Технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы несомненна, потому что число детей и подростков с таким поведением стремительно растет.
Объект исследования – технологии социальной работы с детьми агрессивного поведения.
Предметом изучения является сам процесс технологизации.
Основная цель курсовой работы - изучение основных технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… …………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии у детей и подростков…….5
1.1 Психологические особенности детей и подростков…………………..5
1.2 Причины проявления агрессивности детей и подростков…………..7
1.3 Виды агрессии……………………………………………………………....11
1.4. Технологии социальной работы с детьми и подростками
агрессивного поведения………………………………………………………….14
Глава 2. Анализ применяемых технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения в МОУ СОШ № 2 г. Донецка………..21
2.1 Диагностика агрессивного поведения детей и подростков………….. ……..21
2.2 Арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия как технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения………………………23
Заключение ………………………………………………………………………………. …30
Список использованной литературы……………………………………………..32
Приложения………………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Игровая терапия - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Игровая психотерапия показана детям с повышенной агрессивностью, тревожностью, страхами, низкой самооценкой, боязнью неудач и т.д.

Игротерапия с различным  материалом: структурированные и неструктурированные игры.

К структурированным  относятся: игры в семью (людей и  животных), агрессивные, с марионетками (кукольный театр), строительные.

Структурированный материал провоцирует выражение агрессии (огнестрельное, холодное оружие), прямое выражение желаний (человеческие фигуры), а также коммуникативных действий (игры в телефон, телеграф, поезда, машины).

К неструктурированным  играм относятся двигательные игры и упражнения (прыганье, лазанье), игры с водой, песком, глиной, группа игр, принадлежащих к фонду арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами).6

К неструктурированному материалу относятся вода, песок, глина, пластилин, с его помощью  ребенок может косвенно выражать свои желания.

Этот метод может  быть использован одновременно и в качестве диагностики, и, прежде всего, как коррекционный и психотерапевтический подход, полезный практически всем детям.

Игровая деятельность для  ребенка является «ведущей», и помощь ему именно в рамках игры является для него наиболее подходящей и эффективной.

Дети не в состоянии  осознать и рассказать о своих  проблемах, а в игре - они получают возможность выразить, преодолеть и разрешить свои проблемы, травмы, накопленные эмоциональные переживания и трудности.

Метод социально-психологического тренинга. Цель тренинга: коррекция агрессивного поведения через формирование и закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими.

Метод социальной терапии – это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением – как взрослыми, так и сверстниками. Метод социальной терапии обеспечивает, во-первых, удовлетворение потребности личности в социальном признании и, во-вторых, формирование адекватных способов социального взаимодействия у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности.

Всегда нужно помнить о том, что биологические процессы протекают в социальном контексте. То есть внешняя среда влияет на неврогенные связи, внутренние биологические процессы в значительной степени, характер наших реакций на средовые воздействия. И правильней было бы говорить не о решающем влиянии биологических либо, наоборот, социальных факторов как детерминант агрессии, а признать, что на агрессию действуют оба типа факторов и что биология и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.

Если говорить о детской  агрессии, то у детей и подростков существуют определенные свойства, способствующие возникновению ее, но как защитной. Это те трудности, с которыми сталкиваются подростки. Это кризис и ребенок имеет ряд переживаний, которые обретают смысл, формируется самолюбие, самооценка, перестройка побуждений и потребностей, переоценка ценностей.

 Существует множество факторов, способствующих возникновению агрессии. Но, может быть агрессия является значительной и неотъемлемой частью человеческой природы?  «С точки зрения науки некорректно заявлять, что война и вообще поведение, связанное с насилием, генетически заложено в человеческой природе и что войны вызываются «инстинктом», то есть, в конечном счете, имеют какую – либо однозначную мотивировку», заявляет в своей книге Дэвид Маерс.7 Известно, что существуют пути ослабления человеческой агрессии, однако специальные исследования показали, что степень их влияния довольно ограничена.

 В данной главе рассмотрены виды агрессии, причины ее возникновения, а также множество технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Анализ применяемых технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.

2.1 Диагностика агрессивного поведения детей и подростков

Прежде анализа применяемых  технологий было проведено исследование на выявление агрессии у детей и подростков.

 Для выявления агрессивных  тенденций личности были использованы следующие методы: опросник Басса – Дарки и «Несуществующее животное»

 Опросник Басса  – Дарки и в наше время наиболее популярный при диагностике агрессивности и враждебности. Он состоит из 75 утверждений, на которые опрашиваемый либо соглашается, либо нет. Каждое утверждение относится к одному из восьми индексов враждебных реакций – физической, косвенной, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная, чувство вины.  (Приложение 1)

В качестве испытуемых выступали  учащиеся  5 класса МОУ СОШ № 2 г. Донецка в количестве 10 человек.

При обработке полученных результатов, получились следующие качественные и количественные данные:   агрессивные тенденции   - 60%,

враждебные реакции - 40%.

Таблица 3

Результаты по опроснику  Басса - Дарки

 

Фамилия, имя

Физич. агрессия

Косвен., агрессия

Раздражение

Негативизм

Подозрительность

Обида

Верб.

агрессия

Чувство вины

1

А.В.

-

+

-

+

+

+

+

-

2

А.С.

+

+

+

+

+

+

+

-

3

В.Ю.

+

+

+

-

+

+

+

+

4

И.А.

+

+

+

+

+

+

+

-

5

Л.К.

+

+

-

-

+

+

+

-

6

М.Н.

+

+

-

-

-

+

-

+

7

П. Д.

+

+

+

-

-

+

+

-

8

С.В.

-

+

+

+

-

+

+

+

9

Т.А.

 

+

-

-

+

+

-

+

-

10

Х. И.

+

+

-

-

+

-

+

-


 

+исследуемая  характеристика присутствует

-   исследуемая  характеристика отсутствует

При выполнении тестовой методики «Несуществующее  животное» детям была дана инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное (или любое другое живое  существо) и дайте ему несуществующее имя». Время выполнения не ограничивалось.

В результате проведения данного диагностического исследования были получены следующие результаты:

Таблица 4

Результаты  по методике «Несуществующее животное»

п/п

Фамилия, имя

Чувство неполноценности

Незащищенность

Трудности общения

1

А.В.

-

-

-

2

А.С.

-

+

-

3

В.Ю.

+

-

-

4

И.А.

-

+

-

5

Л.К.

+

-

-

6

М.Н.

-

-

+

7

П.Д.

+

+

-

8

С.В.

+

-

-

9

Т.А.

-

-

-

10

Х. И.

-

+

+


Итого               40%         40%          20% 

Как видно  из результатов таблицы, 4 человека в классе испытывают чувство неполноценности, 4 человека - незащищенность, 2 человека – трудности общения.

По результатам  проведения двух методик видно, что  все дети, так или иначе, проявляют агрессию.

 

2.2. Арттерапия, игровая терапия, сказкотерапия как технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.

 

В  ГКОУ Каменской школе-интернате №2 педагогами используются такие технологии социальной работы с детьми и подростками, как: арттерапия, игровая терапия и сказкотерапия.

Занятия по арттерапии проводятся психологом и педагогами 3 раза в неделю, по сказкотерапии – 2 раза в неделю, по игровой терапии – 2 раза в неделю.

Занятия по арттерапии проводят с семью учащимися, по сказкотерапии – с четырьмя, а по игровой терапии - с двумя учащимися. Выбор технологии основан на предпочтениях подростка.

Арттерапия

Тема  занятия

Содержание  занятия

1

Мой гнев

Рисование «Шарж»

Упражнение «Гневный листок»

2

Верь в себя

Беседа «Вера в себя»

Рисование «Автопортрет»

3

Ты любим

Рисование «Моя семья»

Лепка «Солнце»

4

Люби других

Конструирование «Подарок другу»

5

Знаток чувств

Рисование «Мое чувство»


 

Арттерапия  является полезным методом, потому что он:

  • Делает возможным выражение агрессивных  чувств в социально- приемлемых формах. Рисование, лепка, танцы являются безопасными способами « выпустить пар»;
  • Ускоряет процесс терапии, т.к. конфликты и переживания на подсознательном уровне легче выражаются через зрительные образы;
  • Позволяет работать с кажущимися непреодолимыми мыслями и чувствами;
  • Дает не только огромную информацию педагогу, но и возможность автору изображений или творений внести свой вклад в их интерпретацию;
  • С помощью рисунка – цветом, формой, подачей, красноречивей скажет о проблеме подростка;
  • Может быть использован не только в присутствии специалиста, но и домашних условиях;
  • Может применяться как к детям и подросткам, так и к взрослым;
  • В отличии от искусства, в арттерапии важен не результат, а процесс, во время которого происходит спонтанное самовыражение.

Информация о работе Технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения