Сущность и значение социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 16:08, реферат

Описание работы

В нашей стране, право на государственную социальную защиту признается одним из основных прав каждого человека как члена общества. Это обусловлено тем обстоятельством, что право на социальную защиту и социальное обеспечение адресовано всему населению, оно сопровождает каждого человека с момента его рождения и до конца жизни. Особая роль в системе социальной защиты населения принадлежит государственному социальному страхованию, основной задачей которого является обеспечение соответствующего уровня доходов граждан при наступлении предусмотренных законодательством страховых случаев.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….......................2

Теоретические аспекты учета расчетов с фондом социальной защиты населения……………………………...4


Сущность и значение социальной защиты…………………………………………………………………………....7

Вопросы социальной защиты в научной литературе………………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………………………………………………..23

Список литературы……………………………………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

UIRS_2.docx

— 66.32 Кб (Скачать файл)

Индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, осуществляющим предусмотренные  законодательными актами виды ремесленной  деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации  в качестве индивидуальных предпринимателей, гражданам, работающим в представитель¬ствах  международных организаций в  Беларуси и консульских учреждениях  иностранных государств, аккредитованных  в РБ, гражданам, выполняющим работы по гражданско-правовым договорам у  физических лиц пособия назначаются  органами ФСЗН по месту поста¬новки  на учет в качестве плательщиков и  выплачиваются в счет подлежащих к уплате обязательных стра¬ховых взносов  в ФСЗН (ч. 2 п. 45 Положения № 1290). Пункт 14 и подп. 28.2 Положения № 1290 приве¬дены в соответствие с Законом № 9-3. Нормы постановления № 397 о внесении в них изменений вступили в  силу с 16 июля 2009 г.

Согласно коррективам  п. 14 Положения № 1290 пособие по беременности и родам с указанной даты назначается  с 27 недель беременности на 146 календарных  дней женщинам, постоянно (преимуще¬ственно) проживающим или работающим на терри¬тории  радиоактивного загрязнения.

Как пишет С. Ушкурова [41], в настоящее время одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности Фонда является внедрение персонифицированного учета. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного социального страхования - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного социального страхования. Цель введения персонифицированного учета - создать условия для назначения пенсии каждому гражданину в соответствии с результатами всей его трудовой деятельности.

А. Солодовченко [38] анализируются изменения, внесенные Законом Республики Беларусь от 06.01.2009 № 6-З "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и занятости населения", вступившим в силу с 1 января 2009 г., в Закон Республики Беларусь "Об основах государственного социального страхования", Закон Республики Беларусь "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" и некоторые иные законы, касающиеся вопросов государственного социального страхования.

А. Солодовченко [36] рассмотрены основные изменения, произошедшие в законодательстве в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 "О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты", касающиеся обязательных платежей в Фонд социальной защиты населения.

Условно все виды удержаний  можно разделить на три группы: 1) обязательные удержания (на основании  законодательства); 2) удержания, производимые по инициативе самого работника; 3) удержания, производимые по инициативе нанимателя. Правовое регулирование первой группы осуществляется Налоговым кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь", второй - Трудовым кодексом Республики Беларусь. Ю. Веремейко [1] проанализированы правовые нормы, регулирующие удержания из заработной платы, а также рассмотрены типичные ошибки нанимателя при осуществлении удержаний.

При направлении работников в служебные командировки за границу  возникает обязанность исчисления и уплаты различных налогов. А. Марков [18], с учетом положений Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" и др., освещает порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, подоходного налога и обязательных страховых взносов.

Г. Павлюк [20] анализирует изменения, внесенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1489 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам профессионального пенсионного страхования" в Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах".

Е. Примак [21] указывает, что минимальная заработная плата является своеобразным стандартом в области оплаты труда работников. В соответствии с действующим законодательством необходимо соблюдать и порядок расчетов платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, где также важно учитывать минимальные размеры отчислений.

Поскольку с начала 2009 года в законодательстве произошли определенные изменения (в периоде конец 2008 - начало 2009 года), в которых имело место  отражение расходов по предоставляемым  отпускам, расчет подоходного налога и отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь следует производить с учетом некоторых особенностей. Г. Сафоновой [26] рассматривается отражение в учете расходов на оплату отпусков, Г. Сафонова [27] приводит размеры обязательных страховых взносов по пенсионному социальному страхованию, а также сроки уплаты отчислений на обязательное социальное страхование. 1 января 2009 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З "О профессиональном пенсионном страховании", которым введен новый вид обязательного страхования работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Г. Сафоновой [28] рассмотрены основные нормативные документы по страхованию и отдельные особенности расчета отчислений по каждому виду страхования.

В. Грихутик [2] рассмотрены ошибки, выявленные специалистами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и связанные с начислением взносов по обязательному страхованию работников в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь". В. Грихутик [3] рассматривает правила начисления указанных взносов в различных ситуациях, что поможет избежать санкций за неверное отражение затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, и недоплату налога на прибыль.

Не всегда при расчете  отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь бухгалтеры учитывают нормы Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах".

Значительная переплата  взносов в вышеназванный Фонд может на длительное время отвлечь  из оборота денежные средства предприятия, так как суммы обязательных страховых  взносов и иных платежей, излишне  поступивших в Фонд, не подлежат возврату плательщику. Они подлежат зачету в счет числящейся задолженности, а при ее отсутствии - в счет предстоящей  уплаты. В. Грихутик [4] рассматривается несколько ситуаций, когда страховые взносы не должны начисляться или должны начисляться в меньшем размере.

При исчислении взносов в  Фонд социальной защиты населения каждый бухгалтер руководствуется Перечнем видов выплат, на которые не начисляются  взносы по государственному социальному  страхованию в ФСЗН и Г. Сафоновой [31] рассмотрены типичные ошибки, допускаемые субъектами хозяйствования при расчетах отчислений в Фонд из-за неправильного применения норм Перечня.

Требует постоянного совершенствования  и система обеспечения пенсиями и пособиями. Наряду с персонификацией  учета уравновесить недостаток принципа солидарности поколений позволяет  использование принципа капитализации  страховых взносов. Он заключается  в том, что гражданин вносит средства в негосударственную пенсионную систему. В этом случае к моменту  выхода на пенсию он в некоторой  степени оградит себя от неблагоприятных  экономических и демографических  явлений.

Некоторыми экономистами ставится вопрос о такой мере как  повышение пенсионного возраста, что будет противодействовать росту  демографической и экономической  нагрузки на пенсионную систему. Мы считаем  увеличение возраста выхода на пенсию нецелесообразным, так  как во многом желание продолжить трудовую деятельность объясняется снижением уровня жизни после выхода на пенсию, так как уровень пенсионного обеспечения в Республике Беларусь в подавляющем большинстве случаев ниже заработной платы, которую гражданин получал ранее.

Кроме этого представляется целесообразным извлечь льготные пенсии из общей пенсионной системы, что  разгрузит пенсионную систему и  побудит работодателя обратиться к  проблеме улучшения условий труда.

Что касается получения пособия  женщине, ставшей на учет в государственных  организациях здравоохранения до 12-недель беременности, то увязывать размер пособия с тем, посетила ли будущая  мать женскую консультацию или по каким-то причинам не смогла сделать  это, не совсем правильно.

Временная нетрудоспособность, а также беременность и роды являются страховыми случаями, при наступлении  которых застрахованные граждане имеют  право на выплаты по государственному социальному страхованию, то есть на пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Л. Страцкевич [40] рассматривает категории граждан, на которых распространяется государственное социальное страхование, определенные Законом Республики Беларусь "Об основах государственного социального страхования".

Помимо этого 100-процентная компенсация утраченного заработка  в случае временной нетрудоспособности не стимулирует у застрахованных граждан о своем здоровье, а  у получателя пособия – стремление ускорить свое выздоровление и выход  на работу. Выплата данного пособия  с 1-го дня нетрудоспособности также  практически не создает у работодателя заинтересованности в снижении заболеваемости.

Основная задача персонифицированного учета - сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права  работающих граждан, исключить неоправданное  расходование средств социального  страхования на выплату «не заработанных»  пенсий. Персонифицированный учет улучшит  финансовое положение в государственном  социальном страховании за счет повышения  заинтересованности непосредственно  работника в правильном отражении  заработка при начислении страховых  взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для  реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе. Персонифицированный  учет позволит в дальнейшем при необходимости обеспечить функционирование накопительной системы и учет уже не только информации о работающих гражданах, но и сумм, накапливаемых на счетах каждого застрахованного гражданина.

Персонифицированный учет призван  обеспечить сохранение пенсионных прав каждого работающего гражданина независимо от наличия или сохранности  архивов предприятий, от ликвидации или банкротства работодателя, от изменения законодательства.

Таковы на сегодняшний  день основные точки зрения по поводу основных направлений развития Фонда  социальной защиты населения в Республике Беларусь и методов учета расчетов с ним нанимателями и гражданами. Таким образом, анализируя вышеизложенные мнения можно говорить об актуальности темы совершенствования социального  обеспечения и социальной защиты как с точки зрения правовой базы по этому вопросу, так и  различных  взглядов ученых-экономистов.

А. Плиско [22] отмечает, что на многих предприятиях с работниками происходят несчастные случаи. В связи с этим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь "О страховой деятельности" предусмотрено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что, в свою очередь, является реализацией механизма возмещения вреда.

В. Дражиным и О. Повшок [7] рассмотрены вопросы, касающиеся порядка и условий назначения пособий данного вида, исчисления среднего заработка, определения оплачиваемого периода при назначении пособий, порядка их выплаты, а также размеров.

С 2010 года произошли существенные изменения в порядке начисления и уплаты страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах. В. Дражиным [5] проанализированы основные нововведения в этой области - что выступает в качестве облагаемой базы для начисления страховых взносов и каковы особенности ее определения и какой страховой тариф следует применять при начислении страховых взносов.

В 2010 году принят ряд нормативных  актов, значительно изменивших порядок  уплаты страховых взносов по обязательному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах. Изменения направлены на значительное упрощение порядка уплаты страховых взносов и касаются всех без исключения страхователей, в качестве которых выступают практически все организации.

К таким актам, в частности, относятся: Указы Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 110 "О внесении изменений и дополнения в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", от 06.08.2010 № 407 "О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 71", постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2009 № 1710 "О внесении дополнения и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1297" и др. В. Дражиным [6] подробно рассмотрен сложившийся порядок уплаты указанных взносов с учетом изменения законодательства.

Информация о работе Сущность и значение социальной защиты