Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:59, реферат
Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения.
Введение 3-5
Глава I Социальное обеспечение: понятие, виды, принципы,
источники. 6 - 10
Глава II Сущность видов социального обеспечения 11-30
2.1. Государственные пенсии (виды, условия предоставления,
способы начисления) 11-19
2.2.Социальные пособия как вид социального обеспечения
(виды, условия представления, способы начисления). 19-26
2.3.Социальные пособия как вид социального обеспечения
(виды, условия представления, способы начисления). 27-28
2.4.Социальные пособия как вид социального обеспечения
(виды, условия представления, способы начисления). 28–30
Глава III. Предложения и рекомендации в плане
реформирования и совершенствования видов социального
обеспечения, их финансовой организации. 31-36
Заключение 37-40
Список литературы 41
Приложение 42-45
Программно – целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети - сироты», «Дети - инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.
2.4.Социальные выплаты и льгот
Социальная льгота – способ повышения уровня жизни субъекта, позволяющий ему полнее удовлетворять свои потребности и выражающийся как в предоставлении ему дополнительных особых преимуществ, так и в освобождении от ряда обязанностей. Таким образом, льготы устанавливаются для тех категорий населения, интересы которых не могут получить денежного обеспечения в рамках общих правил, поскольку эти категории имеют специфические особенности, ставящие их в категорию или социально уязвимых (возраст, состояние здоровья), или имеющих особые заслуги (ветераны войны), или находящихся в особых условиях труда.
В настоящее время система
Самыми объемными по затратам льготами в настоящее время являются льготы по оплате проезда на внутригородском и межгородском (включая дальнее сообщение) транспорте, ЖКХ, льготы по налогам с физических лиц, льготы по лекарствам и компенсационные выплаты на питание школьникам и учащимся ПТУ.
На основе данных Минтранса России
были рассчитаны потери от предоставления
льгот по проезду в соответствии
с федеральным
По данным на 1999г., потери от провоза льготников составили:
электротранспорт – 7,245 млрд р. (из них социальные категории получают 6,094 млрд р., профессиональные категории – 1,151 млрд р.);
автобусы – 28,578 млрд р. (социальные категории – 24,041 млрд р., профессиональные категории – 4,537 млрд р.);
метрополитен – 3,224 млрд р. (социальные категории – 2,712 млрд, профессиональные – 0,512 млрд р.)
По данным ФАС, на авиальготы в 1999 г. было затрачено 280,4 млн р.
По данным МПС, на льготы по проезду тратилось в 1999 г.:
В поездах дальнего следования – 5,40 млрд р. (социальные категории – 98%). При этом наибольшие средства приходятся на инвалидов всех категорий – 32,8% затрат и школьников – 24,44%. Использовали право льготного проезда в поездах дальнего следования около 42 млн человек.
В пригородных поездах – 9,77 млрд р. (социальные категории получали 8,57 млрд, профессиональные – 1,2 млрд р.)
Одним из самых «затратных» видов льгот являются льготы по ЖКХ. ПО данным Госкомстата, 1999 г. на предоставление этих льгот было затрачено 12,97 млрд р. Из них социальные категории льготников получали 9,6 млрд р. (74%), профессиональные категории – 2,5 млрд р.(19,3%). Среди социальных льготников больше всего приходится на ветеранов труда – 4,6 млрд р. Данный вид затрат имеет тенденцию к росту.
При составлении федерального бюджета на год утверждаются только средства, направляемые на реализацию федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов». Размер средств, направленных из федерального бюджета, на оплату льгот по ЖКХ, составил в 1998 г. только 5,3%фактических расходов на льготы по ЖКХ в соответствии с законом «О ветеранах». По инвалидам из федерального бюджета было направлено около 5% необходимых затрат. Инвалидам в виде льгот по ЖКХ в 1999 г. было предоставлено более 1,82 млрд р. (14,1% всех затрат на льготы по ЖКХ и 19,0% затрат на социальных льготников). Потери ЖКХ на предоставление льгот достигают 25% от доходов организации.
На третьем месте по величине стоят льготы военнослужащим и уволенным со службы по льготным основаниям ,– 2,05 млрд р. (15,8% всех затрат и 21,3% на социальных льготников).
По данным Минсвязи, ежегодные затраты на льготы по установке телефонов составляют 0,154 млрд р. (социальным льготникам – 0,15 млрд, профессиональным – 0,004 млрд р.). Льготы по пользованию телефонами составляют 1,057 млрд р. (социальным льготникам – 1,067 млрд, профессиональным – 0,008 млрд р.). Всего на предоставление льгот в 1999 г. было затрачено 1,229 млрд р. (социальным льготникам – 1,217 млрд р., профессиональным – 0,012 млрд р.)
