Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:14, реферат
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Введение ………………………………………………………………………..3
1. Понятие «Власть» и сущность политической власти …………….5
2. Политическая власть как особый вид власти ……………………..8
3. Легитимность власти …………………………………………………10
4. Источники легитимности …………………………………………….17
5. Соотношение легитимности и эффективности власти…………...20
6. Легитимность власти в современной России ……………………...22
Заключение ……………………………………………………………………27
Список используемых источников ………………………………………...29
Политическая система современных государств включает элементы всех трех типов власти. В политической системе США доминирует легальная бюрократия, но в ней присутствуют и другие элементы, например, харизматические.
Итак,
два однокоренных латинских слова
породили два различных термина.
Первый шире второго. Легитимный означает
узаконивание через традиции, харизму
и закон, т.е. через все три указанных выше
источника законной власти. Легальный
обозначает только одну разновидность
законной власти - установленную с помощью
юридических документов, формального
закона. Поэтому мы имеем право говорить
о трех разновидностях легитимной власти,
одной из которых выступает легальная.
В
настоящее время в политической
науке принято более конкретно
подходить к понятию
Население. Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Положительное отношение населения к политике властей и признание им правомочности правящей элиты формируются по любым проблемам, оказывающимся в фокусе общественного мнения. Одобрение и поддержка населением властей связаны с разнообразными политическими и гражданскими традициями, механизмами распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых «верхами» и «низами» ценностей, определенной организацией государства и общества. Это заставляет относиться к легитимности как к политико-культурной характеристике властных отношений.
Население, как уже отмечалось, может поддерживать правителей и тогда, когда они плохо управляют государством. В силу этого такая легитимность может формироваться даже в условиях снижения эффективности правления. Поэтому при такой форме легитимности во главу угла ставится не зависящая от формально-правовых установлений реальная расположенность и комплиментарность граждан к существующему режиму.
Правительство.
В то же время легитимность может инициироваться
и формироваться не населением, а самим
государством (правительством) и политическими
структурами (проправительственными партиями),
побуждающими массовое сознание воспроизводить
положительные оценки деятельности правящего
режима. Такая легитимность базируется
уже на праве граждан выполнять свои обязанности
по поддержанию определенного порядка
и отношений с государством. Она непосредственно
зависит от способности властей, элитарных
структур создавать и поддерживать убеждения
людей в справедливости и оптимальности
сложившихся политических институтов
и проводимой ими линии поведения.
Для
формирования такой легитимности громадное
значение приобретают институциональные
и коммуникативные ресурсы
Внешние факторы. Легитимность может формироваться и внешними политическими центрами — дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при выборах руководителей государства, в условиях международных конфликтов.
Категория легитимности применима и для характеристики самих политиков, различных институтов, норм и отдельных органов государства.
Т.е.
и внутри государства различные
политические субъекты могут обладать
разным характером и иметь разный уровень
поддержки общественным или международным
мнением. Например, институт президента
в Югославии пользовался широкой поддержкой
внутри страны, но решительно осуждался
на международной арене, где многие страны
признают Милошевича военным преступником.
Или наоборот, отдельные политики или
партии на родине могут подвергаться остракизму,
а за рубежом пользоваться поддержкой
как представители демократического движения.
Так, население может поддерживать парламент
и протестовать против деятельности правительства,
а может поддерживать президента и негативно
относиться к деятельности представительных
органов. Таким образом, легитимность
может обладать различной интенсивностью,
давая возможность устанавливать иерархические
связи между отдельными политиками и органами
власти.
Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только ценностным — с позиций норм нравственности, но и инструментальным — оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.
Эффективность власти — это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций) граждан и, прежде всего наиболее влиятельных слоев — элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти — два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.
Несмотря на мотивационные различия легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете, любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бразилии, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.
Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотов в «третьем мире». В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран. Это связано с разрушением там традиционных, идеологических и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам.
Неспособность
правящих режимов таких государств
вывести свои страны из кризиса подрывает
доверие населения к
Политическая
власть распределена в обществе неравномерно.
В любой стране мира, как в древности,
так и сегодня, большинство людей, не принимает
непосредственного систематического
участия в политике и управлении государством.
Даже в условиях демократии (подробно
о демократии см. разд. IV), основанной на
признании граждан, народа источником
власти, реальными повседневными ее носителями
являются политические элиты и лидеры.
Государственную власть можно рассматривать как способ управления общественными процессами с помощью общеобязательных (правовых) средств регламентации правил и норм социального взаимодействия и поведения. Существует две модели государственной власти: 1) авторитарно-властного господства и 2) авторитетно-властного полномочия. В первой модели доминируют механизмы принуждения и насилия, во второй - убеждения и влияния.
Государственная власть в выполнении своих функций может основываться на силе или легитимности. В первом случае "управляющие" стремятся реализовать принятые решения вопреки желанию "управляемых", во втором, наоборот, опираясь на их добровольное согласие или даже солидарность. Государственная власть не может долгое время опираться на силу: "Штыки хороши всем, кроме одного, - на них нельзя сидеть" (Ш. Талейран). Такая власть не может быть в длительной перспективе социально эффективной, ибо "управляемые" с помощью силы внутренне не расположены к реализации принятых властью решений.
Поэтому государственная власть, чтобы быть успешной, должна быть, прежде всего, легитимной. Легитимность государственной власти часто отождествляют с ее юридически-правовой законностью. Однако это свидетельствует не о легитимности власти, а о ее легальности. Власть легитимна в том случае, если "управляемые" признают за ней право управлять вообще, и именно так, как это делается в данный момент.
Легитимация государственной власти - взаимообусловленный процесс "самооправдания" и рационального обоснования собственной власти "управляющими" и "оправдания" и признания этой власти "управляемыми".
Легитимность государственной власти не может носить всеобщего характера, поскольку в обществе всегда есть социальные группы, которые негативно относятся к ней и ее политике.
Легитимность
государственной власти в России
обусловливаем символическим
Легитимность государственной власти в России во многом определялась также тем, насколько она соответствовала "образу" идеальной власти, сформированному в контексте культурных архетипов "безмолвствующего" большинства. Большую роль в легитимации государственной власти играла рациональная интерпретация на уровне менталитета различных социальных групп результатов ее деятельности, степени соответствия их ожиданиям этих социальных групп и общества в целом.
Информация о работе Сущность политической власти и признаки её легитимности