Связи с общественностью как коммуникационный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы выступает исследование социальной коммуникации в рамках коммуникационного процесса в связях с общественностью. Поставленная цель достигается при решении следующих задач:
1) дать определение понятию социальной коммуникации, объяснить его сущность и содержание;
2) описать основные подходы к изучению социальной коммуникации;
3) рассмотреть основные функции социальной коммуникации;
4) охарактеризовать эффективные методы воздействия на аудиторию;
5) рассмотреть основные способы управления коммуникацией в связях с общественностью;

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Теоретические основы социальной коммуникации
1.2. Понятие, сущность и основные функции социальной коммуникации
1.2. Основные подходы к изучению социальной коммуникации
Раздел 2. Принципы организации эффективной коммуникации в связях с общественностью
2.1. Эффективные методы воздействия на аудиторию
2.2. Способы управления коммуникацией
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

связи с общественностью как коммуникационный процесс.rtf

— 260.82 Кб (Скачать файл)

2. Определение функций социальной коммуникации. Принято считать, что основными функциями коммуникации являются взаимодействие людей с целью сообщения и обмена информацией и воздействие на индивида или общество в целом в соответствии с определенной целью - установкой. Это положение является в большей степени аксиомой, добытой в ходе многочисленных эмпирических наблюдений и прикладных исследований, чем результатом теоретического обоснования. Механизм взаимодействия и особенно воздействия находится пока "за семью печатями". Именно поэтому для теории социальной коммуникации особое значение приобретает предварительное исследование и выявление ее частных функций с учетом разнородности коммуникативных средств и способов коммуникации.

3. Обоснование единиц социальной коммуникации. Это - вопрос первостепенной важности, от решения которого зависят как понимание существенных характеристик социальной коммуникации, так и методы исследования фактологического материала. В самом общем гносеологическом смысле единица познания понимается как регулярно воспроизводимое единство формы и содержания и благодаря этому вычленяемое из потока информации и сопоставимое с другими единствами.

В социокоммуникации к единицам предъявляются особые требования, связанные с их коммуникативной функцией. К коммуникативным единицам относятся такие единства формы и содержания, которые не просто представляют (репрезентируют) информацию, а сообщают ин формацию. Это значит, что информация целенаправленна, то есть, адресована определенному получателю и, что очень важно передает личное отношение говорящего к информации.

С другой стороны, социальная информация как бы противостоит им в качестве содержательной категории, обусловленной так называемыми фоновыми знаниями коммуникантов - знаниями окружающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т.п.

Методологический аспект (греч. methodos "путь исследования, познания" + logos "слово, учение") социальной коммуникации находится в процессе становления. Она складывается из теории социального познания, системы методов социального познания и анализа коммуникативных систем, актуализируемых в обществе. Если первые две составляющие основываются на общетеоретических принципах социологии, то третья составляющая формируется в рамках различных теорий и направлений, так или иначе связанных с социологией.

Все три аспекта социальной коммуникации - онтологический, гносеологический и методологический - взаимосвязаны, предполагают друг друга и влияют друг на друга. На определенном этапе развития любой науки на первый план выдвигается какой-то один аспект - "идет опережение" за счет интенсивной разработки. В отечественной науке таким доминирующим аспектом до недавнего времени был методологический аспект с акцентом на мировоззренческие проблемы. Появление исследований на стыке социологии, психологии, этнологии и лингвистики в значительной степени расширило гносеологический аспект. Это дало основание для гармоничного развития всех трех аспектов социальной коммуникации.

Таким образом, основными функциями социальной коммуникации являются:

- Информационная функция означает, что благодаря социальной коммуникации в обществе передается информация о предметах, их свойствах, явлениях, действиях и процессах.

- Экспрессивная функция определяет способность социальной коммуникации передавать оценочную информацию о предметах или явлениях.

- Прагматическая функция означает, что социальная коммуникация является средством, которое побуждает человека к определенному действию и реакции.

Как видно, связям с общественностью в процессе коммуникации свойственно выполнение всех трех указанных функций.

Выделяют несколько видов социальной коммуникации313:

По характеру аудитории подразделяется на: межличностную (индивидуализированную), специализированную (групповую), массовую.

По источнику сообщения выделяют официальную (формальную) и неформальную.

По каналу передачи: вербальная и невербальная.

Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса коммуникации.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

1. Интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних в единую и целостную систему общества;

2. Внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;

3. Отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.

Верно заключение: коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс. Основными его компонентами являются: субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения(коммуникатор и реципиент); средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.); предмет коммуникации (какое - либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.), эффекты коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные подходы к изучению социальной коммуникации

 

Коммуникация происходить от латинского слова «communіcatіo» - единство, «передача, соединение, сообщение», связанного с глаголом «communіco» - делаю общим, сообщаю, соединяю, производным от латинского «communіs» - общий.

Понятие коммуникация может употребляться в значении:

- социальная коммуникация, общение между людьми и другими социальными субъектами;

- связь с помощью технических средств;

- определенная система, с помощью которой обеспечивается соединение между отдаленными объектами, например: подземные коммуникации, транспортные коммуникации, канализационные коммуникации и т.п.

Можно выделить несколько основных подходов к пониманию сущности социальной коммуникации в современной науке. В частности, коммуникация рассматривается как:

- обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые способны принимать информацию, накапливать ее и превращать (Аркадий Урсул);14

- информационная связь субъекта с тем или другим объектом (Моисей Каган);15

- способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление людей (Тамотсу Шибутани);16

- акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого (Поль Смит, Крис Берри, Алан Пулфорд);17

- специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания (Андрей Зверинцев, Альвина Панфилова).18

Обобщая, можно говорить о существовании двух подходов к определению сущности коммуникации - механистического и деятельностного.