По величине затрат на них остальные наиболее затратные льготы следующие:
Льготы по налогам – 44,17 млрд р.;
Дотации на питание школьникам (3% минимального размера оплаты труда за учебный день) – 14,01 млрд р.
Глава III. Предложения и рекомендации в плане реформирования и совершенствования видов социального обеспечения, их финансовой организации.
Будучи органическим
составным элементом
Согласно российскому законодательству, социальные выплаты и льготы предоставляются 2/3 населения страны. В России насчитывается около 150 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций за счет бюджетных средств, охватывающих более чем 200 различных категорий населения (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т. д.).
Маленький размер пособий и льгот не позволяет реально улучшить положение их получателей.
Существует недоучет реального уровня жизни получателей льгот, реальной нуждаемости в них.
Отсутствует приоритетность в предоставлении льгот (выделение приоритетных групп и учета важности, настоятельности потребностей, удовлетворяемых с помощью отдельных льгот в этих группах). Проводимые мероприятия не всегда являются адресными (свидетельство тому – слабая дифференцированность доли государственных трансфертов в денежных доходах богатых и бедных).
Нет четко обозначенного разделения полномочий бюджетов различных уровней в их обеспечении.
Суммарная стоимость всех видов социальной поддержки оценивается в 350 млрд руб. Доля населения, имеющего право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, составляет около 68%, т. е. почти 100 млн человек могут претендовать и реально претендуют на них, причем подавляющее число льгот предоставляется по категориальному принципу.
Очевидно, что реальное бюджетное финансирование социальных расходов в таких масштабах осуществлять достаточно сложно, что приводит к неисполнению федерального законодательства, невыполнению государством своих обязательств перед гражданами и, в конечном счете, к дискредитации государственной власти.
Реформирование социальных льгот необходимо рассматривать в контексте создания целостного механизма реализации социальной политики в условиях перехода к рынку, включающей государственные социальные гарантии, систему поддержки нуждающихся и оптимальный набор льгот, выполняющих специфическую функцию, не сводимую к другим видам социальной политики.
Реформа системы льгот
должна сочетать радикальную отмену
льгот некоторым категориям граждан,
оставить их только людям «за особые
заслуги» перед обществом и
предоставлять льготы преимущественно в форме и в объеме, которые дают возможность пользоваться ими только самому льготнику
перевести часть льгот
в систему социального
обратить особое внимание на реформирование льгот, предоставляемых социальным льготникам, поскольку именно эти льготы являются подавляющими в общем объеме затрат.
перевести часть льгот
в систему государственной
Важнейший вопрос – о распределении ответственности в обеспечении социальных льгот между государством (а в нем – между бюджетами разных уровней), предпринимателями, общественными (благотворительными организациями).
Реформирование механизма предполагает разделение полномочий бюджетов разных уровней, государственных и негосударственных организаций в зависимости от социально-экономического содержания льгот, их адресатов и целей их предоставления.
Источником финансирования льгот для льготников «за особые заслуги», а также реабилитированных, членов семей погибших, жертв экологических катастроф, детей 1 года жизни, инвалидов и детей – инвалидов выступает федеральный бюджет, из которого и должны обеспечиваться льготы, переведенные в систему государственных социальных гарантий.
В сохраненных льготах
по ЖКХ (только ветеранам войны и
приравненным к ним лицам «за
особые заслуги») источником финансирования
выступает долевое участие
При отмене льгот по налогообложению
для некоторых категорий
Также можно перейти
от компенсации потерь от льгот транспортными
предприятиями за счет бюджетов субъектов
РФ и местных бюджетов к выплате
компенсаций непосредственно
Также можно рассмотреть
еще несколько вариантов
1.Возможно расширение
спектра платных социальных
2.Необходима отработка
новых, обоснованных тарифов
- за счет перераспределения
между внебюджетными
- путем введения
- сжатия, компрессии коэффициентов
замещения пособий по
Кроме того, возможна постановка вопроса о дифференциации размера отчислений из централизованной части Государственного фонда занятости населения Российской Федерации субъектам Федерации с учетом уровня безработицы в этих регионах.
3. Развитие институтов
негосударственного
4. Возможно привлечение
средств населения,
5. Необходимо активизировать
участие населения в