Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:08, реферат
В науке, да и в обыденной жизни трудно найти термин, который мог бы сравниться с термином «культура» по частоте употребления и многозначности толкования. Дать этому термину однозначную трактовку трудно именно по причине того, что он употребляется во всех областях нашей жизни, приобретая в каждом случае особый оттенок.
«Основные компоненты культуры» - именно так называется контрольная работа. Ее я поделила на два раздела.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Социологическое понимание культуры:
§1.1 Сущность культуры…………………………………………………4
§1.2 Социальные свойства культуры……………………………………6
§1.3 Социальные функции культуры……………………………………7
Глава II. Основные компоненты культуры:
§2.1 Ценности…………………………………………………………….9
§2.2 Нормы………………………………………………………………11
§2.3 Верования…………………………………………………………..13
§2.4 Язык…………………………………………………………………14
§2.5 Обычаи……………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………..18
Список литературы………………………………
Содержание.
Введение……………………………………………
Глава I. Социологическое понимание культуры:
§1.1 Сущность культуры…………………………………………………4
§1.2 Социальные свойства культуры……………………………………6
§1.3 Социальные функции культуры……………………………………7
Глава II. Основные компоненты культуры:
§2.1
Ценности…………………………………………………………
§2.2
Нормы………………………………………………………………
§2.3
Верования………………………………………………………
§2.4
Язык…………………………………………………………………
§2.5
Обычаи…………………………………………………………….
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Культура регулирует нашу жизнь на каждом шагу с рождения и до смерти: в еде, одежде, сне и т.д.
В науке, да и в обыденной жизни трудно найти термин, который мог бы сравниться с термином «культура» по частоте употребления и многозначности толкования. Дать этому термину однозначную трактовку трудно именно по причине того, что он употребляется во всех областях нашей жизни, приобретая в каждом случае особый оттенок.
«Основные компоненты культуры» - именно так называется контрольная работа. Ее я поделила на два раздела.
И начала я с того, что попыталась социологически описать культуру, т.е. определение понятия этого термина, ее происхождение, основные свойства и функции, которые выполняет культура. Понятие культуры – одно из самых многозначных и многогранных в социологии. И существует несколько десятков определений культуры, которые отражают отдельные аспекты этого понятия. Я привела лишь некоторые из них.
Во втором разделе рассказано о компонентах культуры. Их очень много, но я привела только самые основные из них – это традиции, нормы, язык, ценность и верования.
Источники, которые использованы в этой работе, принадлежат разным авторам – Валентина Харчева, Леонид Ионин, Сергей Фролов, Юрий Волков и многие другие, все они указаны в конце работы. Из всех я попыталась взять главное, что касается культуры и ее компонентов.
Выбор
этой темы очевиден. Моя работа связана
с культурой и все что связано с этим понятием
мне интересно и важно для моей дальнейшей
профессиональной деятельности.
Глава I. Социологическое понимание культуры.
§1.1 Сущность культуры.
Картина общественной жизни, которую воссоздает социология - рациональная, доказательная, опирающаяся на факты, не принимающая ничего на веру - придает особое значение культуре.
Говоря о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но все это – лишь небольшая, хотя и очень важная часть культуры. Это явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования.
Все
более или менее крупные
Культура – это, прежде всего, характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий [№7; С. 330].
Термин этот чрезвычайно многозначен: он описывает абсолютно все, созданное человеком, и выделяет высочайшего уровня уникальные образцы, включает материальное и духовное, которое существовало задолго до рождения конкретного человека и непосредственно создаваемое им. Культура так многообразна, что для ее уточнения люди используют массу специальных определений, выделяя, например, технологическую, цивилизационную, философскую, управленческую, музыкальную, физическую культуру, городскую и сельскую, этническую и молодежную, которые описывают ценностный мир людей значительно лучше самых вдумчивых социологов.
Считается, что первым в истории слово «культура» употребил в I веке до н.э. Цицерон и с тех пор основные значения этого слова в бесчисленных его определениях отождествляются с понятиями возвышенности и гуманности, со свободой и богатством творческого духа, а также с воспитанием и развитием человеческой души.
Термин культура в самостоятельном значении наиболее полным образом использовался уже в XVII веке.
Этот научный термин появился в Древнем Риме и произошел от латинского слова cultura, что первоначально обозначало возделывание, облагораживание земли. Слова «возделанное человеком», «облагораживание» определяют один из главных смыслов культуры и породили, видимо, тот широкий круг явлений, свойств, объединенных словом «культура». Многозначность понимания культуры с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложного понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена.
Определение культуры, сформулированное немецким историком С.Пуфендорфом (1632-1694), подразумевало вообще все, что было изобретено человеком, а в особенности общественные институты, одежду, язык, науку, мораль, направляемую разумом и обычаями [№ 5; С. 328-329].
Приблизительно в таких же теоретических рамках определяет культуру и Аделунг (1732-1806): Культура – это «облагораживание и утончение всех духовных и физических сил человека и всего народа, так что это слово одновременно обозначает просвещенность и облагороженность разума путем освобождения от предрассудков, а также изысканность и утонченность обычаев» [№ 5; С. 329].
Американский культуролог К. Клукхон образно определял культуру «как зеркало для человека» [№ 8; С.54].
Наиболее удачное определение понятия «культура» дано английским этнографом Э.Тейлором в 1871 году. Он считал, что многочисленные общественные явления, обычаи, верования в культуре примитивных народов и цивилизованных народов похожи или же идентичны, а под культурой подразумевал социальное целое, которое в равной мере состоит из верований, обычаев, навыков, орудий, одежды, морали, искусства, правил собственности.
«Культура…это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества [№ 9; С. 39]. Именно с этого определения культуры этот термин начинает использоваться, в подчеркнуто дидактическом и просветительском смысле.
Для социологов понятие «культура» несет особый смысл: в традициях, заложенных Э.Дюркгеймом, она рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения. Регулирующих отношения между людьми [№ 2; С. 377].
Культура, по мнению Т. Парсонса, выполняет женскую функцию, обеспечивая трансляцию, наследование, стабильность, консервацию общественных отношений [№ 2; С. 379].
А.
Кребер и К. Клакхон в своих
социологических работах о
§1.2 Социальные свойства культуры.
Культура – это символы, знаки, идеи, которые разделяет не один человек, а которые понятны и приняты всеми – это всегда детище коллективности, не бывает культуры одиночек. Чтобы стать элементом культуры, личная выдумка, фантазия должна быть коллективно понята и воспринята. Культура – это всегда социальный феномен, по крайней мере для социологов, обеспечивающий взаимодействие людей. Культурные привычки, по утверждению Дж. Мердока, социальны; иначе говоря, они разделяются людьми, живущими в организованных коллективах или обществах, и сохраняют относительное единообразие под воздействием социальных факторов, т.е. групповые привычки.
Социальная природа культуры обуславливает еще один существенный момент. Культура – это всегда стандарт, образец, принятый в группе, коллективе, обществе, благодаря которому создается возможность предсказуемости социального поведения. Культура – это еще и синоним возвышенного, творческого начала в человеке, но творчество не единиц, а общности.
Нередко утверждают, что культура – это образцы поведения, деятельности, естественно, основанные на устойчивых стандартных мотивах, предпочтениях. Образцы деятельности обнаруживают себя в производственной сфере, быту, науке, отдыхе и т.д. Они проявляются как в смысловом содержательном отношении, так и в технологии действий, стиле, манере действий.
Из
круга явлений, описываемых понятием
«культура», при социологическом
рассмотрении выпадают не только инстинктивные
действия людей, но и те моменты, аспекты,
которые носят сугубо индивидуальный,
а потому случайный, неустойчивый характер,
т.е. не ставшие образцом деятельности.
§1.3 Социальные функции культуры.
Культура
предстает как важнейший
Интегративная социальная функция культуры. Благодаря культуре, ее символическим феноменам, т.е. идеям, оценкам, нормам, ценностям, возможны интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий. Культура – это скрепы, которые объединяют людей, делают возможным надежные, самовозобновляемые взаимоотношения.
Регулятивная социальная функция культуры. Культура – это нормативная система, это то, что считается разумным, обоснованным в данном сообществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, направляет, ориентирует действия людей, благодаря культуре оценивают пользу или вред, добро или зло и т.п.
Следовательно, культура как нормативная система регулирует поведение: она информирует; она побуждает, мотивирует человека к поведению; она налагает ограничения, контролирует поведение людей, которые должны вести себя так, как считается принятым, приемлемым.
Культура способна отслеживать и наказывать, поощрять, удерживать от поступка и потворствовать.
Приобщение к накопленному историческому наследию, воспроизводство определенных порядков, т.е. функция социализации.
Культура – это то своеобразное, специфичное в нравах, установках людей, которое, как правило, воспроизводится из исторического прошлого и перешло, будучи закрепленным в институтах, по наследству от предыдущих поколений. Говоря о культуре того или иного народа, мы всегда хотим понять его настоящее или даже приоткрыть завесу над его будущим, как бы заглядывая в прошлое.
Культура – это историческое наследие, которое «обрекает» нас на определенный тип поведения в настоящем и будущем [№ 7; С. 343].
По
ходу нашей жизни очень многое
становится «иначе», меняются социальные
институты и культурные стандарты,
разрушаются массовые стереотипы и
формируются новые, происходит крушение
и рождение идеологий, поэтому нам легче
осознать, как хрупка и как сильна по своему
воздействию эта эфемерная ткань общества
– культура.
Глава II. Основные компоненты культуры.
Многообразие сущностных проявлений культуры как формы или типа развития общества ставит проблему выделения каких-либо общих компонентов, показателей, в которых отражается содержание.