Механистический подход рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс передачи и приема информации.

Деятельностный подход рассматривает коммуникацию как процесс общения, обмена мнениями, знаниями, чувствами, схемами поведения, а также как общую деятельность участников коммуникации, в ходе которой производится общий взгляд на вещи и действия с ними.19

Теория коммуникации рассматривает социальное значение коммуникации, которое означает и характеризует разнообразие связей и отношений, которые возникают в человеческом обществе (коммуникационные процессы в обществе).

Социальная коммуникация - это обмен между людьми или другими социальными субъектами целостными знаковыми сообщениями, в которых отображенные информация, знание, идеи, эмоции и т.п., обусловленный определенными социальными критериями, различными сфера коммуникации, правилами поведения и обмена информацией в социуме.

Социальная коммуникация является объектом изучения многих наук - как гуманитарных, так и точных. Каждая наука выделяет из коммуникации как объекта исследования свой предмет изучения:

- технические дисциплины изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации, создание специальных кодов - систем определенных символов и правил, с помощью которых можно представить необходимую информацию;

- психология и психолингвистика рассматривают факторы, которые оказывают содействие передаче и восприятию информации, причины, которые усложняют процесс межличностной и массовой коммуникации, а также мотивированность языкового поведения коммуникантов;

- этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации как общение в этнических ареалах;

- лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации - нормативным и ненормативным употреблением слов и словосочетаний в языке (как устной, так и письменной);

- паралингвистика специализируется на средствах невербальной коммуникации;

- социолингвистика исследует проблемы, связанные с социальной природой языка и особенностями его функционирование в разных социумах, а также механизмы взаимодействия социальных и языковых факторов, которые обуславливают контакты между представителями разных социальных групп;

- социология исследует проблемы связей и отношений отдельных социальных субъектов (отдельных личностей, малых и больших социальных групп);

- в политологии возникло отдельное направление, которое исследует политические процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами политики.

Можно сделать вывод о существовании двух подходов к определению сущности коммуникации - механистического и деятельностного. Механистический подход рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс передачи и приема информации. Деятельностный подход рассматривает коммуникацию как процесс общения, обмена мнениями, знаниями, чувствами, схемами поведения, а также как общую деятельность участников коммуникации, в ходе которой производится общий взгляд на вещи и действия с ними.

 

Раздел 2. Принципы организации эффективной коммуникации в связях с общественностью

2.1.       Эффективные методы воздействия на аудиторию

 

Коммуникации всегда были объектом как научного, так и практического интереса, но по мере превращения общественного мнения в инструмент глобального влияния, роль массовых коммуникаций в обществе все более актуализируется. На сегодняшний день в мире издаются сотни тысяч наименований новых книг, журналов и газет. Ежедневно на нас обрушивают потоки информации десятки тысяч радиостанций и сотни - телевизионных. Ежеминутно наше внимание выступает объектом настойчивого притязания и жесточайшей конкуренции в информационном поле.

PR-коммуникации, как отмечают исследователи в области связей с общественностью, также участвуют в конкурентной борьбе, ведущейся в информационной среде. При этом они выполняют несколько основных задач:

  • привлекают внимание целевой аудитории.
  • стимулируют интерес к содержанию сообщения.
  • формируют потребность и намерение действовать в соответствии с полученным сообщением.

Среди множества подходов к анализу коммуникативных процессов мы предлагаем выделить модель «убеждающей коммуникации», которую возможно рассматривать как специфическую модель коммуникации, приспособленную для PR-деятельности. Ведь коммуникатор в области прикладной коммуникативистики не просто передает сообщение, а пытается внести изменения в пространство восприятия и освоения коммуникации, чтобы перевести своего адресата на новый или же иной тип поведения.

Восприятие сообщения аудиторией нужным образом зависит от нескольких факторов. Это характеристики самого коммуникатора, ситуация, тема и время сообщения, канал передачи коммуникации, особенности целевой аудитории, а также социальный контекст коммуникации. Важно также знание целевой аудитории и наличие адекватных инструментов для ее анализа. Минимальный набор знаний об аудитории включает биографическую информацию; процессы принятия решений; демографические данные (возраст, пол, национальность, религия, доходы, культурные предпочтения); представления аудитории о благоприятном развитии событий; оценки возможных действий получателя при разных сценариях событий.

Не менее важными с точки зрения коммуникатора, чем знания об аудитории, являются возможности канала коммуникации. При этом разные особенности аудитории - национальные или региональные - диктуют ориентацию на различные каналы. Незнание их может снизить эффективность всей коммуникации в целом.

По мнению PR-специалистов, существуют четыре основных подхода к формированию эффективных сообщений в модели PR-коммуникаций:

  • Стратегия поддержки: использует систему поощрений и наказаний. Применяется по усмотрению коммуникаторов - в зависимости от поведения получателя или складывающейся ситуации.
  • Стратегия альтруизма: основана на обращении к получателю с призывом оказать помощь.
  • Стратегия аргументов: использует прямые требования, в которых коммуникатор излагает получателю мотивы своего сообщения, объяснения с изложением причин обращения к аудитории, а также намеки, из которых аудитория должна сделать выводы, выгодные для источника сообщения.
  • Стратегия обмана: ситуацию представляют в несколько искаженном виде, излагают ложные причины или обещают поощрения (наказания), не входящие в сферу компетенции коммуникатора.

Информация о работе Связи с общественностью как коммуникационный процесс