Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:51, курсовая работа
Актуальность темы несомненна, потому что число детей и подростков с таким поведением стремительно растет.
Объект исследования – технологии социальной работы с детьми агрессивного поведения.
Предметом изучения является сам процесс технологизации.
Основная цель курсовой работы - изучение основных технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.
Введение ………………………………………………………………………… …………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии у детей и подростков…….5
1.1 Психологические особенности детей и подростков…………………..5
1.2 Причины проявления агрессивности детей и подростков…………..7
1.3 Виды агрессии……………………………………………………………....11
1.4. Технологии социальной работы с детьми и подростками
агрессивного поведения………………………………………………………….14
Глава 2. Анализ применяемых технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения в МОУ СОШ № 2 г. Донецка………..21
2.1 Диагностика агрессивного поведения детей и подростков………….. ……..21
2.2 Арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия как технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения………………………23
Заключение ………………………………………………………………………………. …30
Список использованной литературы……………………………………………..32
Приложения………………………………………………………………………..34
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… …………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии у детей и подростков…….5
1.1 Психологические особенности детей и подростков…………………..5
1.2 Причины проявления агрессивности детей и подростков…………..7
1.3 Виды агрессии…………………………………………………………
1.4. Технологии социальной работы с детьми и подростками
агрессивного поведения……………………
Глава 2. Анализ применяемых технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения в МОУ СОШ № 2 г. Донецка………..21
2.1 Диагностика агрессивного поведения детей и подростков………….. ……..21
2.2 Арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия как технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения………………………23
Заключение ………………………………………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………..
Приложения……………………………………………………
Введение
В наше время все чаще и чаще встречается проявление агрессии среди подростков, но это явление имеет свои корни в более раннем возрасте.
Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания ребёнка, кажущиеся взрослому мелкими и незначительными, оказываются крайне острыми и тяжелыми для ребёнка именно из-за незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удобным ребёнку решением оказываются физические реакции.
Агрессивность проявляется в достаточно большом интервале от резких высказываний до физической расправы. Усиливается демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко выросла молодежная преступность, особенно преступность подростков.
Агрессивные дети - одна из самых малоуправляемых и плохо поддающихся терапии групп. Поэтому сейчас важно исследовать причины, вызывающие агрессию у детей, чтобы в будущем предотвратить ухудшение отношений между поколениями и помочь подросткам в налаживании социально важных контактов.
Тема данного исследования: «Технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения»
Актуальность темы несомненна, потому что число детей и подростков с таким поведением стремительно растет.
Объект исследования – технологии социальной работы с детьми агрессивного поведения.
Предметом изучения является сам процесс технологизации.
Основная цель курсовой работы - изучение основных технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешение совокупности следующего ряда задач:
1. изучение
научной литературы по
2. рассмотреть половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста;
3. представление различных точек зрения ученых по трактовке понятия «агрессия»; виды агрессии, факторы и причины ее развития;
4. проанализировать применение коррекционных технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.
Гипотеза данного исследования - применяемые коррекционные технологии социальной работы будут эффективно влиять на снижение агрессии у детей.
Успешности проведения курсовой работы служило применение совокупности следующих методов научного исследования: наблюдение, тестирование, беседа.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Базой исследования явилась МОУ СОШ № 2 г. Донецк, группа учеников 5класса, в количестве 10 человек.
Глава I. Теоретические основы изучения агрессии у детей и подростков.
1.1.Психологические особенности детей и подростков
Для любой возрастной стадии характерны определенные особенности, причем психические качества, развивающиеся на одной стадии, бывает невозможно развить в другой.
Детский возраст затрагивает тот период жизни ребенка, когда он посещает школу. Как правило, это интервал с 6-7 лет до 10 – 13. В это время происходит перемена образа жизни, для ребенка очень многое становится новым: требования, вид деятельности, социальная роль.
Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
Со стороны физиологии – это период физического роста, когда дети быстро вытягиваются, наблюдается несоответствие в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении ЦНС. Появляется повышенная утомляемость, повышенная потребность в физических нагрузках (бегать, резвиться).
Социальная ситуация в детском возрасте:
В этот период основной деятельностью является учебная. С приобретением знаний происходит умственное развитие школьников. Спустя некоторое время ребенок понимает, что учеба это не игра, а труд, требующий усилий, напряжения. Основной мотив занятий- получение хорошей оценки.
В этом возрасте закладывается основа духовного развития, начинает формироваться нацеленность личности. Вследствие малого возраста, сила воли у подростков слаба, так как они еще не умеют многосторонне думать, взвешивать и принимать решения, делают это рефлективно. В частности это, и многое другое, является недостатками, приводящими к агрессивности.
У детей с агрессивным поведением, различающихся индивидуальными особенностями и характерными качествами, все же наблюдаются общие черты: бедность, примитивные ценности и идеалы, ограниченность в интересах, отсутствие хобби. Такие дети легче поддаются внушению, они склонны к копированию и подражанию.
