Сущность и уровни воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания - социологического, психологического, технологического, со­циально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.
Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.

Содержание работы

Вступление
1. Понятие и сущность процесса воспитания
1.1 Понятие процесса воспитания
1.2 Классификация видов воспитания
1.3 Особенности процесса воспитания
1.4 Содержание процесса воспитания
2. Цели и задачи воспитания
3. Движущие силы воспитания
4. Средства и методы воспитания
5. Институты воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Основы социального образования.docx

— 41.23 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования 

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Факультет: Гуманитарный факультет

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

Тема: Сущность и уровни воспитаняи

 

 

 

 

 

                                       Руководитель:

____________-___С.А. Коваль

                                                               (подпись)

_______ «___»__________ 2013г.

                                                                                                         (оценка, дата)

                                     Разработал:

                                                   Студент группы 71-4

________________  С.С.Попов

                                                               (подпись)

«___» _________________2013г.

                                                                                                         (дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Вступление

1. Понятие и сущность  процесса воспитания

1.1 Понятие процесса воспитания

1.2 Классификация видов  воспитания

1.3 Особенности процесса  воспитания

1.4 Содержание процесса  воспитания

2. Цели и задачи воспитания

3. Движущие силы воспитания

4. Средства и методы  воспитания

5. Институты воспитания

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Вступление

 

Процесс воспитания - это  процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс  воспитания - это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными  обществом.

Разницу в определениях можно  обнаружить, сопоставляя значения понятий  «взаимодействие» и «руководство». Первое отражает сложнейшие отношения  воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В  современном понимании процесс  воспитания - это именно эффективное  взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная  цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс  воспитания - это саморазвивающаяся  система, единица которой - развивающаяся  воспитательная ситуация.

Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так  преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания - социологического, психологического, технологического, со­циально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного  процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.

 

 

1. Понятие и  сущность процесса воспитания

 

1.1 Понятие процесса  воспитания

 

Личность человека формируется  и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых  от воли и сознания людей, действующих  стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает  как субъект своего собственного формирования и развития.

Понятие "воспитание" —  одно из ведущих в педагогике. Оно  употребляется в широком и  в узком смысле. Воспитание в широком  смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с  социализацией. Воспитание в узком  смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов  и воспитанников по реализации целей  образования в условиях педагогического  процесса. Деятельность педагогов в  этом случае называется воспитательной работой.

В определении понятия "воспитание" заключены некоторые трудности, во-первых, в крайней сложности  самого воспитательного процесса, во-вторых, в невозможности выделить процесс  воспитания из комплекса жизнедеятельности (из процесса социализации, обучения и  психологического формирования личности), в-третьих, в неопределенности самого, результата, воспитания — воспитанности (сложность структуры и неустойчивость). Процесс воспитания — многофакторное явление. Необычное определение  воспитанию дано А. В. Мудриком [1]. "Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека". В определении  отсутствует сам акт педагогического  воздействия на воспитуемого и взаимодействия его с воспитателем.

Воспитание — суть формирование воспитанности в условиях всестороннего  воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором воспитания.

Важной категорией педагогической теории воспитания должна стать - "воспитанность". Воспитанность — это результат  воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Таким  образом, процесс воспитания - это  последовательная смена состояний  воспитания, в ходе которой происходит изменение личности воспитанника.

 

1.2 Классификация  видов воспитания

 

В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным критериям.

Наиболее обобщенная классификация  различает [2]:

  1. умственное;
  2. нравственное;
  3. трудовое;
  4. физическое воспитание.

В зависимости от различных  направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях  выделяют [2, 3]:

  • гражданское
  • политическое
  • интернациональное
  • нравственное
  • эстетическое
  • трудовое
  • физическое
  • правовое
  • экологическое
  • экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют:

  • семейное
  • школьное
  • внешкольное
  • конфессиональное (религиозное)
  • воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике)
  • воспитание в детских, юношеских организациях
  • воспитание в специальных образовательных учреждениях.

По стилю отношений  между воспитателями и воспитанниками различают [4]:

  • авторитарное
  • демократическое
  • либеральное
  • свободное воспитание.

В зависимости от той или  иной философской концепции выделяются:

  • прагматическое
  • аксиологическое
  • коллективистское
  • индивидуалистическое и другое воспитание.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или  специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются  движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния  общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и  неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

 

1.3 Особенности  процесса воспитания

 

Воспитательный процесс  имеет ряд особенностей [5]:

  1. целенаправленность
  2. многофакторность
  3. комплексность
  4. вариативность и неопределенность результатов
  5. двусторонний характер
  6. обратная связь.

Прежде всего, процесс  воспитания целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая  его организация, при которой  цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством  при их достижении характеризуется  современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания - процесс  многофакторный, в нем проявляются  многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим  совокупным действием невообразимую  сложность данного процесса.

Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным  условиям, в которых личность живет  и формируется, помогает успешно  решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных  условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Процесс воспитания - процесс  комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов  воспитательного процесса, подчиненное  идее целостности формирования личности. Формирование качеств личности происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированное не соответствуют развитию других качеств.

Комплексный характер воспитательного  процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Воспитательному процессу присуща  значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех  же условиях результаты могут существенно  отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень  профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом  также оказывают большое влияние  на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет  двусторонний характер. Его течение  необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и  от воспитанника к воспитателю.

Управление процессом  строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая  поступает от воспитанников. Чем  больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

 

1.4 Содержание  процесса воспитания

 

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

В последние годы взгляды  на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет  единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной  истины. Взят курс на гуманизацию и  демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

В основе современной идеологии  воспитания лежат следующие компоненты [6]:

  1. реализм целей воспитания
  2. совместность деятельности
  3. самоопределение
  4. личностная направленность
  5. добровольность
  6. коллективистская направленность.

Информация о работе Сущность и уровни воспитания