Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:51, курсовая работа
Актуальность темы несомненна, потому что число детей и подростков с таким поведением стремительно растет.
Объект исследования – технологии социальной работы с детьми агрессивного поведения.
Предметом изучения является сам процесс технологизации.
Основная цель курсовой работы - изучение основных технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.
Введение ………………………………………………………………………… …………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии у детей и подростков…….5
1.1 Психологические особенности детей и подростков…………………..5
1.2 Причины проявления агрессивности детей и подростков…………..7
1.3 Виды агрессии……………………………………………………………....11
1.4. Технологии социальной работы с детьми и подростками
агрессивного поведения………………………………………………………….14
Глава 2. Анализ применяемых технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения в МОУ СОШ № 2 г. Донецка………..21
2.1 Диагностика агрессивного поведения детей и подростков………….. ……..21
2.2 Арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия как технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения………………………23
Заключение ………………………………………………………………………………. …30
Список использованной литературы……………………………………………..32
Приложения………………………………………………………………………..34
Игровая терапия
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
1 |
Вежливые хозяева |
Кукольное представление «Кошкин дом» Ролевая игра «Вежливые хозяева» |
2 |
Если я злюсь… |
Упражнение «Если я злюсь…» Упражнение «Спектакль» Упражнение «Счет до десяти» Игра «Зайчики» |
3 |
Бежим от злости |
Гимнастика Игра «Дрова» Игра «Подушки» Игровой массаж |
4 |
Помощь |
Беседа «Помощь» Игра «Доктор или медсестра» |
5 |
Словарик хороших слов |
Игра «Словарик хороших слов» Игра «Поводырь» Игра «Диспетчер» |
В результате прохождения курса игровой терапии дети и подростки справляются с психологической травмой и текущими проблемами, а также учатся преодолевать свои эмоциональные трудности, становятся более уверенным в себе, могут выражать свои эмоции адекватным и безопасным способом и многое другое. Игровая терапия позволяет посредством игры выйти на взаимодействие с внутренним миром ребенка и безопасно трансформировать опыт прошлого в новое осмысление.
Сказкотерапия
В сказкотерапии подбор материала идет с учетом особенностей современного развития детей.
Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими... Таких целей с помощью сказкотерапии удается достичь, потому что: во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира; во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми; в-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
Исследовав и проанализировав данные технологии можно сделать ряд выводов.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли детей от «напастей», учили их жизни. Уже сегодня, говорят, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была положена в основу сказкотерапии.
В импровизационной игре создаются специальные стрессовые ситуации испуга, обвинения, спора, и ребенку предоставляется возможность их самостоятельного разрешения. Если он не может сделать это приемлемым образом, ему подсказываются пути разрешения конфликта, но не прямо, а через соответствующее поведение персонажа, изображаемого педагогом. Подобное поведение подразумевает уверенность, кооперацию, ролевую гибкость, отсутствие страха и агрессивности.
Также из данной курсовой работы можно увидеть, что и арт-терапия является сильным механизмом коррекционного воздействия.
Она состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
Арт-терапия позволяет:
Для выявления агрессивных тенденций личности был повторно использован опросник Басса - Дарки. Он позволил проследить за динамикой проявлений агрессивности и враждебности группы учащихся 5 класса школы № 2.
В результате сопоставления результатов исследования, полученных в начальной и заключительной стадиях, были выявлены изменения в положительной корректировке исследуемых характеристик личности детей - агрессивные тенденции снизились на 12%, враждебность на 8%.
В процессе исследования были разработаны анкеты, которые должны были выявить мнение родителей и педагогов учащихся 5 класса СОШ № 2, на предмет: 1) сколько детей проявляют агрессию, 2) какие занятия проводятся с учащимися, 3) способствуют ли эти занятия снижению агрессивности и 4) какие технологии считаются наиболее эффективными. ( Приложение 3)
Результаты анкетирования выглядят следующим образом:
80 % педагогов считают, что вся группа 5 класса, состоящая из 10 человек, проявляет агрессию.
20 % педагогов считают, что 7 из 10 учащихся проявляют агрессивность.
Педагоги:
Педагоги: ДА – 80%, НЕТ – 20%
Педагоги:
Учитывая мнение родителей и педагогов можно сделать выводы, что почти все считают что учащиеся 5 класса проявляют агрессию; с детьми проводится работа, в частности технологии арттерапии, сказкотерапии и игровой терапии; опрашиваемые сошлись во мнении, что занятия способствуют снижению агрессии у подростков; наиболее эффективной технологией считается арттерапия, затем сказкотерапия и игровая терапия.
Заключение
Для изучения феномена агрессивности нужно в первую очередь определить, что представляет собой агрессия и агрессивное поведение, выделить основные черты, виды агрессии, классификации.
В настоящее
время изучены условия
Особенно важно определить, что повлияло на формирование агрессивного поведения у ребенка. Необходимо знать какой вид агрессии преобладает на каждом возрастном этапе. Благодаря этому можно определить, где произошло нарушение, какова причина появления агрессии, и сделать прогноз о её развитии..
В данной курсовой работе рассматриваются причины, факторы, способствующие возникновению агрессивных тенденций, а также ряд технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения, таких как: сказкотерапия, игротерапия и арт-терапия.
В результате проведенного исследования можно придти к ряду выводов.
Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения детей можно использовать рисование, музыку, подвижные игры и т.д. Агрессивные проявления можно снимать с помощью различных упражнений. Дети хорошо осваивают их только в том случае, если агрессивность на самом деле приносит этим детям много проблем, и они это осознают.
Особый интерес представляет технология арт – терапии, т.к. она является наиболее эффективной.
В результате исследования можно подвести следующие итоги: вследствие сопоставления результатов исследования по опроснику Басса - Дарки, полученных в начальной и заключительной стадиях эксперимента, были выявлены изменения в положительной корректировке исследуемых характеристик личности детей - агрессивные тенденции снизились на 12%, враждебность на 8%.
Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что применяемые коррекционные технологии социальной работы будут эффективно влиять на снижение агрессии у детей.
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ВОПРОСНИК БАССА - ДАРКИ
1. Временами
я не могу справиться с
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
3. Я легко
раздражаюсь, но быстро
4. Если меня не попросят по - хорошему, я не выполню просьбы
5. Я не всегда получаю то, что мне положено
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
8. Когда мне случалось обмануть кого — нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
10.Я никогда
не раздражаюсь настолько,
12.Если мне
не нравится установленное
13.Другие умеют
почти всегда пользоваться
14.Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
15. Я часто бываю, не согласен с людьми
16.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
17.Если кто - нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
18.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми
19.Я гораздо более раздражителен, чем, кажется
20.Если кто
- нибудь корчит из себя
21.Меня немного огорчает моя судьба
22.Я думаю, что многие люди не любят меня
Продолжение приложения 1
23.Я не могу
удержаться от спора, если
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
25.Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
26.Я не способен на грубые шутки
27.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
28.Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29.Почти каждую неделю я вижу кого - нибудь, кто мне не нравится
30. Довольно многие люди завидуют мне
31.Я требую, чтобы люди уважали меня
Информация о работе Технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения