Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:51, курсовая работа
Актуальность темы несомненна, потому что число детей и подростков с таким поведением стремительно растет.
Объект исследования – технологии социальной работы с детьми агрессивного поведения.
Предметом изучения является сам процесс технологизации.
Основная цель курсовой работы - изучение основных технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.
Введение ………………………………………………………………………… …………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии у детей и подростков…….5
1.1 Психологические особенности детей и подростков…………………..5
1.2 Причины проявления агрессивности детей и подростков…………..7
1.3 Виды агрессии……………………………………………………………....11
1.4. Технологии социальной работы с детьми и подростками
агрессивного поведения………………………………………………………….14
Глава 2. Анализ применяемых технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения в МОУ СОШ № 2 г. Донецка………..21
2.1 Диагностика агрессивного поведения детей и подростков………….. ……..21
2.2 Арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия как технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения………………………23
Заключение ………………………………………………………………………………. …30
Список использованной литературы……………………………………………..32
Приложения………………………………………………………………………..34
Игровая терапия - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
Игровая психотерапия показана
детям с повышенной агрессивностью, тревожностью,
Игротерапия с различным материалом: структурированные и неструктурированные игры.
К структурированным относятся: игры в семью (людей и животных), агрессивные, с марионетками (кукольный театр), строительные.
Структурированный материал провоцирует выражение агрессии (огнестрельное, холодное оружие), прямое выражение желаний (человеческие фигуры), а также коммуникативных действий (игры в телефон, телеграф, поезда, машины).
К неструктурированным играм относятся двигательные игры и упражнения (прыганье, лазанье), игры с водой, песком, глиной, группа игр, принадлежащих к фонду арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами).6
К неструктурированному материалу относятся вода, песок, глина, пластилин, с его помощью ребенок может косвенно выражать свои желания.
Этот метод может быть использован одновременно и в качестве диагностики, и, прежде всего, как коррекционный и психотерапевтический подход, полезный практически всем детям.
Игровая деятельность для ребенка является «ведущей», и помощь ему именно в рамках игры является для него наиболее подходящей и эффективной.
Дети не в состоянии осознать и рассказать о своих проблемах, а в игре - они получают возможность выразить, преодолеть и разрешить свои проблемы, травмы, накопленные эмоциональные переживания и трудности.
Метод социально-психологического тренинга. Цель тренинга: коррекция агрессивного поведения через формирование и закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими.
Метод социальной терапии – это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением – как взрослыми, так и сверстниками. Метод социальной терапии обеспечивает, во-первых, удовлетворение потребности личности в социальном признании и, во-вторых, формирование адекватных способов социального взаимодействия у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности.
Всегда нужно помнить о том, что биологические процессы протекают в социальном контексте. То есть внешняя среда влияет на неврогенные связи, внутренние биологические процессы в значительной степени, характер наших реакций на средовые воздействия. И правильней было бы говорить не о решающем влиянии биологических либо, наоборот, социальных факторов как детерминант агрессии, а признать, что на агрессию действуют оба типа факторов и что биология и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.
Если говорить о детской агрессии, то у детей и подростков существуют определенные свойства, способствующие возникновению ее, но как защитной. Это те трудности, с которыми сталкиваются подростки. Это кризис и ребенок имеет ряд переживаний, которые обретают смысл, формируется самолюбие, самооценка, перестройка побуждений и потребностей, переоценка ценностей.
Существует множество факторов, способствующих возникновению агрессии. Но, может быть агрессия является значительной и неотъемлемой частью человеческой природы? «С точки зрения науки некорректно заявлять, что война и вообще поведение, связанное с насилием, генетически заложено в человеческой природе и что войны вызываются «инстинктом», то есть, в конечном счете, имеют какую – либо однозначную мотивировку», заявляет в своей книге Дэвид Маерс.7 Известно, что существуют пути ослабления человеческой агрессии, однако специальные исследования показали, что степень их влияния довольно ограничена.
В данной главе рассмотрены виды агрессии, причины ее возникновения, а также множество технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.
ГЛАВА II. Анализ применяемых технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.
2.1 Диагностика агрессивного поведения детей и подростков
Прежде анализа применяемых технологий было проведено исследование на выявление агрессии у детей и подростков.
Для выявления агрессивных тенденций личности были использованы следующие методы: опросник Басса – Дарки и «Несуществующее животное»
Опросник Басса – Дарки и в наше время наиболее популярный при диагностике агрессивности и враждебности. Он состоит из 75 утверждений, на которые опрашиваемый либо соглашается, либо нет. Каждое утверждение относится к одному из восьми индексов враждебных реакций – физической, косвенной, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная, чувство вины. (Приложение 1)
В качестве испытуемых выступали учащиеся 5 класса МОУ СОШ № 2 г. Донецка в количестве 10 человек.
При обработке полученных результатов, получились следующие качественные и количественные данные: агрессивные тенденции - 60%,
враждебные реакции - 40%.
Таблица 3
Результаты по опроснику Басса - Дарки
№ |
Фамилия, имя |
Физич. агрессия |
Косвен., агрессия |
Раздражение |
Негативизм |
Подозрительность |
Обида |
Верб. агрессия |
Чувство вины |
1 |
А.В. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
2 |
А.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
В.Ю. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
И.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
Л.К. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
6 |
М.Н. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
7 |
П. Д. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
8 |
С.В. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
9 |
Т.А.
|
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
10 |
Х. И. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+исследуемая характеристика присутствует
- исследуемая характеристика отсутствует
При выполнении
тестовой методики «Несуществующее
животное» детям была дана инструкция:
«Придумайте и нарисуйте
В результате проведения данного диагностического исследования были получены следующие результаты:
Таблица 4
Результаты по методике «Несуществующее животное»
№ п/п |
Фамилия, имя |
Чувство неполноценности |
Незащищенность |
Трудности общения |
1 |
А.В. |
- |
- |
- |
2 |
А.С. |
- |
+ |
- |
3 |
В.Ю. |
+ |
- |
- |
4 |
И.А. |
- |
+ |
- |
5 |
Л.К. |
+ |
- |
- |
6 |
М.Н. |
- |
- |
+ |
7 |
П.Д. |
+ |
+ |
- |
8 |
С.В. |
+ |
- |
- |
9 |
Т.А. |
- |
- |
- |
10 |
Х. И. |
- |
+ |
+ |
Итого 40%
40% 20%
Как видно из результатов таблицы, 4 человека в классе испытывают чувство неполноценности, 4 человека - незащищенность, 2 человека – трудности общения.
По результатам проведения двух методик видно, что все дети, так или иначе, проявляют агрессию.
2.2. Арттерапия, игровая терапия, сказкотерапия как технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.
В ГКОУ Каменской школе-интернате №2 педагогами используются такие технологии социальной работы с детьми и подростками, как: арттерапия, игровая терапия и сказкотерапия.
Занятия по арттерапии проводятся психологом и педагогами 3 раза в неделю, по сказкотерапии – 2 раза в неделю, по игровой терапии – 2 раза в неделю.
Занятия по арттерапии проводят с семью учащимися, по сказкотерапии – с четырьмя, а по игровой терапии - с двумя учащимися. Выбор технологии основан на предпочтениях подростка.
Арттерапия
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
1 |
Мой гнев |
Рисование «Шарж» Упражнение «Гневный листок» |
2 |
Верь в себя |
Беседа «Вера в себя» Рисование «Автопортрет» |
3 |
Ты любим |
Рисование «Моя семья» Лепка «Солнце» |
4 |
Люби других |
Конструирование «Подарок другу» |
5 |
Знаток чувств |
Рисование «Мое чувство» |
Арттерапия является полезным методом, потому что он:
Информация о работе Технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения