студинский). Хотя на смену выпущенных поступили новые студенты из Академической гимназии, однако в 1757 г. "от давнего уже времени" ни один профессор в Университет лекций не читал. Вступивший в 1758 г. в заведование Университетом Ломоносов находил, что "при Академии наук не токмо настоящего Университет не бывало, но еще, ни образа, ни подобия университетского не видно".
После, академическое образование в России начало угасать. Упадок университетского преподавания при Академии объясняется в значительной степени и тем, что "для учения высшим наукам желающим дворянам и для генерального обучения разночинцам" создано было в середине века новое специальное учреждение -- Московский Университет. По-видимому, устройство Университета в Москве принципиально решено было во время пребывания здесь двора, 1754 г.; в июле того же года И. И. Шувалов представил в сенат свой знаменитый проект, выработанный им сообща с Ломоносовым.
Доказав пользу науки делами Петра - "в столь короткое время переменой нравов и обычаев и невежеств, долгим временем учрежденных, строением градов и крепостей, учреждением армии и заведением флота", - Шувалов приводил следующие основания для учреждения Университета именно в Москве: "1) великое число в ней живущих дворян и разночинцев (за дальностью имеющих многие препятствия к приезду в Петербург), 2) положение оной среди российского государства, куда из вокруг лежащих мест способнее приехать можно, 3) содержание всякого не стоит многого иждивения, 4) почти всякий имеет у себя родственников или знакомых, где себя квартирою и пищею содержать может, 5) великое число в Москве у помещиков на дорогом содержании учителей, из которых большая часть не только учить науки не могут, но и сами к тому никакого начала не имеют, и только через то младые лета учеников и лучшее время к учению пропадает".