Сущность политической власти и признаки её легитимности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
1. Понятие «Власть» и сущность политической власти …………….5
2. Политическая власть как особый вид власти ……………………..8
3. Легитимность власти …………………………………………………10
4. Источники легитимности …………………………………………….17
5. Соотношение легитимности и эффективности власти…………...20
6. Легитимность власти в современной России ……………………...22
Заключение ……………………………………………………………………27
Список используемых источников ………………………………………...29

Файлы: 1 файл

социология управления. реферат.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ  

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«ЧИТИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Заочный факультет 

Институт  экономики и управления 

Кафедра ГМУ и П 
 
 

                                            

Реферат

Дисциплина: Социология управления

Тема: Сущность политической власти и признаки её легитимности

 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: ст. гр. ГМУз - 06

                                                                                                       Лончакова М.И.

                                                                                 Зачетная книжка    №262526

                                                                                 Проверил:________________

  
 
 

Чита-2011

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………..3

  1. Понятие «Власть» и сущность политической власти …………….5
  2. Политическая власть как особый вид власти ……………………..8
  3. Легитимность власти …………………………………………………10
  4. Источники легитимности …………………………………………….17
  5. Соотношение легитимности и эффективности власти…………...20
  6. Легитимность власти в современной России ……………………...22

Заключение  ……………………………………………………………………27

Список  используемых источников ………………………………………...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Понятие власти является одним из центральных  в политологии. Оно дает ключ к  пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее  значение для понимания природы  политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

       Разгадка  феномена власти, приращение всякого  нового знания о природе власти и  механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое "архе", обозначавшее "власть" или "главенство", имело и другое значение - первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

       Власть  в социуме может быть определена скорее как регулятор общественных отношений, механизм тотального социального  общения, когда каждый связан с каждым, как своего рода способ человеческой самоорганизации и принцип коллективного саморегулирования.

       Характерна, например следующая мысль: "политическая наука становится равнозначной исследованию власти. Это наука о действительной воле к власти и её рациональной координации в обществе".

     Трансформации политических систем, ставшие неотъемлемой чертой конца XX – начала XXI века, неизбежно  сказываются на стабильности политических институтов и способах их функционирования. В полной мере это имеет отношение и к проблеме власти.

     Эффективность политического режима в условиях трансформации политической системы  требует согласованности политических факторов по вопросу права на использование власти. Легитимируясь, политический фактор одновременно решает задачу доверия граждан к осуществляемой им политике. Легитимация политической власти в условиях трансформаций представляется довольно сложной задачей, во многом зависящей от того, насколько политический фактор способен договориться с обществом, организовав с ним своевременный и эффективный диалог. Действительно, позитивное отношение граждан к политической власти и её решениям и действиям, ценностям, социальным ориентациям, высокая степень её кредитоспособности выступают условиями и показателями её легитимности.

     Дееспособность  власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние  власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие.  

     Легитимность  означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

     Для тех, кто реально управляет обществом, для политической элиты и государственных чиновников, эффективность их власти определяется степенью достижения поставленных целей.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  лигитимность власти в современное  время является одним из элементов  демократического режима, в котором  дополнительным источником легитимности власти экономическая и социальная эффективность режима, выражающаяся в высоком уровне жизни населения, на данном этапе жизни наша власть пытаеться стремиться к этому совершенству. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам.

     Цель  данной работы в том чтобы, раскрыть сущность политической власти и признаки её легитимности.

    1. Понятие «Власть» и сущность политической власти

     Понятие "власть" относится к числу  широко употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т. д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.

     Власть  выступает главным объектом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что такое «власть» — абстракция, символ или реальное действие? Ведь можно говорить о власти человека, организации, общества, но одновременно и о власти идей, слов, законов. Что заставляет человека, общество подчиняться кому-либо или чему-либо — боязнь насилия или желание повиноваться? При всей своей таинственности и неопределенности власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, ее возвышали до небес и «втаптывали в грязь».

     Политическая  власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по  отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

     Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

     Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к власти. Помимо желания руководить субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие в разной степени наделены этими качествами.

     Субъект определяет содержание властного отношения  через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение  объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований, во многом зависит отношение к нему объекта, т. е. исполнителя - второго важнейшего элемента власти,

     Власть возможна только при условии подчинения объекта субъекту. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной коли есть выбор, хотя и крайний - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге «лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях».

     Впрочем, масштабы отношения объекта к  субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение добровольно, с радостью воспринимаемого повиновения. В принципе подчинение так же соответственно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект и т. д.

     Вместе  с тем, мотивация подчинения достаточно сложна.

     Она может основываться на страхе перед  санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом носителем власти у подчиненных. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т. е. способность ее субъекта влиять на объект.

     Сила  власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой наказания, как правило, имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния.

     Сравнительно  безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка - надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни.

     Наиболее  стабильной является власть, построенная  на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и т. д.

     Вывод: одной из наиболее благоприятных, для власти, мотивации подчинения является авторитет. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые обеспечивают их повиновение без угрозы санкций или убеждения. В зависимости от тех качеств, которые лежат в его основе, авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т. д. Без авторитета власть не может быть прочной и эффективной.

     Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность. 
 
 
 
 
 

    1. Политическая  власть как особый вид власти

     Особым  и наиболее известным видом власти является власть политическая. Ее нередко  отождествляют с властью принудительной, т. к. она выражается в реальной способности  социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи особой системы средств государственно-правового воздействия или принуждения, в основном независимо от того, нравится или не нравится это массе людей.

     Политическая  власть характеризуется рядом отличительных  признаков:

     1. Сущностным признаком политической власти является её опора на государство, что позволяет ей легально использовать силу в пределах территории данного государства. Но в, то, же время политическая власть отнюдь не сводится к применению или угрозе применения силы. Насилие, физическое принуждение вообще могут использовать и неполитические структуры (семья, преступные группировки и т. д.). Что же касается политической власти, то она включает практически все известные ресурсы власти: и материальное принуждение или стимулирование, и идеологическое манипулирование, традиционное обоснование и освящение.

Информация о работе Сущность политической власти и признаки её легитимности