Сущность политической власти и признаки её легитимности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
1. Понятие «Власть» и сущность политической власти …………….5
2. Политическая власть как особый вид власти ……………………..8
3. Легитимность власти …………………………………………………10
4. Источники легитимности …………………………………………….17
5. Соотношение легитимности и эффективности власти…………...20
6. Легитимность власти в современной России ……………………...22
Заключение ……………………………………………………………………27
Список используемых источников ………………………………………...29

Файлы: 1 файл

социология управления. реферат.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)
y">     Комбинация  типов власти. В чистом виде указанные типы власти встречаются редко. Гораздо чаще можно увидеть их комбинацию. Главы Католической и Православной церкви, как и стоящие ниже по иерархической лестнице священнослужители, выступают для прихожан одновременно как: а) харизматические лидеры; б) традиционные руководители; в) легальные правители. Однако, церковь, пожалуй, единственный институт общества, где три типа власти представлены почти в полном объеме. Чаще бывает так, что легальное правление выступает основой управленческой иерархии, а традиционность и харизматичность добавляются в различных пропорциях. Харизматическому лидеру люди подчиняются добровольно, с энтузиазмом и самопожертвованием. Это как раз то, чего добиваются все правители. Но достигают очень немногие. В каждом столетии, если говорить о главах государств, найдется не более пяти по-настоящему харизматических лидеров. Хотя некоторые периоды истории, как, например, XX столетие, могут быть более урожайными. Большинство монархов довольствовалось властью на основе закона и традиции. Власть Сталина и Гитлера нельзя назвать традиционной, но можно - харизматической и легальной. В молодых демократиях легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства.

     Политическая  система современных государств включает элементы всех трех типов  власти. В политической системе США доминирует легальная бюрократия, но в ней присутствуют и другие элементы, например, харизматические.

     Итак, два однокоренных латинских слова  породили два различных термина. Первый шире второго. Легитимный означает узаконивание через традиции, харизму и закон, т.е. через все три указанных выше источника законной власти. Легальный обозначает только одну разновидность законной власти - установленную с помощью юридических документов, формального закона. Поэтому мы имеем право говорить о трех разновидностях легитимной власти, одной из которых выступает легальная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Источники легитимности

    В настоящее время в политической науке принято более конкретно  подходить к понятию легитимности, фиксируя значительно более широкий  круг ее источников и форм. Так, в качестве основных источников легитимности, как правило, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.

    Население. Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Положительное отношение населения к политике властей и признание им правомочности правящей элиты формируются по любым проблемам, оказывающимся в фокусе общественного мнения. Одобрение и поддержка населением властей связаны с разнообразными политическими и гражданскими традициями, механизмами распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых «верхами» и «низами» ценностей, определенной организацией государства и общества. Это заставляет относиться к легитимности как к политико-культурной характеристике властных отношений.

    Население, как уже отмечалось, может поддерживать правителей и тогда, когда они  плохо управляют государством. В силу этого такая легитимность может формироваться даже в условиях снижения эффективности правления. Поэтому при такой форме легитимности во главу угла ставится не зависящая от формально-правовых установлений реальная расположенность и комплиментарность граждан к существующему режиму.

    Правительство. В то же время легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а самим государством (правительством) и политическими структурами (проправительственными партиями), побуждающими  массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. Такая легитимность базируется уже на праве граждан выполнять свои обязанности по поддержанию определенного порядка и отношений с государством. Она непосредственно зависит от способности властей, элитарных структур создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения.                                                                                         

    Для формирования такой легитимности громадное  значение приобретают институциональные  и коммуникативные ресурсы государства. Правда, подобные формы легитимности нередко оборачиваются излишней юридизацией, позволяющей, в конечном счете, считать любое институционально и законодательно оформленное правление узаконенным правом властей на применение принуждения. Таким образом, легитимность, по сути, отождествляется с легальностью, законностью, юридической обоснованностью государственной власти и закрепленностью ее существования в обществе.

    Внешние факторы. Легитимность может формироваться и внешними политическими центрами — дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при выборах руководителей государства, в условиях международных конфликтов.

    Категория легитимности применима и для  характеристики самих политиков, различных  институтов, норм и отдельных органов  государства.

    Т.е. и внутри государства различные политические субъекты могут обладать разным характером и иметь разный уровень поддержки общественным или международным мнением. Например, институт президента в Югославии пользовался широкой поддержкой внутри страны, но решительно осуждался на международной арене, где многие страны признают Милошевича военным преступником. Или наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться остракизму, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения. Так, население может поддерживать парламент и протестовать против деятельности правительства, а может поддерживать президента и негативно относиться к деятельности представительных органов. Таким образом, легитимность может обладать различной интенсивностью, давая возможность устанавливать иерархические связи между отдельными политиками и органами власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Соотношение легитимности и эффективности  власти

       Легитимность  власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только ценностным — с позиций норм нравственности, но и инструментальным — оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.

       Эффективность власти — это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций) граждан и, прежде всего наиболее влиятельных слоев — элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти — два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

       Несмотря  на мотивационные различия легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете, любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бразилии, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.

       Однако  достичь эффективности, не обладая  легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотов в «третьем мире». В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран. Это связано с разрушением там традиционных, идеологических и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам.

       Неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает  доверие населения к рационально-правовым способам легитимации. Для большинства  из них, относительно слабо укорененных  в политической культуре демократических  ценностей, укрепление легитимности власти, возможно, прежде всего, на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.

       Политическая  власть распределена в обществе неравномерно. В любой стране мира, как в древности, так и сегодня, большинство людей, не принимает непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии (подробно о демократии см. разд. IV), основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными повседневными ее носителями являются политические элиты и лидеры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Легитимность  государственной власти в современной России

      Государственную власть можно рассматривать как  способ управления общественными процессами с помощью общеобязательных (правовых) средств регламентации правил и норм социального взаимодействия и поведения. Существует две модели государственной власти: 1) авторитарно-властного господства и 2) авторитетно-властного полномочия. В первой модели доминируют механизмы принуждения и насилия, во второй - убеждения и влияния.

      Государственная власть в выполнении своих функций  может основываться на силе или легитимности. В первом случае "управляющие" стремятся реализовать принятые решения вопреки желанию "управляемых", во втором, наоборот, опираясь на их добровольное согласие или даже солидарность. Государственная власть не может долгое время опираться на силу: "Штыки хороши всем, кроме одного, - на них нельзя сидеть" (Ш. Талейран). Такая власть не может быть в длительной перспективе социально эффективной, ибо "управляемые" с помощью силы внутренне не расположены к реализации принятых властью решений.

      Поэтому государственная власть, чтобы быть успешной, должна быть, прежде всего, легитимной. Легитимность государственной власти часто отождествляют с ее юридически-правовой законностью. Однако это свидетельствует не о легитимности власти, а о ее легальности. Власть легитимна в том случае, если "управляемые" признают за ней право управлять вообще, и именно так, как это делается в данный момент.

      Легитимация государственной власти - взаимообусловленный  процесс "самооправдания" и рационального  обоснования собственной власти "управляющими" и "оправдания" и признания этой власти "управляемыми".

      Легитимность  государственной власти не может  носить всеобщего характера, поскольку в обществе всегда есть социальные группы, которые негативно относятся к ней и ее политике.

      Легитимность  государственной власти в России обусловливаем символическим капиталом, которым она располагала. Этот капитал  формировал в нормативно-ценностном пространстве власти "духи государства" (П. Бурдье) в виде национально-государственной идеи. Эта идея "оправдывала" существующий в стране "порядок" и задавала для "семьи-нации" "общее дело". Консолидируя на этой основе общество, государственная власть тем самым на время обеспечивала себе легитимность, вплоть до солидарности особой значительной его части.

      Легитимность государственной власти в России во многом определялась также тем, насколько она соответствовала "образу" идеальной власти, сформированному в контексте культурных архетипов "безмолвствующего" большинства. Большую роль в легитимации государственной власти играла рациональная интерпретация на уровне менталитета различных социальных групп результатов ее деятельности, степени соответствия их ожиданиям этих социальных групп и общества в целом.

Информация о работе Сущность политической власти и признаки её легитимности