Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:47, реферат
Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания - социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.
Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.
Вступление
1. Понятие и сущность процесса воспитания
1.1 Понятие процесса воспитания
1.2 Классификация видов воспитания
1.3 Особенности процесса воспитания
1.4 Содержание процесса воспитания
2. Цели и задачи воспитания
3. Движущие силы воспитания
4. Средства и методы воспитания
5. Институты воспитания
Заключение
Список использованной литературы
Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.
Средства воспитания по характеру
воздействия на человека можно разделить
на прямые и косвенные. Первые включают
в себя непосредственно личностное
воздействие одного человека на другого,
осуществляемое в прямом общении
друг с другом. Вторые содержат воздействия,
реализуемые с помощью каких-
По включенности сознания
воспитателя и воспитуемого в
процесс воспитания его средства
делятся на осознанные и неосознанные
[9]. В случае использования осознанных
средств воспитательного
По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть — и на практике чаще всего являются — комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого. Аналогичным образом можно разделить те средства воспитательного воздействия, которыми пользуется воспитатель.
Когнитивные воспитательные
воздействия нацелены на систему
знаний человека, на преобразования ее.
Поскольку большинство
Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, обличающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.
Поведенческие воспитательные
влияния непосредственно
Поскольку знания, эмоции и
поступки человека взаимосвязаны, через
любое из них можно оказать
влияние на личность в целом. Это
позволяет воспитателю при
Методы воспитания — это способы воспитующего воздействия воспитателя на воспитанника. Они весьма многообразны и зависят от ряда факторов: от особенностей личности педагога и его профессионализма, от целей воспитания, средств, условий, форм организации воспитательного процесса, от индивидуальных особенностей воспитуемой личности. От воспитуемых свойств, качеств, состояний личности, от уровня воспитанности воспитанника. Существуют общие методы воспитания, с помощью которых формируют большинство или все воспитуемые качества личности, и специальные, направленные на формирование отдельных ее свойств. В реальном процессе воспитания их трудно выделить, потому что применяются они чаще всего комплексно.
Одной из сложных проблем теории воспитания является классификация методов. Трудности классификации обусловлены не только комплексностью применения методов, но и многоаспектностью их содержания. Как видим, методы функционально выступают и как средство, и как приемы, и как формы, и как условия воспитания.
Методы воспитания разделены на три группы по основной направленности на объект воспитания [10]:
1) методы воспитания содержания;
2) методы воспитания
3) методы стимулирования воспитания.
Последние методы являются общими. Первые две группы, в известной мере, можно назвать специальными, хотя очевидно их универсальное воздействие на испытуемого.
5. Институты воспитания
Под институтами воспитания
понимаются общественные организации
и структуры, которые призваны оказывать
воспитательное воздействие на личность.
Наиболее чувствительные для нас
институты воспитания — это семья
и школа. Формально на них лежит
основная доля ответственности за развитие
личности ребенка. Однако фактически в
современных условиях школа и
семья не всегда доминируют в воспитательных
воздействиях, и их влияние нередко
уравновешивается и даже перевешивается
воздействиями многих других социальных
институтов, средств массовой культуры
и информации, друзей, сверстников,
внешкольных и внесемейных
Тем не менее, традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Заключение
Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из проявлений воспитания как социального явления.
Воспитание - элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда этот процесс предстает перед нами как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в современную культуру, достижения которой складывались на протяжении длительных веков, а усвоение ее ребенок должен произвести за предельно короткие сроки.
Последнее, а именно предельно
короткие сроки вхождения ребенка
в контекст культуры породили воспитание
как профессиональное явление - то,
что организуется профессионалами-педагогами
в специальных воспитательных учреждениях,
наделенными обществом
Воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.
Список использованной литературы