Сущность и значение социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 16:08, реферат

Описание работы

В нашей стране, право на государственную социальную защиту признается одним из основных прав каждого человека как члена общества. Это обусловлено тем обстоятельством, что право на социальную защиту и социальное обеспечение адресовано всему населению, оно сопровождает каждого человека с момента его рождения и до конца жизни. Особая роль в системе социальной защиты населения принадлежит государственному социальному страхованию, основной задачей которого является обеспечение соответствующего уровня доходов граждан при наступлении предусмотренных законодательством страховых случаев.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….......................2

Теоретические аспекты учета расчетов с фондом социальной защиты населения……………………………...4


Сущность и значение социальной защиты…………………………………………………………………………....7

Вопросы социальной защиты в научной литературе………………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………………………………………………..23

Список литературы……………………………………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

UIRS_2.docx

— 66.32 Кб (Скачать файл)

Существует также негосударственное  социальное страхование, которое осуществляется в добровольной форме негосударственными страховыми организациями. К рискам, от которых страхуют человека, в  рамках системы социального страхования  относятся: болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, безработица, несчастный случай на производстве. 

Таким образом, социальное страхование - это механизм реализации социальной политики государства, основа системы  социальной защиты населения. В процессе своего развития социальное страхование  превратилось в самостоятельную  систему финансового обеспечения  определенных общественных потребностей, основанную на перераспределении ВВП, отличную как от чисто страховой, так и от сугубо социальной системы. 

 

Как отмечает И. М. Липень [17], Закон Республики Беларусь “О страховании” – нормативный правовой акт, так как он адресован всем, кто участвует в страховых отношениях. Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела. Нормативные правовые акты группируются по отраслям законодательства и акты, относящиеся к разным отраслям, создаются по-разному. Все нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения можно разделить на две части – нормативные акты, адресованные только страховщикам и регламентирующие их деятельность и нормативные акты, адресованные всем потенциальным участникам страховых отношений. Прежде всего, – это Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Т. Сорокина [39] пишет, что единая система социального обеспечения, существующая в нашей республике, характеризуется внутренней дифференцированостью на формы и виды социального обеспечения, очень динамична. Для нее характерны возможность внутренней перестройки, развития, реагирование на изменение общественных отношений, а соответственно изменяющейся нужды в социальном обеспечении отдельных категорий граждан.

Ряд авторов считает, что  при социализме социальное обеспечение  по своей экономической природе  не являлось частью заработной платы  рабочих и служащих, так как  труд в социалистическом обществе оплачивается сразу и полностью по его количеству и качеству.

А. Сверж [32] полагает, что социальное обеспечение – это такой правовой механизм, который прежде всего призван обеспечить индивиду уровень достатка, адекватный прежнему, путем предоставления пенсий и пособий различными социальными службами, который также должен обеспечить индивиду приемлемый минимум культурного жизненного стандарта, когда основных средств существования на это недостаточно.

Г. Симоренко [35], с учетом новых экономических реалий, вносит в определение коррективы, утверждая, что социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы, а за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах и не указывает источник формирования фондов, участников их распределения, включает в круг лиц безработных, уровень жизненного и культурного стандарта оговаривая фразой «нормального воспроизводства рабочей силы».

В Республике Беларусь, отмечает Г. Симоренко [35], социальное страхование осуществляется по трем направлениям: 1) социальное страхование, обеспечивающее выплату пенсий и пособий; 2) социальное страхование по безработице; 3) обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По мнению Н. Корбут [14] современная экономика диктует необходимость повышения эффективности социальной политики. Мы согласны с автором в том, что в этих условиях значительно возрастает роль всех государственных и общественных структур, занимающихся вопросами социальной защиты населения.

А. Сверж [32] утверждает, что сегодня ставятся задачи непосредственного совершенствования законодательной базы, а также поиска новых путей социальной защиты населения. На сегодняшний день некоторые сдвиги уже есть, так реформирована система пенсионного о6еспечения в Респу6лике Беларусь, определены условия и нормы пенсионного обеспечения, определены экономические, финансовые и организационные основы пенсионной системы. Принципиально важным является то, что концепция пенсионного о6еспечения в Респу6лике Беларусь предусматривает не разрушение, а сохранение, укрепление и развитие действующей системы пенсионного обеспечения.

В. Н. Николаевский [19] выделяет положительную сторону дополнительного пенсионного обеспечения (негосударственного пенсионного фонда). Она заключается в том, что государство стимулирует отвлечение финансов с потребительского рынка, превращая их в долгосрочные инвестиционные ресурсы в противодействие инфляции.

Негосударственное пенсионное обеспечение может принимать  различные формы, считает В. Кляузе [12]. Реализовать его могут и так называемые пенсионные фонды, и страховые компании в виде страхования жизни и пенсий. Накоплен опыт реализации дополнительного пенсионного обеспечения в Беларуси.

Еще один выход из создавшейся  ситуации предлагает В. Л. Сверкунов [33]. Он считает, что государство должно признать долг перед пенсионерами. Тогда это позволило бы развязать многие экономические узлы.

В. Л. Сверкунов [33] считает, что при признании долга перед пенсионерами, сразу же можно было бы разделить проблему на две части, а сам Фонд Социальной Защиты Населения на две независимые организации: собственно Пенсионный Фонд, который обеспечивал бы выплату пенсий нынешним пенсионерам и Фонд Пенсионного Накопления, который аккумулировав бы взносы, поступающие от занятого в народном хозяйстве населения, на персонифицированных счетах и занимался бы инвестиционной деятельностью с тем, чтобы приумножить эти средства. Мы считаем, что если реализовать и внедрить предлагаемую авторами системы социальных счетов, то отпадет необходимость в запутанной системе пенсионного законодательства.

В. Кляузе [12] утверждает, что наша система пенсионного обеспечения в последнее время стала одним из серьезнейших факторов напряженности в обществе. Именно здесь сконцентрировались главные противоречия между законодательной и исполнительной властью в социальной сфере. Причем недовольство существующим положением высказывают все: и пенсионеры, и работники, и наниматели. Необходимо довести уровень доходов пенсионеров до 90 % от их прошлых заработков в трудовое время. Достичь этого без применения накопительного механизма в пенсионной системе, как государственной, так и дополнительной, невозможно.

В. В. Черников [43] пишет о тот, что нынешняя система пенсионного обеспечения не позволяет сделать так, чтобы каждый добросовестно работающий человек имел право не только на заработную плату, которая бы позволяла обеспечить семью всем необходимым в трудоспособном возрасте, но и на достойную пенсию в старости. Нынешняя система пенсионного обеспечения не позволяет этого, так как построена на иждивенческом принципе: нынешнее трудоспособное население работает не на собственную пенсию, а обеспечивает пенсию уже нетрудоспособному старшему поколению.

Накопленная пенсия для белорусов  пока далекая перспектива. Ей лишь должны предшествовать системные экономические  реформы, которые приведет к снижению уровня инфляции и развитию рынка  ценных бумаг.

С 1 января 2009 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З "О профессиональном пенсионном страховании", которым введен новый вид обязательного страхования работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Г. Сафоновой [29] рассмотрены основные нормативные документы по страхованию и отдельные особенности расчета отчислений по каждому виду страхования.

Под социальной помощью, как  формой социальной зашиты населения, понимается предоставление социальных благ и услуг  социально уязвимым группам населения  на основе проверки нуждаемости. Таким  образом, объектом социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности.

В. В. Красовская [13] отмечает, что проблемы социальной защиты населения, особенного его малообеспеченных слоев, актуальны для любой эпохи. Но наиболее остро они проявляются в условиях переходного состояния общества, когда увеличивается стабильность в развитии экономики, усложняется решение задач как материального, так и социально-культурного плана.

 

Вопросы социальной защиты в научной литературе

          Главным источником финансового обеспечения социального страхования Н. Корбут [14] называет обязательные страховые взносы. Они уплачиваются в размерах, часто называемых страховыми тарифами. В Беларуси размеры обязательных страховых взносов установлены отдельно на пенсионное обеспечение и социальное страхование.

Плательщиками обязательных страховых взносов, как отмечает А. Солодовченко [37], являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, представители и филиалы юридических лиц и физические лица, которым законодательством представлено право заключения и прекращения трудовых договоров с работниками.

Сейчас многие авторы ставят вопрос об увеличении страховых тарифов. Но как отмечает Г. Сафонова [30], в Республике Беларусь и так один из самых высоких процентов отчислений на социальное страхование.

Как отмечает Н. Шавловская [44], в целях социальной справедливости, обеспечения принцип равенства прав и обязанностей застрахованных, работодатели и работники должны в равной степени участвовать в формировании средств, направленных на выплату пенсий и пособий. Освобождение же от уплаты страховых взносов либо установление для отдельных плательщиков льготных размеров страховых взносов влечет необходимость покрытия такой льготы за счет тех, кто уплачивает взносы в общеустановленном размере.

Л. П. Силутина [34] считает, что также возникают вопросы в ходе проведения первоначальной регистрации в рамках персонифицированного учета в системе государственного социального страхования.

Как отмечает Л. П. Силутина [34] в Беларуси, где проживает 10 миллионов человек, насчитывается 6 млн. 670 тыс. льготников. Из государственного кармана выделяются средства на бесплатные лекарства, льготирование проезда в пассажирском транспорте и жилищно-коммунальных услуг, на выплаты гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС. В целом объем таких социальных обязательств государства достигает 4,5-5°/о расходной части республиканского бюджета. Однако в последние годы, продекламированные социальные обещания становятся неподъемными для экономики.

Как отмечают А. И. Чепелова и В. М. Сницарева [42], существующая система льгот отрицательно влияет на целые отрасли, прежде всего, страдают транспорт (60% населения могут ездить бесплатно или со скидками), медицина, жилищно-коммунальное хозяйство.

В тоже время, как считает  Министерство труда и социальной защиты, сложившаяся система льгот  работает недостаточно эффективно, она  не способствует выравниванию доходов  населения и совершенно не учитывает  имущественного положения получателей  помощи.

При сравнении процента расходования денежных средств из фонда по этим случаям, то большая часть идет на выплату пособий по временной  нетрудоспособности.

Г. Симоренко [35] вносит предложение о том, чтобы, например, различного poдa пособия финансировались за счет средств бюджета. по нашему мнению, такое решение означало бы упрощение порядка финансирования всех назначенных пособий, учета и отчетности по средствам на эти цели, а главное исключило бы необходимость принятия социального закона о пособиях семьям с детьми, что последнее время настойчиво предлагается некоторыми разработчиками проектов социальных программ.

Н. Шавловская [44] пишет, что как установлено новой редакцией ч. 1 п. 39 Положения № 1290, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, осуществляющим предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, частным нотариусам, творческим работникам, гражданам, работающим в представи¬тельствах международных организаций в РБ, дипло¬матических представительствах и консульских учреж¬дениях иностранных государств, аккредитованных в Беларуси, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам исчисляются из среднеднев¬ного дохода за квартал, предшествующий кварталу, в котором наступили случаи временной нетрудоспособ¬ности, беременности и родов. Это обусловлено тем, что для подавляющего большинства указанных лиц зако¬нодательством установлен ежеквартальный порядок уплаты обязательных страховых взносов (не позднее 25 января, 25 апреля, 25 июля и 25 октября).

Квартал для исчисления пособий  выбирается в зависимости от даты наступления случаев временной  нетрудоспособности, беременности и  родов. Если они наступили с 1 по 25 число первого месяца квартала, пособия  исчисляются из среднедневного дохода за позапрошлый квартал относительно квартала, в ко¬тором такие случаи произошли.

А. Г. Шкель [45] пишет, что в связи с изменением порядка уплаты обязатель¬ных страховых взносов членами крестьянских (фер¬мерских) хозяйств на них распространяется порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, установ¬ленный Положением № 1290 для работников. Это вытекает из норм Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» согласно которому члены кре¬стьянских (фермерских) хозяйств являются наемными работниками.

Информация о работе Сущность и значение социальной защиты