Сущность пенсионной реформы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Старость – неизбежный процесс, один из этапов жизни человечества, когда люди не могут в полной мере обеспечивать свое достойное существование. Следовательно, важнейшей задачей государства является создание эффективного механизма, позволяющего обеспечить социальную защиту данной категории населения. В настоящее время в России сложилась очень сложная демографическая ситуация.

Содержание работы

Введение
1.Пожилые как социально-демографическая группа.
2.Сущность пенсионной реформы в РФ.
3.Пенсионная реформа в РФ.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

прав обесп контрольная.docx

— 50.69 Кб (Скачать файл)

Кроме того, с 01.01.2009 действует государственная программа софинансирования пенсионных накоплений, которая предоставляет любому гражданину возможность осуществлять дополнительные добровольные взносы на накопительную часть трудовой пенсии и получать при этом аналогичную сумму взносов по итогам года от государства. Предусмотрена также и возможность добровольного участия работодателя в программе. Предприняты и стимулирующие меры: физическим лицам на сумму уплаченных взносов предоставляется налоговый вычет, предприятиям - участникам программы дана возможность снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму уплаченных взносов. Помимо этого, с 2009 г. ЕСН, а с 2010 г. и страховые взносы с уплаченных по программе сумм не взимаются.

Еще одна возможность - участие работников и работодателей в программах негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), что предполагает добровольную уплату взносов в НПФ, а при достижении пенсионного возраста получение выплат в соответствии с пенсионными схемами. Здесь также предусмотрены перечисленные ранее налоговые льготы как для физических, так и для юридических лиц. Плюсом НПО является возможность выбора срока и периодичности как по уплате взносов, так и по получению пенсионных выплат.

Таким образом, путем формирования накопительной части пенсии, участие работника, работодателя и государства в программе софинансирования, а также за счет негосударственного пенсионного обеспечения предполагается решить две проблемы - увеличить размер пенсии для молодой возрастной категории граждан и обеспечить приток денежной массы на внутренний финансовый рынок. ПФР в этом случае мог бы оставить за собой лишь функцию осуществления социальных выплат пенсионерам в соответствии с собственным текущим бюджетом и не привлекать при этом средств из федерального бюджета.

Тем не менее, на данное время большинство экспертов пенсионного рынка считают реформу провалившейся, так как правом выбора НПФ или УК воспользовались на текущий момент лишь около 7% граждан, располагающих накопительной частью трудовой пенсии. С момента начала действия программы государственного софинансирования пенсии к ней присоединились 2,3 млн. чел., общая сумма взносов составила 3,02 млрд. руб. Негосударственную пенсию формируют лишь 3,4 млн. россиян; при этом доля физических лиц составляет лишь 18%, остальная часть - участники корпоративных пенсионных программ. В результате немногие НПФ и УК могут качественно осуществлять свою деятельность ввиду нехватки средств на уставную деятельность, размер которых зависит от дохода, полученного в результате инвестирования пенсионных накоплений. Однако самым важным видится момент непринятия основной частью населения новой модели пенсионной системы, неактивное использование ее возможностей и, как следствие этого, появление низкой вероятности того, что в будущем можно будет решить пенсионные проблемы.

Большинство экспертов также сходятся во мнении, что основная причина низкой активности населения в вопросе самостоятельного участия в формировании будущей пенсии состоит в недоверии к пенсионной системе в целом и к ее элементам в виде НПФ и УК (в частности это обусловлено предшествующим негативным опытом).

Низкая степень участия населения в процессе самостоятельного формирования пенсии обусловлено в первую очередь отсутствием четких гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и резервов, во вторую - отсутствием понимания необходимости проявления активности в данном вопросе с упованием на государственную ответственность и заботу.

Практика стран с развитой, устоявшейся и эффективной пенсионной системой свидетельствует, что в первую очередь необходимо наличие высокой мотивации самих граждан к активному и сознательному участию в процессе формирования будущей пенсии.

