Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:05, курсовая работа
Целью данной работы выступает исследование социальной коммуникации в рамках коммуникационного процесса в связях с общественностью. Поставленная цель достигается при решении следующих задач:
1) дать определение понятию социальной коммуникации, объяснить его сущность и содержание;
2) описать основные подходы к изучению социальной коммуникации;
3) рассмотреть основные функции социальной коммуникации;
4) охарактеризовать эффективные методы воздействия на аудиторию;
5) рассмотреть основные способы управления коммуникацией в связях с общественностью;
Введение
Раздел 1. Теоретические основы социальной коммуникации
1.2. Понятие, сущность и основные функции социальной коммуникации
1.2. Основные подходы к изучению социальной коммуникации
Раздел 2. Принципы организации эффективной коммуникации в связях с общественностью
2.1. Эффективные методы воздействия на аудиторию
2.2. Способы управления коммуникацией
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
и профессионального образования
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.Н.ТУПОЛЕВА»
Гуманитарный факультет
Кафедра истории и связей с общественностью
Специальность 030602
Курс III
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы теории коммуникации»
Тема: Связи с общественностью как коммуникационный процесс
Научный руководитель:
Казань 2009
Содержание
Введение
Раздел 1. Теоретические основы социальной коммуникации
Раздел 2. Принципы организации эффективной коммуникации в связях с общественностью
2.1. Эффективные методы воздействия на аудиторию
2.2. Способы управления коммуникацией
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Теория коммуникации чаще всего обращается к значению коммуникации как социальному явлению, то есть к социальной коммуникации.
Понятие социальной коммуникации в современной литературе является более широким и обобщающим. Актуальность данной работы определяется и возрастающим количеством коммуникаций в общественной и деловой жизни и необходимостью их детального исследования для правильной организации коммуникационного процесса связей с общественностью.
Начало изучения теории коммуникации в российской литературе восходит к концу 90-х годов XX века - началу XXI века и содержится в исследованиях Г.Г.Почепцова,1,2 А.Б. Курлова,3 А.В.Курбатова,4 Ф.И. Шаркова,5 которые в своих работах обратили внимание на необходимость специального анализа тех проблем, что затрагивают роль, социальное предназначение, функцию коммуникации и, тем самым, заложили основу теории коммуникации как самостоятельной дисциплины.
Объектом исследования выступает социальная коммуникация.
Предмет исследования - связи с общественностью как коммуникационный процесс.
Целью данной работы выступает исследование социальной коммуникации в рамках коммуникационного процесса в связях с общественностью.
Поставленная цель достигается при решении следующих задач:
1) дать определение понятию социальной коммуникации, объяснить его сущность и содержание;
2) описать основные подходы к изучению социальной коммуникации;
3) рассмотреть основные функции социальной коммуникации;
4) охарактеризовать эффективные методы воздействия на аудиторию;
5) рассмотреть основные способы управления коммуникацией в связях с общественностью;
В работе используются различные отечественные и зарубежные источники. Использованная литература относится к научным изданиям, исследующим как теорию коммуникации, так и другие смежные дисциплины, в которых говорится о коммуникациях и коммуникационных процессах.
Перед началом выполнения работы формулируется гипотеза о том, что организация эффективной коммуникации в связях с общественностью возможна при изучении ее коммуникационного процесса.
Методология исследования включает в себя метод сопоставительного анализа, синтеза, индукции и аналогии.
Сопоставительный анализ дает возможность расчленить теоретические данные, почерпнутые из литературных источников на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности. Затем синтез объединяет все данные, полученные в результате анализа. Но, синтез в исследовании литературного произведения - не простое подведение итогов анализа. Он помогает логически связать основные элементы теории для выведения практических результатов.
Индуктивный метод, в свою очередь, помогает исследовать черты характера главных героев от частного к общему. Можно сделать вывод, установить взаимосвязь между отдельными чертами героев и условий, в которых они пребывают.
Структурно работа имеет два раздела.
В первом разделе дадим определение понятию социальной коммуникации, объясним его сущность и содержание; рассмотрим основные функции социальной коммуникации; опишем основные подходы к изучению социальной коммуникации.
Во втором разделе охарактеризуем эффективные методы воздействия на аудиторию; рассмотрим основные способы управления коммуникацией в связях с общественностью.
Раздел 1. Теоретические основы социальной коммуникации
1.1. Понятие, сущность и основные функции социальной коммуникации
Начало изучения социальной коммуникации как социального института, ее места и роли в системе социального взаимодействия восходит к Г. Лассуэллу. Именно он предложил ставшей классической в социологии формулировку, согласно которой «акт коммуникации» рассматривается по мере ответа на вопросы: кто, что, по какому каналу, кому, с каким эффектом.
В отечественной научной литературе пока не сложилось однозначное толкование термина «социальная коммуникация». Ученые по - разному определяют это понятие: и как «обмен информацией между социальными субъектами» (Ф.И.Шарков),6 и как «взаимодействия людей, обусловленное целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций» (Г.Г. Почепцов)7, и как «информационное воздействие субъекта коммуникации на объект, преследующее цели, заданные субъектом» (Т.В. Науменко).8
В.П. Конецкая относит коммуникативным единицам такие единства формы и содержания, которые не просто представляют (репрезентируют) информацию, а сообщают информацию.9 Это значит, что информация целенаправленна, то есть, адресована определенному получателю и, что очень важно, передает личное отношение говорящего, как к информации, так и (возможно) к адресату. В исследованиях В.П. Конецкой рассматриваются теоретические и методологические основы социологии коммуникаций; но термин «паблик рилейшнз» или «связи с общественностью» автор не употребляет.
А.В. Соколов рассматривает социальную коммуникацию как движение смыслов в социальном времени и пространстве и как систему социальных отношений.10
Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.
Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс. Основными его компонентами являются:11
1. Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения(коммуникатор и реципиент);
2. Средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);
3. Предмет коммуникации (какое - либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.)
4. Эффекты коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.
Социальная коммуникация, или социокоммуникация является предметом социологии коммуникации - специальной отрасли социологии, изучающей функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия - передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение асоциальным ценностям данного общества и социума в целом.
Между терминологическими вариантами "социология коммуникации" и "социокоммуникация" имеется определенное различие. В социологии коммуникации акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, во взаимосвязи с собственно социологическими категориями. В социокоммуникации внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых социальные факторы занимают центральное место. Тождество и различие в интерпретации содержания сопряженных областей исследования неизбежны.
В настоящее время термин социокоммуникация имеет, по крайней мере, три интерпретации - понимается как:
Для социальной коммуникации важны все три толкования термина: первое связано с проблемами дифференциации и систематизации коммуникативных средств, которые различны по своей природе, структуре, функции и эффективности; второе связано с проблемами межличностной коммуникации; третье - с проблемами массовой коммуникации.
Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Этот механизм заложен в речевой деятельности людей - именно в ней реализуются социально обусловленные нормы и правила общения. Поскольку производство речи осуществляется в соответствии с нормами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе, указанное понимание речевой деятельности дает ключ к решению прагматических и прикладных задач социокоммуникации.
Структура социальной коммуникации зависит от целей коммуникатора (коммуникантов). В самом общем виде эта структура включает в себя субъекты коммуникации (коммуникатора, коммуникантов), коммуникационную деятельность, коммуникативные сообщения и коммуникативную деятельность. Коммуникативные технологии, реализуемые с помощью коммуникационных систем, конструируют и воссоздают оптимальный с точки зрения коммуникантов систему социальных связей. Коммуникационные структуры в сложных системах накладываются друг на друга, а коммуникативные связи формируют крупные сети, составляющие основу социальной структуры того социального образования, в границах которого осуществляются коммуникации.
Понимание социальной коммуникации как предмета социологии коммуникации позволяет обосновать ее базовые составляющие - основные аспекты ее исследования. 12 К ним относятся:
Онтологический аспект (греч. ontos "сущее" + logos " учение") социальной коммуникации связан, прежде всего, с природой ее первой составляющей - социальными структурами общества. Именно в рамках социальных сообществ различного типа удается наблюдать социальную дифференциацию поведения людей и их речевой деятельности.
Гносеологический аспект (греч.gnosis "познание" + logos "учение") теории социальной коммуникации сложен и противоречив из-за сложности самого объекта изучения и множественности интерпретаций его как предмета исследования. В гносеологический аспект теории входит целый ряд проблемных вопросов.
1. Взаимодействие коммуникации и социальных структур. В некоторых обществах для эффективного осуществления коммуникации важно взаимодействие речевых характеристик не только с социальными структурами первичного и вторичного уровней, но и с естественными структурами, сложившимися на основе признаков возраста, пола. Кроме того, следует учитывать, что социальные структуры не автономны в регламентации "коммуникативного кода". Они не могут существовать независимо от идей, от понимания социальных ценностей, которые сложились в данном обществе. Осознание "престижности" того или иного кода приводит к тому, что некоторые индивиды могут изменить свой привычный код в зависимости от социальных условий общения.
Информация о работе Связи с общественностью как коммуникационный процесс