Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:47, реферат
Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания - социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.
Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.
Вступление
1. Понятие и сущность процесса воспитания
1.1 Понятие процесса воспитания
1.2 Классификация видов воспитания
1.3 Особенности процесса воспитания
1.4 Содержание процесса воспитания
2. Цели и задачи воспитания
3. Движущие силы воспитания
4. Средства и методы воспитания
5. Институты воспитания
Заключение
Список использованной литературы
Реализм целей воспитания.
Реальная цель сегодня - разностороннее
развитие человека, опирающееся на
его способности и дарования.
Средство достижения этой цели - освоение
человеком базовых основ
Совместная деятельность
детей и взрослых. Поиск совместно
с детьми нравственных образцов, лучших
образцов духовной культуры, культуры
деятельности, выработка на этой основе
собственных ценностей, норм и законов
жизни составляют содержание работы
воспитателя, обеспечивая активную
личную позицию школьника в
Самоопределение. Развивающее
воспитание предполагает формирование
целостной личности - человека с
твердыми убеждениями, демократическими
взглядами и жизненной
Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша - высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.
Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.
Коллективистская
Устремленность школы в жизнь - залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь:
Как практически должно быть
организовано содержание воспитания для
осуществления этих идей? Сегодня
мало сообщить воспитаннику: человек
должен получить умственное, нравственное,
эстетическое и т. д. воспитание. У
него неизбежно возникают
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина.
2. Цели и задачи воспитания
Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и на всегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.
В настоящее время наше
общество еще не является стабильным,
поэтому сейчас однозначно и точно,
надолго вперед определить цели воспитания
не представляется возможным. Но существуют
непреходящие ценности, которые не
имеют исторических и государственных
границ, к ним относятся
Духовность означает приоритет
высоких нравственных идеалов над
сиюминутными потребностями и влечениями.
У развивающейся личности это
выражается в ее постоянном стремлении
к нравственному
Наряду с общей целью
возникают и специальные
Таким образом, в структуре воспитательного процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система задач [7]:
1) формирование нравственности
(обретение знаний, моральных норм,
правил поведения, моральных
2) формирование всесторонни
и гармонично развитой
3) формирование художественного ценностного мира личности;
4) формирование жизненной
позиции личности, соответствующий
традиционно просоциальной
5) развитие социальных
потребностей, интересов и ценностей
личности вопреки
6) формирование психологических
качеств (интеллекта воли, эмоций,
способностей, характера и др.) в
контексте гармонично и
7) формирование устойчивой
нравственной позиции в
3. Движущие силы воспитания
Движущая сила процесса воспитания
- разница между целями, поставленными
воспитателем, и теми, что были фактически
реализованы (результаты воспитательной
деятельности). Постановка целей означает,
что в процессе воспитания желаемые
отношения воспитанников, их духовный
мир, позиция личности как бы "проектируются"
воспитателем. При этом просчитываются
варианты развития: какими будут воспитанники
через год - два, какими идеями будут
руководствоваться благодаря
Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. В процессе воспитания проявляются все законы диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
3. Закон отрицания отрицания.
Так, отражение диалектического закона единства и борьбы противоположностей являются противоречия процесса воспитания. Противоречие, как известно, — главная движущая сила, источник развития; преодолевая противоречие, явление или личность поднимается в своем развитии, приобретает новое качество.
Воспитание — это объективно-
Противоречиями, обуславливающими переход личности на более высокий уровень развития, являются: противоречие между притязаниями воспитанника и его возможностями, и противоречия между выдвигаемыми педагогом требованиями и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению. Важным является максимальное совпадение требований, предъявляемых к личности с ее притязаниями, желаниями, интересами, так как это придает процессу приобретения личностью новых качеств, знаний, способов поведения и деятельности [8].
В воспитательном процессе также проявляется действие закона перехода количественных изменений в качественные. Процесс формирования человека и его сознания — яркий пример функционирования этого закона.
Средством развития, изменения,
усовершенствования человеческой личности
является ее собственная деятельность
как необходимое движение и упражнение
принадлежащих ей духовных и физических
сил и способностей. В результате
многократно повторенных
Переход количества в качество
происходит по механизму отрицания,
еще одного диалектического закона.
"Отрицание отрицания" предполагает
органический переход от одного этапа
к другому. Аналогом "отрицания
отрицания" в обществе служат, например,
спиралевидные процессы, сочетающие
в себе цикличность, относительную
повторяемость и
4. Средства и методы воспитания
воспитание диалектика
Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди-воспитатели – воздействуют на других людей-воспитанников с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность понимают предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменения личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды учения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнативной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные виды психокоррекции.