Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:08, реферат
В науке, да и в обыденной жизни трудно найти термин, который мог бы сравниться с термином «культура» по частоте употребления и многозначности толкования. Дать этому термину однозначную трактовку трудно именно по причине того, что он употребляется во всех областях нашей жизни, приобретая в каждом случае особый оттенок.
«Основные компоненты культуры» - именно так называется контрольная работа. Ее я поделила на два раздела.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Социологическое понимание культуры:
§1.1 Сущность культуры…………………………………………………4
§1.2 Социальные свойства культуры……………………………………6
§1.3 Социальные функции культуры……………………………………7
Глава II. Основные компоненты культуры:
§2.1 Ценности…………………………………………………………….9
§2.2 Нормы………………………………………………………………11
§2.3 Верования…………………………………………………………..13
§2.4 Язык…………………………………………………………………14
§2.5 Обычаи……………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………..18
Список литературы………………………………
Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур.
К материальной культуре относят все физические объекты, созданные людьми, которым придается определенный смысл – это книги, одежда, школы, церкви, оружие, сады, парки и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. Важнейшим источником материальной культуры является технология как отрасль знания, имеющая с прикладной наукой и инженерией.
Материальная
культура соответствует способностям,
творческому гению и уровню цивилизации
данного народа. Каждая культура имеет
в своем арсенале целую серию
технических навыков. По ним можно
составить представление о
Нематериальная культура предстает как система ценностей, верований, правил, обычаев, систем правления, языков, т.е. всего того, что относится к области духовного, неопредмеченного.
Рассмотрим
основные, наиболее устойчивые компоненты
культуры как системы.
§2.1 Ценности.
Каждое общество определяет, что является хорошим и плохим, красивым и уродливым, честным и бесчестным, удобным и неудобным или, выражаясь высоким стилем, почему стоит жить и, в известных случаях, умирать.
Другими словами, ценность – это нечто более сложное и возвышенное, чем простая заинтересованность человека в предмете своей потребности, особенно трактуемой биологически. Ибо человек, в отличие от животного, удовлетворяет свои потребности через культуру.
Ценности
выявляются в связи между субъектом,
который познает и
Ценности объективны по своему происхождению и содержанию, но неизбежно включают в себя и интерпретацию, оценку содержания в свете интересов общества, общности, группы, личности. Поэтому необходимо различать общечеловеческие, групповые, индивидуальные ценности культуры [№ 10; С. 149].
Ценность должна быть внутренне принятой, осмысленной, ее нельзя заучить, навязать насильно. В этом преимущество ценности для личности, но и ее рискованность, ненадежность для общества. Она лишь указывает на желательное, предпочтительное для данного человека в данной социальной обстановке. Это целый мир внутренних устремлений, ориентаций, которые воплощаются в жизнь посредством сложной противоречивой системы опосредований.
Ценности как регулятор обладают рядом преимуществ, а также и некоторой умозрительностью и рискованностью.
Они меняются в зависимости от цивилизации и даже внутри цивилизации, в разных социальных группах и категориях.
По материальным и духовным ценностям, которые то или иное конкретное общество оставило после себя, мы можем с достаточной степенью полноты и точности судить, каким оно хотело быть и было в действительности, что оно могло бы еще создать, в каком направлении оно могло бы развиваться и изменяться, если бы исторические условия его существования были другими.
Здесь
можно сказать, что культурная ценность
– это не просто слепок с объекта
или его воспроизведение, а своего
рода «мост между объектом и субъектом,
обеспечивающий двустороннее движение
информации между ними» [№ 10; С. 150].
§2.2 Нормы.
Вторым наиболее существенным компонентом культуры являются социокультурные нормы.
Понятие «норма» в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Однако не все такие нормы мы можем назвать социальными. Для определения социальной нормы необходимо выделить данную группу норм из всей нормативной совокупности, сформулировать ее специфические, отличные от других норм особенности.
Одним из важнейших признаков социальной нормы является ее императивность (повелительность), которая выявляется в том, что поведение. Не соответствующее норме, обязательно вызывает негативную реакцию у других людей [№ 10; С. 150].
Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать.
Нормативная культура – это тщательно разработанная система таких норм или стандартизованных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно [№ 9; С. 42].
По большей части, культура составлена из обширных и сложных систем идеальных норм. Они влияют на все человеческое поведение. Это – народные обычаи и нравы, например, этикет. И обычаи, и нравы исходят из повседневной жизни и помогают человеку поддерживать дом и семейную жизнь. Изменения, которые происходят в обществе, преобразуют условия совместной деятельности людей. Поэтому, некоторые нормы перестают удовлетворять потребностям членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. И если в группе появляются подобные нормы, то люди стремятся их изменить, чтобы привести их в соответствие с новыми условиями жизни.
Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если некоторые их них могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые управляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности, например, государственные законы или религиозные традиции, то изменить их крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно.
Нормы можно классифицировать по многим основаниям: нормы хозяйственной и научной деятельности, нормы, характерные для военнослужащих, нормы поведения деятелей искусства, культуры и т.п. Особое значение имеет деление на моральные и правовые нормы.
Правовые нормы – это четко зафиксированные законы, их выполнение контролируется государственной властью, и их несоблюдение влечет за собой конкретные четкие санкции, применяемые специальными учреждениями.
Моральные нормы – это образцы поведения, обосновывающиеся конечными истинами бытия, имеющие глобальный масштаб. Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, моральной ответственности личности, чувство долга, совести, стыд [№ 7; С. 406].
Могут быть выделены нормы-правила и нормы-ожидания.
Нормы-правила обязывают человека к определенному поведению в наиболее важных и ответственных ситуациях, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества, социальной группы.
Нормы–ожидания – это ожидание желательного поведения.
Могут быть выделены нормы поощряющие и запрещающие.
Роль запрещающих норм во все времена была значительной. Общество, используя эти нормы, очерчивают зону, сферу деятельности, выход за рамки которой может угрожать безопасности других людей, обществу в целом. В рамках различных культур зона, не подлежащая запретной регламентации, может быть шире или уже, например, в нашей стране лишь недавно снят запрет на частную предпринимательскую деятельность, т.е. сфера выбора была сначала достаточно узкой, а сейчас она расширилась.
Нормы-поощрения имеют форму призыва к определенному образу действия и оставляют гораздо большую степень свободы у человека по поводу того, выполнять или не выполнять, насколько регулярно выполнять эти нормы, например, когда говорят «будь активен» или «проявляй инициативу» и т.д.
Социальные
нормы – не единственные регуляторы
наших взаимодействий с обществом и другими
людьми. В роли таких факторов выступают
ценности, общественные идеалы, жизненные
принципы. Именно в них заключается возможность
зарождения и опережающего развития новых,
более прогрессивных норм общественной
жизни.
§2.3 Верования.
Третьим, важным компонентом культуры являются верования.
Верования – это особая форма мировоззрения, а значит и культуры, и они прочно занимают место и в сознании, и в социальной практике человека.
Чем больше современный человек познает этот мир, тем больше возникает белых пятен, которые пока нельзя объяснить. Тем самым увеличиваются основания для веры. Этому способствует и нравственный кризис общества, его социальных институтов. Утрачивая веру в общество, человек возвращается к Богу, просит его помощи и поддержки. В религиозном сознании именно Бог становится тем опосредующим фактором, который регулирует взаимоотношения между людьми. Вера, а значит, и верования являются формой проявления религиозной культуры конкретного народа.
Практически нет ни одного общества или народа, у которого отсутствовали бы люди, которые базируют свои жизненные ценности и нормы в основном на религиозных верованиях. Значит, для значительной части человечества религия является высшей культурной ценностью. Поэтому соблюдение религиозных норм для истинно верующих является не трудностью, а скорее основанием для удовлетворенности своей жизнью.
Если
дать верованиям социокультурную оценку,
то можно сказать, что в них
заключена наиболее глубинная сущность
общечеловеческих ценностей и норм
жизни. Поэтому для сохранения мировой
культуры, в том числе и материальной
– это храмы, монастыри и т.д. – религия
и верования играют одну из первостепенных
ролей, если не основную.
§2.4 Язык.
Язык
как компонент культуры неразрывно
связан с сознанием и
Язык – код, шифр, которым пользуются люди для передачи важной информации, а также для выделения «своих» из окружающего мира [№ 7; С.344].
Благодаря
языку как общепринятой в данном
сообществе кодов, которые имеют
определенный смысл, значения, партнеры
достигают надежного
Способность создавать и использовать знаки для сложной устойчивой связи – главное отличие людей от животных. Знаки, оформленные в языке, - это основные строительные блоки культуры. Значение знака социально по происхождению. Знаками могут быть слова, действия, вещи. Язык – не только средство выражения мысли, но живая часть самой мысли.
Овладение языком само по себе необходимо для большей части последующего обучения, а значит, профессиональной деятельности. Он – основной носитель культуры, и рост словаря человека может служить показателем повышения его культурности.
Язык необходим для развития человеческого «Я», как это убедительно доказано в работах американского социолога, философа, психолога Дж.Г. Мида, в связи с тем, что речь играет важнейшую роль в нравственном воспитании детей, в осуществлении социального контроля. Наконец, речь представляет собой средство выражения индивидуальности [№ 10; С. 153].
Любое государство как система власти того или иного общества уделяет огромное значение проблеме национального или государственного языка, оказывает ему всемерную властную поддержку. Воспевание национального языка как «великого» и «могучего» эмоционально подкрепляет социальную значимость языка как системы общепринятых шифров, обеспечивающей взаимопонимание участников данной системы социальных взаимодействий. Уважительное отношение к родному языку, обучение ему своих детей, охрана чистоты языка и т.д. – все это важнейшие условия воспроизводства общества, его целостности, устойчивости и мобильности.
Функция взаимопонимания индивидов, являющаяся основной функцией языка, достигается в ходе реализации трех основных его подфункций, которые взаимосвязаны и в то же время относительно независимы друг от друга:
а) язык как идентификатор, т.е. идентификация партнерами в ходе общения тех или иных кодов, знаков, сигналов с одними и теми же объектами, отношениями, фрагментами действительности.
Социально-исторический
опыт, тип хозяйственной деятельности
оказывают значительное влияние
на словарный запас языка. То, что
более значимо, по той или иной
причине оказывается более
б) язык как интерпретатор, т.е. интерпретационное своеобразие языка, с одной стороны, как результат социально-исторической практики данного народа, с другой – язык организует, осмысливает новый опыт людей, обеспечивает восприятие вновь открывающегося мира, исподволь воспитывает определенное мироощущение у новых поколений.