Технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы несомненна, потому что число детей и подростков с таким поведением стремительно растет.
Объект исследования – технологии социальной работы с детьми агрессивного поведения.
Предметом изучения является сам процесс технологизации.
Основная цель курсовой работы - изучение основных технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… …………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии у детей и подростков…….5
1.1 Психологические особенности детей и подростков…………………..5
1.2 Причины проявления агрессивности детей и подростков…………..7
1.3 Виды агрессии……………………………………………………………....11
1.4. Технологии социальной работы с детьми и подростками
агрессивного поведения………………………………………………………….14
Глава 2. Анализ применяемых технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения в МОУ СОШ № 2 г. Донецка………..21
2.1 Диагностика агрессивного поведения детей и подростков………….. ……..21
2.2 Арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия как технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения………………………23
Заключение ………………………………………………………………………………. …30
Список использованной литературы……………………………………………..32
Приложения………………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………… …………..3                

Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии  у детей и подростков…….5

1.1  Психологические особенности детей  и подростков…………………..5

1.2   Причины проявления агрессивности детей  и подростков…………..7

1.3   Виды агрессии……………………………………………………………....11

1.4.  Технологии  социальной  работы  с  детьми  и  подростками

агрессивного поведения………………………………………………………….14                           

Глава 2. Анализ применяемых технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения  в МОУ СОШ № 2 г. Донецка………..21

2.1 Диагностика агрессивного поведения детей и подростков………….. ……..21

2.2 Арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия как технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения………………………23

Заключение ………………………………………………………………………………. …30                                                                                                            

Список использованной литературы……………………………………………..32

Приложения………………………………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наше время все чаще и чаще встречается проявление агрессии среди подростков, но это явление  имеет свои корни в более раннем возрасте.

Многим маленьким детям  свойственна агрессивность. Переживания ребёнка, кажущиеся взрослому мелкими и незначительными, оказываются крайне острыми и тяжелыми для ребёнка именно из-за незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удобным ребёнку решением оказываются физические реакции.

Агрессивность проявляется в достаточно большом интервале от резких высказываний до физической расправы. Усиливается демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым.

Рост агрессивных тенденций  в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко выросла молодежная преступность, особенно преступность подростков.

Агрессивные дети - одна из самых малоуправляемых и плохо  поддающихся терапии групп. Поэтому  сейчас важно исследовать причины, вызывающие агрессию у детей, чтобы в будущем предотвратить ухудшение отношений между поколениями и помочь подросткам в налаживании социально важных контактов.

Тема данного исследования: «Технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения»

Актуальность темы несомненна, потому что число детей и подростков с таким поведением стремительно растет.

Объект исследования – технологии социальной работы с детьми агрессивного поведения.

Предметом изучения является сам процесс технологизации.

Основная цель курсовой работы - изучение основных технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешение совокупности следующего ряда задач:

1. изучение  научной  литературы по проблематике  исследования;

2. рассмотреть половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста;

3. представление  различных точек зрения ученых  по трактовке понятия «агрессия»; виды агрессии, факторы и причины ее развития;

4. проанализировать применение коррекционных технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.

Гипотеза данного исследования - применяемые коррекционные технологии социальной работы будут эффективно влиять на снижение агрессии у детей.

Успешности проведения курсовой работы служило применение совокупности следующих методов научного исследования: наблюдение, тестирование, беседа.

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Базой исследования явилась МОУ СОШ № 2 г. Донецк,  группа учеников 5класса, в количестве 10 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы изучения агрессии  у детей и подростков.

1.1.Психологические особенности детей и подростков

Для любой возрастной стадии характерны определенные особенности, причем психические качества, развивающиеся на одной стадии, бывает невозможно развить в другой.

Детский возраст затрагивает тот период жизни ребенка, когда он посещает школу. Как правило, это интервал с 6-7 лет до 10 – 13. В это время происходит перемена образа жизни, для ребенка очень многое становится новым: требования, вид деятельности, социальная роль.

Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Со стороны физиологии –  это период физического роста, когда дети быстро вытягиваются, наблюдается несоответствие в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении ЦНС. Появляется повышенная утомляемость, повышенная потребность в физических нагрузках (бегать, резвиться).

                  Социальная ситуация в детском возрасте:

  • Основная деятельность - учебная.
  • Меняется распорядок дня.
  • Мышление становится словесно-логическим.
  • Доминирующей является мотивация достижений.
  • Устанавливается новая внутренняя позиция.
  • Меняются взаимоотношения ребенка с окружением.

В этот период основной деятельностью является учебная. С приобретением знаний происходит умственное развитие школьников. Спустя некоторое время ребенок понимает, что учеба это не игра, а труд, требующий усилий, напряжения. Основной мотив занятий- получение хорошей оценки.

В этом возрасте закладывается основа духовного развития, начинает формироваться нацеленность личности. Вследствие малого возраста, сила воли у подростков слаба, так как они еще не умеют многосторонне думать, взвешивать и принимать решения, делают это рефлективно. В частности это, и многое другое, является недостатками, приводящими к агрессивности.

У детей с агрессивным  поведением, различающихся индивидуальными  особенностями и характерными качествами, все же наблюдаются общие черты: бедность, примитивные ценности и идеалы, ограниченность в интересах, отсутствие хобби. Такие дети легче поддаются внушению, они склонны к копированию и подражанию.

Им свойственно стремление грубить, злость по отношению, как к ровесникам, так и к взрослым, ненормальная, шаткая самооценка (либо очень хорошая, либо очень плохая), повышение мнительности, неуверенности, подавленности, эгоцентричность, неспособность находить выход из затруднительного положения.

Однако среди агрессивных встречаются подростки, которые хорошо развиты как в интеллектуальном, так и социальном плане. В этом случае, агрессия является способом повышения престижа, выражение своей зрелости, самостоятельности.

Степень агрессии изменяется в зависимости от обстоятельств и иногда  принимает устойчивые формы. Это объясняется множеством причин: место подростка в коллективе, взаимоотношения с ровесниками, отношение с родителями и школой.

Большей склонностью к агрессивности  обладают мальчики, что обусловлено стереотипностью мышления и культивацией такого поведения в семьях и в СМИ. Но в последнее время и у девочек все больше и больше встречается проявление различного рода агрессии.

Зачастую семья является причиной подростковой агрессии. Ученые считают, что дети проявляют агрессивность в повседневной жизни намного чаще, если постоянно наблюдают её у родителей, если она стала нормой в его жизни. Также к отрицательным результатам приводит противоречивость родителей в воспитании и обучении ребенка нормам и правилам поведения. Дети в такой ситуации озлобляются, раздражаются, агрессивно настраиваются против окружающих.

Также формирование агрессии у детей происходит за счет неприятия со стороны родителей – игнорирование, пренебрежение, равнодушие.

Преодоление агрессивности достигается благодаря расположению — готовности и умению слушать, мягкость в общении, ласковое слово, теплый взгляд. 1

1.2 Причины проявления агрессивности детей и подростков

Современное поколение  подростков живет в мире, в котором процесс их социализации намного сложнее. Это обусловлено множеством факторов, среди которых: 1) темп технологического прогресса, предъявляющего все новые и новые требования; 2) увеличение объема информации, который создает массу «шумов», действующих на психику подростка, не определившегося с жизненной позицией; 3) различного рода кризисы, из-за которых потеряна необходимая ориентация в идеалах и ценностях.

Личность ребенка формируется  в окружающей его среде, в частности  малых групп, где он взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Различными авторами разработано множество классификаций неблагополучных семей с детьми, у которых проявляется отклонение в поведении.

Алексеева Л. С. выделяет следующие виды неблагополучных  семей: 1) конфликтная; 2)аморальная; 3)педагогически некомпетентная; 4) асоциальная.

Личко А. Е. различает 4 неблагополучные ситуации: 1)гиперопёка различных степеней; 2)гиперопёка, переходящая в безнадзорность; 3) ситуация, создающая «кумира» семьи; 4) ситуация, создающая «золушек» в семье.

Сочетание различных  факторов оказывают неблагоприятное  влияние на образ жизни ребенка. Часто в формировании агрессивного, асоциального поведения ведущее  место занимает круг общения подростка, и неблагоприятные отношения в семье обуславливают грубость, неприязнь, жестокость.

На первой стадии подросткового  периода (10-11 лет) у детей развивается  очень критичное отношение к  себе, в этом возрасте наиболее выражена физическая агрессия, нежели вербальная.

На второй стадии подросткового  возраста (12-13 лет) сохраняется та же ситуация, что и на первой, только теперь негативное отношение к себе опирается на оценки окружения. На этом этапе растет уровень вербальной и физической агрессии.

На третьей стадии подросткового возраста (14-15 лет) подростки сравнивают своё поведение с нормами общественности. На этом этапе ярче всех выражена вербальная агрессивность.

Подростки, схожие по степени  развития, объединяются в группы, компании, которые в свою очередь, оказывают  сильное влияние на личность подростка, иногда навязывая ему неправильные ценности и манеры поведения. Выделяют группы, характеризующиеся стремлением переложить ответственность на других, пассивным отношением к жизни. Подростки из этих групп отличаются плохой успеваемостью, пренебрежительным отношением к учебе, нежеланием посещать занятия, выполнять работу по дому. Вследствие такого поведения, у них появляется большое количество свободного времени, которое они не используют в рациональных целях: не посещают театры и выставки, не читают книг, не занимаются в секциях, не имеют хобби. Бесполезно проводимое время толкает « неокрепшие умы» на поиск новых приключений, ощущений. Алкоголь и наркотики очень быстро находят себе место в таких компаниях, следствием чего являются драки, кражи, хулиганские поступки.

Установлено, что среди  осужденных за агрессивные преступления подростков, 90% из них на момент преступления находились в состоянии алкогольного опьянения.

На всем протяжении подросткового  периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности:

Таблица  1.Проявления различных форм агрессивности у  подростков 10-15 лет

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

10–11 летние подростки

    48%

    31%

    43%

    44%

12–13 летние подростки

    55%

    47%

    50%

    63%

14–15 летние подростки

    60%

     50%

    71%

    64%




 

Анализ приведенных  данных говорит о том, что у 10-11-летних подростков преобладают физические формы агрессии. С возрастом увеличивается  и негативизм, а также вербальная агрессия.

Половозрастные особенности  проявления агрессивности у подростков многие годы не учитывались в педагогической практике.

Информация о работе Технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения