Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:59, реферат
Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения.
Введение 3-5
Глава I Социальное обеспечение: понятие, виды, принципы,
источники. 6 - 10
Глава II Сущность видов социального обеспечения 11-30
2.1. Государственные пенсии (виды, условия предоставления,
способы начисления) 11-19
2.2.Социальные пособия как вид социального обеспечения
(виды, условия представления, способы начисления). 19-26
2.3.Социальные пособия как вид социального обеспечения
(виды, условия представления, способы начисления). 27-28
2.4.Социальные пособия как вид социального обеспечения
(виды, условия представления, способы начисления). 28–30
Глава III. Предложения и рекомендации в плане
реформирования и совершенствования видов социального
обеспечения, их финансовой организации. 31-36
Заключение 37-40
Список литературы 41
Приложение 42-45
По новому законодательству пенсия за выслугу лет наряду с трудовой пенсией по старости устанавливается еще и для государственных служащих
Предполагается, что профессиональное пенсионное страхование лиц, занятых в работах с особыми условиями труда, будет осуществляться в форме предоставления профессиональных пенсий исходя из сумм пенсионных накоплений, отраженных на специальной части индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ, и профессиональной пенсии исходя из сумм пенсионных накоплений в негосударственных профессиональных пенсионных системах.
Наряду с трудовыми пенсиями и новым, и старым законодательством предусмотрены социальные пенсии, которые назначаются гражданам, не имеющим по каким – либо причинам права на трудовую пенсию. Социальная пенсия устанавливается:
1) инвалидам I, II и III групп.
2)детям – инвалидам в возрасте до 16 лет;
3) детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;
4) гражданам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет.
По старому законодательству социальная пенсия устанавливается в твердой сумме дифференцированно для различных социальных категорий нетрудоспособных граждан, так:
1. инвалидам с детства I, II групп, инвалидам I группы, детям – инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей – в размере минимальной пенсии по старости;
2.инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям, потерявшим одного из родителей, и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости;
3. инвалидам III группы в размере ½ минимальной пенсии по старости.
Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.
К социальной пенсии предусмотрены надбавки: надбавка на уход инвалидам с детства I группы и детям – инвалидам, а также надбавки на уход за пенсионерами, участниками Вов.
2.2 Социальные пособия
как вид социального
В системе социальной защиты населения важное место принадлежит различным видам пособий.
Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:
- пособие по временной нетрудоспособности;
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- ежемесячное пособие на ребенка;
- пособие по безработице;
- единовременное пособие
- единовременное пособие военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы
- социальное пособие на
Порядок обеспечения пособием по нетрудоспособности утвержден Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Данное пособие является основным по системе социального обеспечения. Оно назначается всем работающим по найму (т. е. на основе трудового договора), а также иным лицам, если они в период работы подлежали обязательному государственному социальному страхованию.
Право на пособие по временной нетрудоспособности возникает у работника, в случае наступления нетрудоспособности в период работы, включая время испытания и день увольнения, а также в случае подтверждения факта временной нетрудоспособности больничным листком.
Пособие по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, рабочим и служащим выдается в размере 100% заработка, независимо от непрерывного стажа работы. В других случаях наступления нетрудоспособности пособие выдается в зависимости от непрерывного стажа работы: при стаже до трех лет – 50%, от трех до пяти лет – 60%, от пяти до восьми и свыше восьми лет 100% заработка. Рабочим и служащим, не достигшим 18-летнего возраста, пособие выплачивается в размере 60% заработка, независимо от стажа непрерывной работы. В размере 100% заработка и независимо от стажа пособие выдается работающим инвалидам Вов и лицам, приравненным к ним.
Российское законодательство содержит комплекс правовых норм, предусматривающих права и льготы беременным женщинам, в том числе право на предоставление пособия по беременности и родам, целевое назначение которого возместить женщине утраченный заработок, способствовать охране здоровья в период беременности, восстановлению здоровья после родов, обеспечению материнского ухода за ребенком в первые месяцы его жизни.
Данное пособие выдается:
- женщинам, подлежащим социальному страхованию, а также женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их безработными;
- женщинам, обучающимся с отрывом
от производства в
- женщинам, проходившим военную службу по контракту и в качестве рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;
- женщинам из числа
гражданского персонала
- женщинам, указанным выше, при усыновлении ими ребенка (детей).
Указанные пособия выплачиваются за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух и более детей – 110) календарных дней после родов. Отпуск исчисляется суммарно и представляется полностью, независимо от числа дней, использованных до родов.
Пособие по беременности и родам установлено в размере:
1. среднего заработка
по месту работы – женщинам,
подлежащим государственному
2. минимального размера
оплаты труда – женщинам, уволенным
в связи с ликвидацией
3. стипендии – женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях;
4. денежного довольствия
– женщинам, проходящим военную
службу по контракту и в
качестве рядового и
Единовременное пособие при рождении ребенка – один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей. Оно предназначено для компенсации разовых повышенных расходов семьи, связанных с появлением ребенка и выдается одному из родителей, либо лицу, его заменяющему. В случае рождения (усыновления) двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.
Пособие выплачивается в размере пятнадцатикратного минимального размера труда на день рождения ребенка.
Пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижения им возраста полутора лет выдается:
- матерям либо отцам, другим
родственникам и опекунам, фактически
осуществляющим уход за
- матерям, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях;
- матерям, проходящим военную
службу по контракту и в
качестве лиц рядового и
Ежемесячные пособия за период отпуска по уходу за ребенком выплачиваются в размере минимального размера оплаты труда независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.
Федеральным законом от 24 августа 1995 года предусмотрена возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком по достижения им возраста трех лет. При этом пособие за период после достижения ребенком полутора лет и до исполнения трех лет выплачивается в размере половины минимального размера оплаты труда.
Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж. За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы.
Целевое назначение ежемесячного пособия на ребенка – оказание государственной помощи в содержании и воспитании детей, которые в силу возраста еще не могут в полной мере участвовать в общественном производстве.
Пособие выдается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до 18 лет).
Размер ежемесячного пособия на ребенка устанавливается исходя из минимума оплаты труда, установленного федеральным законом, и составляет, по общему правилу, 70% этой суммы на каждого ребенка.
Выплачивается данное пособие за счет средств бюджетов разных уровней.
На территории РФ каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела или праха в соответствии с законодательством.
В настоящее время действует Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» (с изменениями и дополнениями). Он предусматривает выплату социального единовременного пособия на погребение и устанавливает перечень услуг на погребение, которые предоставляются гражданам бесплатно.
Еще одним видом социальной поддержки населения является выплата безработным пособия по безработице. Решение о назначении пособия принимается службой занятости населения одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном Законом РФ от 19 апреля 1991 г. о занятости населения.
Пособие начисляется службой занятости с первого дня признания гражданина безработным за фактическое количество календарных дней безработицы (включая выходные и праздничные дни) в каждом месяце исходя из среднего размера пособия.
Размеры пособий дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными:
1. безработным гражданам,
2. уволенным из организации по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, и гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие выплачивается в размере минимального размера оплаты труда.
Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Пособие выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.
В регионах предпринимаются
попытки ввести проверку
Так, в целом по стране в 1997 г. плановая потребность в финансировании детских пособий составила 27,2 млрд р., задолженность по их выплате к 1999г. достигла более 7 месяцев. В результате 64% семей с доходом ниже прожиточного минимума вообще не получают пособий на ребенка, а эта прибавка могла бы составить от 20 до 50% их дохода. В то же время 60 % всех выплачиваемых пособий направляются обеспеченным и наиболее обеспеченным семьям, для которых пособие на ребенка составляет лишь 1 – 3% дохода семьи.
Аналогичная картина наблюдается и по другим социальным выплатам и льгота. Более 40% суммы пособий по безработице приходится на наиболее обеспеченные семьи, а на безработных из 10% самых бедных семей – лишь 1%. Обеспеченные семьи аккумулируют 72% всей суммы льгот на приобретение лекарств, а наименее обеспеченные – только 28%. Около 65% пособий по временной нетрудоспособности получают в самых обеспеченных семьях и лишь 11% - в самых необеспеченных. В обеспеченные семьи направляется 83% всей суммы пособий по беременности и родам. Подобная ситуация типична и для дотаций на санаторно-курортное обслуживание (10% льгот приходится на наименее обеспеченных, 44% - на наиболее обеспеченных) и на транспорт (92% студенческих транспортных льгот достается студентам из обеспеченных семей, 62%аналогичных льгот пенсионерам также сконцентрировано в семьях с наиболее высокими доходами).
Можно привести более конкретный пример, касающийся льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и за пользование телефоном, предоставляемых работникам органов прокуратуры. Более 60% всей суммы этих льгот приходится на семьи с доходами выше двух прожиточных минимумов.
2.3Социальные услуги как вид социального обеспечения.
Расходы на оказание социальной помощи на 1999г. составили 7,9% общих расходов консолидированного бюджета РФ. В федеральном бюджете доля их составляет 7,2%, а в бюджетах территорий – 8,5%.