Пенсионная система вызывала и вызывает массированную критику специалистов. Некоторые из них обращают внимание на то, что в России фактически введена принудительная накопительная пенсионная система вместо распределительной. При этом необходимо отметить, что распределительная пенсионная система существует и успешно функционирует во всех развитых странах Европы, в Канаде, Японии и др. Это система коллективной защиты застрахованных от возможных социальных рисков. Ее надежность обусловлена тем, что численность застрахованных, за которых в обязательном порядке уплачиваются страховые платежи, всегда значительно превышает число тех, кто получает те или иные виды материального обеспечения за счет них. Накопительные системы действуют во многих развитых странах, но не как обязательные, а как дополняющие распределительные.

Отрицательной оценки заслуживает отказ законодателя от норм, устанавливающих размер пенсии в определенной пропорции к заработку, получаемому перед ее назначением, и исчисление пенсий из страховых взносов работников.

Современное пенсионное законодательство не позволяет решить задачу сохранения после выхода на пенсию уровня жизни, соизмеримого с доходом в период трудовой деятельности. Основанием для такой пессимистической оценки служит целый ряд положений нового законодательства, главное из которых - снижение коллективно-распределительных механизмов и связанные с этим новые правила исчисления размеров пенсий (зависимость от суммы страховых взносов).

Необходимость реформирования пенсионной системы мотивировалась и мотивируется в первую очередь демографическими причинами. Так, к 2016 г. на 1000 человек трудоспособного возраста увеличится до 428 человек.

Подводя итог, необходимо еще раз заострить внимание на том, что пенсионная система является одной из важных составляющих финансовой системы современного государства - ежегодно через нее перераспределяется существенная доля ВВП страны. В последние десятилетия многие страны столкнулись с необходимостью реформирования действующих пенсионных систем, вызванной изменением социально-экономических и демографических условий.

Российская пенсионная система за последние 15 лет также претерпела существенные изменения, связанные, в первую очередь, с проведением экономических реформ при переходе России к рыночным отношениям. Опираясь на мировой опыт, финансовые ресурсы государственной пенсионной системы были выделены в самостоятельный государственный внебюджетный фонд - Пенсионный фонд России (ПФР), стали укрепляться страховые принципы в пенсионном обеспечении, получили развитие различные формы добровольного негосударственного пенсионного обеспечения.

Вместе с тем по-прежнему нерешенными остаются проблемы низкого уровня пенсий, уровня замещения пенсией ранее зарабатываемого дохода, неадекватной трудовому вкладу дифференциации размеров трудовых пенсий, низкой заинтересованности граждан в участии в пенсионной системе. Такая ситуация складывается на фоне крайней финансовой неустойчивости Пенсионного фонда России. Негосударственное пенсионное обеспечение не заняло должного места в национальной пенсионной системе и пока не оказывает значительного влияния на совокупные размеры пенсий.

3. Пенсионная реформа в Российской Федерации

Реализуемая в настоящее время Программа пенсионной реформы, равно как и рассматриваемые предложения по реформе пенсионного обеспечения на среднесрочную перспективу, определяет государственное пенсионное страхование следующим образом:

1.Государственное пенсионное страхование является одним из видов государственного социального страхования, реализуемого через систему финансовых, организационных мер и правовых норм, направленных на гарантированное государственное обеспечение граждан трудовыми пенсиями за счет обязательных страховых взносов.

2.Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на материальное обеспечение граждан в случае утраты ими заработка вследствие инвалидности, старости, потери кормильца и других случаев, установленных законодательством.

Таким образом, государственное пенсионное страхование - это совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих обязательный характер для субъектов трудовых отношений, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и для других граждан, и обеспечивающих реализацию гражданами права на получение пенсии из средств бюджета государственного пенсионного страхования, формируемого за счет страховых взносов работодателей и граждан.

Социальная сущность пенсионного страхования заключается в перераспределении риска наступления страхового случая между застрахованными, с одной стороны, и всеми работодателями - с другой; между поколениями застрахованных и работодателей, живущими и работающими на предприятиях в разных регионах страны, занятых на предприятиях различных отраслей и т.д.

Основная особенность пенсионной системы в нашей стране заключается в том, что действуют специальные пенсионные схемы, в состав которых входят отдельные категории граждан из числа главным образом государственных служащих: военные, служащие правоохранительных органов, определенных сфер государственной власти и т.д.

Законодательство о пенсионном страховании в Российской Федерации опирается на положения Конституции РФ, гарантирующие всем гражданам страны материальное обеспечение при достижении установленного законодательством возраста, а также при утрате работоспособности.

Пенсионные законодательные акты и нормативные документы, направленные на их реализацию, обеспечивают, с одной стороны, социально-трудовую ориентированность, с другой - экономическую устойчивость системы обязательного пенсионного страхования и ее сбалансированность в рамках рыночной экономики России.

Реформа пенсионной системы, осуществление которой началось с 1 января 2002 года, - долгосрочная экономическая программа, поскольку предусматривает переход (рассчитана на 15-20 лет) от солидарно-распределительной пенсионной системы, сформированной за 70-летний советский период, к комбинированной пенсионной системе, сочетающей в экономически и социально обоснованных пропорциях распределительные и накопительные элементы.

Центральное место в системе правовых актов пенсионной реформы занимают следующие Федеральные законы:

"О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ;

"О государственном пенсионном  обеспечении в РФ" от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ;

"Об обязательном пенсионном  страховании в РФ" от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ;

"Об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в РФ" от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ.

Ключевой нормативный документ системы законодательных актов пенсионной реформы - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, поскольку в нем определены права граждан на государственное пенсионное обеспечение, условия установления и размеры всех видов трудовых пенсий.

В связи с его принятием одновременно утратил силу действующий более десятилетия Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20 ноября 1990 г. № 340-1, а также Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ, вступивший в силу с 1998 г.

Любые изменения являются относительными и всегда сопряжены с улучшением для одних категорий и ухудшением для других. Проведенная пенсионная реформа - также не исключение: для значительного контингента пенсионеров и застрахованных лиц ее положение повлекли за собой существенные ограничения пенсионных прав застрахованных лиц и пенсионеров. Однако данным Законом предусмотрено, что во всех случаях эти изменения не могут повлечь за собой каких-либо ухудшений материального положения нынешних пенсионеров, пенсия которым назначена по условиям "старого" Закона РФ № 340-1.

Достаточно радикальное изменение законодательной базы было обусловлено изменением условий назначения, самой формулой исчисления размера трудовой пенсии и порядка ее индексации.

Не менее серьезные изменения претерпели механизмы осовременивания назначенных пенсий для поддержания жизненного уровня и коэффициента замещения заработка, утраченного в результате наступления соответствующего страхового случая. Если раньше индексация трудовых пенсий осуществлялась исходя из темпов роста средней заработной платы в экономике, то теперь размеры индексации будут определяться также с учетом темпов инфляции, роста доходов Фонда, динамикой численности получателей пенсий.

Закон РФ № 173-ФЗ изменил режим предоставления пенсий по условиям труда. Предусматривается постепенный перевод основной части в профессиональные пенсионные системы с финансированием по дополнительному тарифу, что позволит Пенсионному фонду РФ ликвидировать статьи расходов, не обеспеченные страховыми взносами.

Учитывая, что пенсионная реформа затронула интересы нескольких поколений граждан, то большое внимание в данном Законе уделено переходному периоду, в течение которого будут выходить на пенсию застрахованные в системе государственного пенсионного страхования лица, имеющие комбинированный стаж работы как в условиях старого (Закона РФ № 340-1), так и нового (Закона РФ № 173-ФЗ) законодательства. Для обеспечения сохранности и объективной оценки их пенсионных прав предусмотрена специальная схема их конвертации.

Статьей 2 Закона РФ № 173-ФЗ определены важнейшие понятия, являющиеся новыми для российского законодательства.

В новом Законе сохраняются старые нормы о праве выбора пенсии(при наличии права на одновременное получение трудовых пенсий нескольких видов) и а праве на получение двух пенсий в соответствии с Федеральным Законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ.

В период после начала пенсионной реформы развития системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия адекватной нормативной правовой базы. Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов и степени доверия к ним населения.

Информация о работе Сущность пенсионной реформы в РФ