Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 12:37, контрольная работа
Забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Старость – неизбежный процесс, один из этапов жизни человечества, когда люди не могут в полной мере обеспечивать свое достойное существование. Следовательно, важнейшей задачей государства является создание эффективного механизма, позволяющего обеспечить социальную защиту данной категории населения. В настоящее время в России сложилась очень сложная демографическая ситуация.
Введение
1.Пожилые как социально-демографическая группа.
2.Сущность пенсионной реформы в РФ.
3.Пенсионная реформа в РФ.
Заключение.
Список литературы.
К моменту старения пожилым людям трудно быть адекватными в конфликтных ситуациях. Например, у них часто завышены требования к обслуживанию в условиях учреждений социальной сферы. Либо они излишне болезненно реагируют при столкновении с трудностями в общении с персоналом данных учреждений и достижении взаимопонимания.
С возрастом меняется социальный статус, привычный стиль жизни, круг общения, распорядок дня, происходит переход к более самоориентированному образу жизни, что влияет на формирование значимых для пожилого человека стимулов и мотивов, позволяющих реализовывать потребность в активном долголетии.
Следует рассмотреть положение пожилых людей и с точки зрения профессиональной деятельности и карьерного роста. В профессионально-деловой сфере современного общества существует дискриминационная модель отношения к пожилым людям. В 60-х гг. XX века был введен термин «эйджизм», т.е. поведение, отражающее глубоко затаенную тревогу некоторых молодых людей и лиц среднего возраста, их личностное отвращение и ощущение неприязни к стареющим людям, болезням, инвалидности, страх беспомощности, бесполезности и смерти. Одним из наиболее удачных определений эйджизма, отвечающих сегодняшним реалиям, является его описание как негативного, пренебрежительного, унижающего отношения к человеку из-за его возраста. Эйджизм получил сегодня широкое распространение, легитимация возрастного неравенства в профессионально-деловой сфере поддерживается и средствами рекламы, телевидения.
Новый общественно-экономический строй обусловил глубокие изменения всех социальных институтов, принеся ценности индивидуального успеха, культ молодости, физической силы и ловкости. В обществе с подобными приоритетами возрастает вероятность разрыва поколений, обостряется конкуренция между «старшими» и «младшими». Радикальные экономические преобразования привели к значительному снижению качества жизни пожилых людей в России. За короткий отрезок времени произошло полное обесценивание опыта предыдущих поколений. Их огромный, накопленный десятилетиями, в том числе и в профессиональной сфере, опыт не только отвергается, но и признается крайне вредным для дальнейшего развития той или иной отрасли. В массовом сознании представители позднего возраста ассоциируются с советским временем, на этих людей переносят многие негативные черты того времени.
Предубеждения против старости получили широкое распространение и поддержку в обществе. В массовом сознании закрепился унифицированный подход к старости, уверенность в том, что все пожилые люди утратили способность логично мыслить, непременно подвержены старческим недугам, их интеллект снижен настолько, что с ними уже давно не о чем говорить. Не предъявляя к пожилым людям никаких социальных требований, общество и семья ждут от них пассивного поведения, простого созерцания угасания собственной жизни, независимо от их культурного и образовательного уровня, полагая, что к старости все без исключения становятся похожими друг на друга, и все вместе - на описанный выше образ.
Отношение к старикам, доминирующее в массовом сознании, перекликается с сегодняшней социальной политикой государства, согласно которой пожилые люди выступают лишь как объекты социальной поддержки. Представителям позднего возраста в современном социуме «предписан безличный статус», так как подобное отношение практически не зависит от уровня образования, состояния здоровья, интересов конкретного пожилого человека. Бесперспективность пожилых людей во всех областях жизнедеятельности, а особенно в профессионально-деловой сфере - основной геронтологический стереотип, который, по сути, является приговором для огромного числа наших современников. Возникнув в другое время, при других условиях, стереотипы распространяются на всех пожилых людей.
Социально-демографическая группа пожилых людей в современном обществе подвергается наибольшему социальному давлению. Особенность геронтологических стереотипов и социальных установок заключается в том, что они оказывают влияние не только на общественное мнение и на отношение к представителям позднего возраста в социуме, но и на самих представителей позднего возраста, которые, в свою очередь, стремятся соответствовать таким представлениям. Однако, следуя им, они лишь доказывают правильность бытующих в обществе негативных социальных установок о старости и старении, тем самым подтверждая собственную ущербность.
Практически единственный показатель, определяющий социальный статус индивида сегодня, - материальная состоятельность. Поэтому маленькие пенсии, обеспечивающие существование стариков на грани выживания, являются одной из основ, определяющих столь униженное положение представителей позднего возраста в современной России. Плохое материальное положение пожилых людей обуславливает невозможность получения ими квалифицированной медицинской помощи, качество которой напрямую зависит от материальной составляющей клиента, в данном случае пожилого человека. Низкий уровень пенсий влияет и на досуг пожилых людей, которые вынуждены отказывать себе во многом по причине недостатка материальных средств.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что старость как возрастной период человеческой жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных для каждого человека проявлений его социальных, психологических и физиологических особенностей.
С одной стороны, этот диапазон ограничен процессами старения, которые выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма: прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, интеллектуальный и эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Налицо изменение (ослабление) всех психических познавательных процессов и двигательной активности.
С другой стороны, в случае позитивного прохождения предыдущих возрастных стадий - достижение мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, высший уровень личностной интеграции. Если же главные задачи предыдущей жизни не были реализованы, то этот диапазон существенно ограничивается сдвигом одной из его сторон (позитивной) в сторону усиления негативных явлений: разочарование в жизни и ощущение бесполезности прожитых лет вплоть до отчаяния.
Таким образом, для того, чтобы в пожилом возрасте у людей не возникало чувство незащищенности, отчаяния и была возможность вести полноценный образ жизни, существуют государственные пенсии. Однако, как показывает практика, современная система пенсионного обеспечения далеко не идеальна, а получаемые пожилыми людьми пенсии не позволяют им быть в полной мере удовлетворенными своим социально-экономическим положением.
2.Сущность пенсионной
реформы в Российской
Конституция нашей страны определяет Российскую Федерацию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Во исполнение этого конституционного положения государство взяло на себя целый ряд основополагающих обязательств в области охраны труда и здоровья людей, обеспечения гарантированного минимального размера оплаты труда, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, развития системы социальных служб, выплаты государственных пенсий и пособий, а также осуществления иных гарантий социальной защиты.
Взвешенная социальная политика государства должна следовать цели равномерного накопления благ всех граждан и распределения материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу. Социальная политика одновременно выступает условием социальной стабильности и, в конечном счете, прочности конституционного строя, так как создает социальную базу его поддержки, формирует атмосферу общественного доверия к политическим и экономическим институтам государства.
Социальная политика сегодня - это тема и больная, и актуальная не только потому, что она волнует миллионы людей, но и потому, что здесь накопилось много нерешенных вопросов, требующих точно выверенного анализа, на основе которого и должна строиться социальная политика.
Вопрос об эффективности проводимой сегодня социальной политики является одним из наиболее важных. Огромную значимость данного вопроса определяет количество исследований в отечественной науке, публикаций, посвященных разработке теоретических, конституционных основ социальной политики, а также работ, раскрывающих роль права в обеспечении социальных гарантий населения.
Одним из элементов социальной политики является пенсионное обеспечение. Право на пенсию - одно из основных прав, установленных Конституцией РФ. Правовое регулирование пенсионного обеспечения называют основным институтом отрасли права социального обеспечения.
Пенсионное законодательство входит в систему законодательства о социальном обеспечении. В Законе о трудовых пенсиях пенсия определяется как денежная выплата в целях компенсации заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные перед установлением пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных в связи со смертью этих лиц.
Пенсионное законодательство может быть признано эффективным при определенных условиях: если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости; если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства, не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий, обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму. Анализ действующего законодательства с учетом этих критериев свидетельствует о его невысокой эффективности.
В настоящее время жизненный уровень подавляющего большинства населения, в особенности нетрудоспособного, довольно низкий. Ухудшается здоровье, сокращается средняя продолжительность жизни. Несмотря на регулярный пересмотр размеров государственных пенсий, они недостаточны для удовлетворения насущных потребностей получающих их граждан. Таким образом, складывается общее впечатление, что нормативно-правовые акты, образующие систему пенсионного законодательства, не отвечают потребностям общества и, соответственно, требуют корректировки, проведения адекватной пенсионной реформы.
Эффективное пенсионное обеспечение является одним из ключевых факторов социально-экономической безопасности любого государства. Трудоспособное население должно иметь уверенность в том, что при достижении пенсионного возраста уровень пенсионных выплат будет достаточным для поддержания достойного уровня жизни. В настоящее время российская демографическая ситуация характеризуется низким уровнем рождаемости и старением населения, что к тому же сопровождается смещением соотношения лиц трудоспособного возраста и пенсионеров в сторону последних. Отчасти указанные проблемы носят объективный характер и обусловлены современным типом демографической ориентации большинства экономически развитых стран. Однако при таком развитии событий в среднесрочной перспективе государство столкнется с тем, что лица пенсионного возраста будут составлять весьма существенную долю экономически активного населения, и именно от наличия платежеспособного спроса со стороны данной категории граждан будет во многом зависеть успешное функционирование нашей экономики. Таким образом, проблема формирования адекватной и реально работающей системы пенсионного обеспечения является залогом национальной экономической безопасности страны.
В широком смысле существуют две основные проблемы отечественной пенсионной системы - прогрессивно растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) и низкий уровень пенсионного обеспечения.
Говоря о низком уровне пенсионного обеспечения, в первую очередь следует подразумевать крайне низкий коэффициент замещения - соотношение средней пенсии к средней заработной плате. В 2009 году согласно данным мониторинга Минэкономразвития России «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 году» коэффициент замещения составил 28,3 %, средний размер трудовой пенсии - 5322 рубля. Следует отметить, что данные показатели основываются на статистических данных, которые учитывают лишь официальную заработную плату. Если принять данный факт во внимание, то можно предположить, что реальный коэффициент замещения в России будет как минимум вдвое ниже.
Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) адекватным пенсионным обеспечением, которое может обеспечить приемлемое качество жизни, считается размер пенсии не менее 40% от заработной платы. Для обеспечения соотношения: пенсия / заработная плата на таком уровне за счет отчислений трудоспособного населения необходимо, чтобы на одного пенсионера приходилось 3-4 работника. В результате демографического спада, начавшегося в России с начала 1990-х гг., идея солидарности поколений в российской пенсионной системе практически перестала работать. На данное время в России согласно данным Федеральной службы государственной статистики на одного пенсионера приходится 1,7 работника. Такое соотношение не позволяет осуществлять адекватное пенсионное обеспечение только за счет отчислений трудоспособного населения, и государство вынуждено ежегодно выделять дополнительные бюджетные средства на выплату государственных пенсий.
Генезис пенсионной реформы выглядит следующим образом. В 2002 году произошел переход к накопительному принципу формирования пенсий, а также передача государством части полномочий в вопросе формирования будущих пенсий работодателю и работнику. Основной идеей реформы стало выделение каждому трудящемуся (застрахованному лицу в системе обязательного пенсионного страхования) накопительной части трудовой пенсии - реальных денег, которые по выбору можно оставить в ПФР или перевести для предположительно более эффективного управления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), либо частную управляющую компанию (УК).
В настоящее время работодатель уплачивает в ПФР страховые взносы в размере 20 % (взамен существовавшего до 31.12.2009 г. единого социального налога) пропорционально выплачиваемой работнику заработной платы. Для застрахованных лиц - мужчин 1953-1967 г.р. и женщин 1957-1967 г.р. уплаченные страховые взносы идут на формирование страховой части пенсии. Отметим, что накопительная часть у перечисленных возрастных категорий всё же имеется, хотя и формировалась весьма непродолжительный период времени с 2002 по 2004 год. Для застрахованных лиц 1967 г.р. и моложе 14% идет на формирование страховой части пенсии, оставшиеся 6% - на накопительную. Страховая часть пенсии по сути - это виртуальные средства, которые в данное время выплачиваются существующим пенсионерам. При достижении застрахованным лицом пенсионного возраста сумма взносов по страховой части пенсии будет разделена на средний период дожития (на данное время это цифра составляет 228 мес.) и в таком виде будет ежемесячно выплачиваться пенсионеру пожизненно. Размер выплат по накопительной части трудовой пенсии будет рассчитываться аналогично.