Им свойственно стремление грубить, злость по отношению, как к ровесникам, так и к взрослым, ненормальная, шаткая самооценка (либо очень хорошая, либо очень плохая), повышение мнительности, неуверенности, подавленности, эгоцентричность, неспособность находить выход из затруднительного положения.
Однако среди агрессивных встречаются подростки, которые хорошо развиты как в интеллектуальном, так и социальном плане. В этом случае, агрессия является способом повышения престижа, выражение своей зрелости, самостоятельности.
Степень агрессии изменяется в зависимости от обстоятельств и иногда принимает устойчивые формы. Это объясняется множеством причин: место подростка в коллективе, взаимоотношения с ровесниками, отношение с родителями и школой.
Большей склонностью к агрессивности обладают мальчики, что обусловлено стереотипностью мышления и культивацией такого поведения в семьях и в СМИ. Но в последнее время и у девочек все больше и больше встречается проявление различного рода агрессии.
Зачастую семья является причиной подростковой агрессии. Ученые считают, что дети проявляют агрессивность в повседневной жизни намного чаще, если постоянно наблюдают её у родителей, если она стала нормой в его жизни. Также к отрицательным результатам приводит противоречивость родителей в воспитании и обучении ребенка нормам и правилам поведения. Дети в такой ситуации озлобляются, раздражаются, агрессивно настраиваются против окружающих.
Также формирование агрессии у детей происходит за счет неприятия со стороны родителей – игнорирование, пренебрежение, равнодушие.
Преодоление агрессивности достигается благодаря расположению — готовности и умению слушать, мягкость в общении, ласковое слово, теплый взгляд. 1
1.2 Причины проявления агрессивности детей и подростков
Современное поколение подростков живет в мире, в котором процесс их социализации намного сложнее. Это обусловлено множеством факторов, среди которых: 1) темп технологического прогресса, предъявляющего все новые и новые требования; 2) увеличение объема информации, который создает массу «шумов», действующих на психику подростка, не определившегося с жизненной позицией; 3) различного рода кризисы, из-за которых потеряна необходимая ориентация в идеалах и ценностях.
Личность ребенка формируется в окружающей его среде, в частности малых групп, где он взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Различными авторами разработано множество классификаций неблагополучных семей с детьми, у которых проявляется отклонение в поведении.
Алексеева Л. С. выделяет следующие виды неблагополучных семей: 1) конфликтная; 2)аморальная; 3)педагогически некомпетентная; 4) асоциальная.
Личко А. Е. различает 4 неблагополучные ситуации: 1)гиперопёка различных степеней; 2)гиперопёка, переходящая в безнадзорность; 3) ситуация, создающая «кумира» семьи; 4) ситуация, создающая «золушек» в семье.
Сочетание различных факторов оказывают неблагоприятное влияние на образ жизни ребенка. Часто в формировании агрессивного, асоциального поведения ведущее место занимает круг общения подростка, и неблагоприятные отношения в семье обуславливают грубость, неприязнь, жестокость.
На первой стадии подросткового периода (10-11 лет) у детей развивается очень критичное отношение к себе, в этом возрасте наиболее выражена физическая агрессия, нежели вербальная.
На второй стадии подросткового возраста (12-13 лет) сохраняется та же ситуация, что и на первой, только теперь негативное отношение к себе опирается на оценки окружения. На этом этапе растет уровень вербальной и физической агрессии.
На третьей стадии подросткового возраста (14-15 лет) подростки сравнивают своё поведение с нормами общественности. На этом этапе ярче всех выражена вербальная агрессивность.
Подростки, схожие по степени развития, объединяются в группы, компании, которые в свою очередь, оказывают сильное влияние на личность подростка, иногда навязывая ему неправильные ценности и манеры поведения. Выделяют группы, характеризующиеся стремлением переложить ответственность на других, пассивным отношением к жизни. Подростки из этих групп отличаются плохой успеваемостью, пренебрежительным отношением к учебе, нежеланием посещать занятия, выполнять работу по дому. Вследствие такого поведения, у них появляется большое количество свободного времени, которое они не используют в рациональных целях: не посещают театры и выставки, не читают книг, не занимаются в секциях, не имеют хобби. Бесполезно проводимое время толкает « неокрепшие умы» на поиск новых приключений, ощущений. Алкоголь и наркотики очень быстро находят себе место в таких компаниях, следствием чего являются драки, кражи, хулиганские поступки.
Установлено, что среди осужденных за агрессивные преступления подростков, 90% из них на момент преступления находились в состоянии алкогольного опьянения.
На всем протяжении подросткового
периода наблюдается чётко
Таблица 1.Проявления различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет
Возрастные группы |
Формы агрессивности, % | |||
физическая |
косвенная |
вербальная |
негативизм | |
10–11 летние подростки |
48% |
31% |
43% |
44% |
12–13 летние подростки |
55% |
47% |
50% |
63% |
14–15 летние подростки |
60% |
50% |
71% |
64% |
Анализ приведенных данных говорит о том, что у 10-11-летних подростков преобладают физические формы агрессии. С возрастом увеличивается и негативизм, а также вербальная агрессия.
Половозрастные особенности проявления агрессивности у подростков многие годы не учитывались в педагогической практике.
Информация о работе Технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения