Сущность и уровни воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания - социологического, психологического, технологического, со­циально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.
Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.

Содержание работы

Вступление
1. Понятие и сущность процесса воспитания
1.1 Понятие процесса воспитания
1.2 Классификация видов воспитания
1.3 Особенности процесса воспитания
1.4 Содержание процесса воспитания
2. Цели и задачи воспитания
3. Движущие силы воспитания
4. Средства и методы воспитания
5. Институты воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Основы социального образования.docx

— 41.23 Кб (Скачать файл)

Средствами воспитания могут  стать личный пример воспитателя, образцы  поведения, демонстрируемые окружающими  людьми, поступки, описываемые как  нормативные и высоко оцениваемые  в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать  все, что так или иначе личностно  затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

Средства воспитания по характеру  воздействия на человека можно разделить  на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении  друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного  человека и т. п.).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в  процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные [9]. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия  воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а  воспитуемый знает о ней и  принимает ее. При использовании  неосознанных средств воздействия  принятие воспитательных влияний воспитуемым  происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без  преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить  на эмоциональные, когнитивные и  поведенческие. Они могут быть —  и на практике чаще всего являются — комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого. Аналогичным  образом можно разделить те средства воспитательного воздействия, которыми пользуется воспитатель.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему  знаний человека, на преобразования ее. Поскольку большинство современных  ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние  на его поведение, значение данной области  воспитательных воздействий существенно  возрастает, и в современных условиях она становится основной.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и  поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, обличающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные  эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив отгораживают воспитателя  от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его  действовать определенным образом  и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные  подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируется на поведение.

Поскольку знания, эмоции и  поступки человека взаимосвязаны, через  любое из них можно оказать  влияние на личность в целом. Это  позволяет воспитателю при дефиците возможностей ставить акцент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия  будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрачивают все  сферы личности.

Методы воспитания — это способы воспитующего воздействия воспитателя на воспитанника. Они весьма многообразны и зависят от ряда факторов: от особенностей личности педагога и его профессионализма, от целей воспитания, средств, условий, форм организации воспитательного процесса, от индивидуальных особенностей воспитуемой личности. От воспитуемых свойств, качеств, состояний личности, от уровня воспитанности воспитанника. Существуют общие методы воспитания, с помощью которых формируют большинство или все воспитуемые качества личности, и специальные, направленные на формирование отдельных ее свойств. В реальном процессе воспитания их трудно выделить, потому что применяются они чаще всего комплексно.

Одной из сложных проблем  теории воспитания является классификация  методов. Трудности классификации  обусловлены не только комплексностью применения методов, но и многоаспектностью  их содержания. Как видим, методы функционально  выступают и как средство, и  как приемы, и как формы, и как  условия воспитания.

Методы воспитания разделены  на три группы по основной направленности на объект воспитания [10]:

1) методы воспитания содержания;

2) методы воспитания деятельности  и поведения (общения);

3) методы стимулирования  воспитания.

Последние методы являются общими. Первые две группы, в известной  мере, можно назвать специальными, хотя очевидно их универсальное воздействие  на испытуемого.

 

 

5. Институты воспитания

 

Под институтами воспитания понимаются общественные организации  и структуры, которые призваны оказывать  воспитательное воздействие на личность. Наиболее чувствительные для нас  институты воспитания — это семья  и школа. Формально на них лежит  основная доля ответственности за развитие личности ребенка. Однако фактически в  современных условиях школа и  семья не всегда доминируют в воспитательных воздействиях, и их влияние нередко  уравновешивается и даже перевешивается воздействиями многих других социальных институтов, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и внесемейных организаций.

Тем не менее, традиционно  главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребенок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В  ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

 

 

Заключение

 

Воспитание принадлежит  к социальным явлениям и выступает  в роли одного из факторов жизни  и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к  жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые  государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных  заведений составляет одно из проявлений воспитания как социального явления.

Воспитание - элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции  культурологической. Тогда этот процесс  предстает перед нами как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении  в современную культуру, достижения которой складывались на протяжении длительных веков, а усвоение ее ребенок  должен произвести за предельно короткие сроки.

Последнее, а именно предельно  короткие сроки вхождения ребенка  в контекст культуры породили воспитание как профессиональное явление - то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитательных учреждениях, наделенными обществом профессиональными  полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом.

Воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному  развитию личности ребенка, вхождению  ребенка в контекст современной  культуры, становлению его как  субъекта и стратега собственной  жизни, достойной Человека.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2Т. — М., 1993.
  2. Беккер И.Л. Вопросы педагогики: Учебное пособие. — Пенза, 2000.
  3. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. — М., 1986.
  4. Педагогика: Учебное пособие / А.Г. Шебуняев и др., — Тамбов, 1999.
  5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика: Учебное пособие. — М.: Школа — Пресс, 2000.
  6. Турчин А.С. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Иваново, 2000.
  7. Фокин Е.И. Психология и педагогика: Учебное пособие. — Хабаровск, 1998.
  8. Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система. //Российская педагогическая энциклопедия, Т. 1 . - М., 1993.
  9. Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.
  10. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

 


Информация о работе Сущность и уровни воспитания