Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:49, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности технологии социальной работы с наркозависимыми людьми.
Задачи:
1.Изучить понятие наркомании и причины ее возникновения.
2.Рассмотреть характеристику наркомании на разных этапах развития человека.
3.Изучить специфику социальной работы с наркозависимыми.
4.Разработать рекомендации по совершенствованию профилактической работы с подростками.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
Глава 1.НАРКОМАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА……6
1.1 Понятие наркомании и причины ее возникновения…………………6
1.2 Характеристика наркомании на разных этапах развития человека..17
Глава2.СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАРКОЗАВИСИМЫМИ ПОДРОСТКАМИ…………………………..……….23
2.1 Специфика социальной работы с наркозависимыми……………..23
2.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию профилактической работы с подростками……………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………42
Библиографический список………………………………………………45
2. В области профилактики:
способствует проведению
3. В области лечения:
устанавливает первичный
4. В области реабилитации:
координирует реабилитацию
5. Специалист должен знать:
постановления, распоряжения, приказы
вышестоящих органов,
Для социальных работников,
не имеющих медицинского образования
в области работы с подростками-наркоманами
необходимы специальные знания о
био-психо-социальной модели химической
зависимости, о зависимости и
социуме в микро - и макропроявлениях,
о моделях и принципах лечения
наркотически зависимых подростков.
Социальный работник должен использовать
в своей работе знания о семье
и созависимости, о личностных, этнических,
социальных и культурных факторах образования
и развития зависимости, о СПИДе
и наркомании, а также о профилактике
зависимости. Социальный работник должен
учитывать этические
Помимо требований к профессиональным
умениям и навыкам
Специалист, принимающий
участие в профилактической
Многие исследователи
пришли к выводу, что сильнее
всего риск употребления
Поэтому психологическая
поддержка ребенка необходима
именно в школьный период
Строя отношения с подростком, важно учитывать необходимость возможностей индивидуального самовыражения, проявления его личностных качеств и инициатив. В доверительном личностном общении подростку легче разобраться в самом себе, критически осмыслить свое поведение, сохраняя общую положительную оценку себя.
Кроме того, необходимо помнить, что среди подростков бытует огромное количество мифов, разного рода толков и пониманий проблемы зависимости и употребления ПАВ. Это так называемые «уличные мифы», которые трудно поддаются коррекции путем беседы со взрослыми и легко меняются в своей группе. Поэтому, на наш взгляд, более результативными оказываются усилия, направленные на реальную помощь подросткам в решении их психологических задач взросления и создание условий для самореализации.
Учитывая специфику работы в образовательном учреждении, условия, диктующие взаимоотношения с подростками, можно констатировать, что вышесказанное относится к разряду желаемого и не всегда легко выполнимого. Но особенность профилактической деятельности определяет некоторые обязательные условия, от выполнения которых напрямую зависит эффективность всей проводимой работы.
При работе с подростками не следует использовать тактики «запугивания», ложной информации, искажения информации о ПАВ, преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками, описания их воздействия, эффекта опьянения, упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков, ПАВ, «исторического» аспекта употребления ПАВ, оправдания потребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.
Таким образом, в
обобщенной форме правила
Социальная работа в наркологии находится на начальном этапе своего развития. Еще не закончено формирование программ социальной реабилитации больных, не до конца оформилась роль специалистов по социальной работе в общем процессе лечения и взаимодействия со специалистами смежных специальностей. При очевидной актуальности развития практики медико-социальной работы в наркологии, не менее актуальна разработка ее теоретических и организационно-методических основ.
Задачей первостепенной важности является создание системы уличной социальной работы, включающей мобильные группы специалистов, ориентированных на выявление неформальных подростковых объединений на уровне микрорайона, организующих каналы общения социальных учреждений с молодежной субкультурой, разрабатывающих социальные программы по коррекции и реабилитации.
Такие специалисты призваны выполнять функции посредников между детьми и подростками «группы риска» и оперативными службами территориально управления и самоуправления.
Специалисты
по социальной работе в
-в программах первичной
профилактики зависимости от
ПАВ, как в организованных, так
и в неорганизованных
-выявляют лиц, входящих в группы риска, и работают с ними;
-содействуют в привлечении
к лечению лиц, нуждающихся
в нем,
устанавливают контакт с
На условном
медицинском этапе, когда
-принимают участие в специальных тренингах,
-способствующих ранней
реадаптации и реабилитации
-организуют семейные группы и участвуют в семейной психотерапии,
-вместе с клиентами
ищут пути решения
На условном
послемедицинском этапе
Особенность
социальной работы с
Медицинские
работники на практике
Направления
деятельности специалиста по
социальной работе в любой
сфере социальной помощи
2.2.Профилактика
наркомании как технология
На сегодняшний день общепризнанным считается, что наркомания является не столько проблемой медицинского характера, сколько проблемой социальной, так называемой социальной болезнью. Поэтому, для эффективной борьбы с ростом наркотизма недостаточно только лечения и реабилитации наркоманов. Особое место в этом процессе должна занимать превентивная работа с группами риска. Необходимость проведения профилактической работы в подростковой и молодежной среде приобретает все большее значение.
Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3% заболевших и более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий.
В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
- Первичная профилактика
- это комплекс превентивных
Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.
Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной. Она основывается на комплексном системном исследовании влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения. К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на неблагоприятное влияние наркопровоцирующих факторов; либо на повышение устойчивости организма человека к данным факторам.9
- Вторичная профилактика
ориентирована на группу риска.
- Третичная профилактика
- это оказание помощи людям,
страдающим алкоголизмом и
Подросток попадает в поле
зрения специалистов, как правило, с
уже сформировавшимся заболеванием,
когда проявились все трагические
последствия потребления
Работая в области антинаркотического
просвещения, следует избегать тактики
запугивания, поскольку она неэффективна.
Нецелесообразны разовые
Информация о работе Технологии социальной работы с наркозависимыми