Технологии социальной работы с наркозависимыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности технологии социальной работы с наркозависимыми людьми.
Задачи:
1.Изучить понятие наркомании и причины ее возникновения.
2.Рассмотреть характеристику наркомании на разных этапах развития человека.
3.Изучить специфику социальной работы с наркозависимыми.
4.Разработать рекомендации по совершенствованию профилактической работы с подростками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
Глава 1.НАРКОМАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА……6
1.1 Понятие наркомании и причины ее возникновения…………………6
1.2 Характеристика наркомании на разных этапах развития человека..17
Глава2.СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАРКОЗАВИСИМЫМИ ПОДРОСТКАМИ…………………………..……….23
2.1 Специфика социальной работы с наркозависимыми……………..23
2.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию профилактической работы с подростками……………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………42
Библиографический список………………………………………………45

Файлы: 1 файл

технология соц раб курсовикЕ.docx

— 89.95 Кб (Скачать файл)

Лечение и освобождение от наркотической зависимости –  это целый комплекс медицинских  и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными  и моральными затратами, а положительный  исход возможен далеко не всегда, так  как на сегодняшний день адекватной системы помощи наркозависимым не существует.

До настоящего времени  медиками и психологами не разработаны  эффективные методы лечения и  реабилитации больных наркоманией. Не создано действенной системы  антинаркотической пропаганды. За последние  восемь лет число наркологических  диспансеров сократилось в 1,5 раза, число наркологических коек – в 2,5 раза.

Серьезным препятствием для  повышения эффективности терапии  больных наркоманией является отсутствие в стране реабилитационных центров  и отделений, рассчитанных на длительное пребывание больных. Не решен вопрос об использовании в наркологических  учреждениях специально подготовленных психологов и социологов.

Исходя из этого, нельзя рассматривать  лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может  дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры.

Профилактика должна быть ориентированна на выявление и устранение социальных и социально-психологических  причин зависимости. Это могут быть меры административного и юридического характера, направленные на борьбу с  незаконным оборотом наркотиков, которые  обеспечиваются соответствующей законодательной  базой и правоохранительными органами. Это могут быть меры социальной направленности, призванные укрепить авторитет и привлекательность института семьи и школы; возрождение культурных и духовных традиций в обществе. Это могут быть медицинские меры, снижающие риск наркотизации предрасположенных к этому заболеванию категории людей, так называемой «группы риска». Наконец, это могут быть психолого-педагогические меры, направленные как на личность молодого человека, так и на молодежно-подростковые группы.

Немедицинское использование  психоактивных препаратов неизбежно  в любом обществе. Понять, какую  роль играют наркотики в жизни  молодых людей необходимо. Употребление наркотиков наносит существенный ущерб  личности и обществу, в целом. Основная часть потребителей наркотиков –  молодежь и одним из следствий  наркомании является физическая и социальная деградация наиболее активной части  населения.

Во всем мире программы  профилактики – это наиболее распространенные формы антинаркотического просвещения, и в настоящий момент они многим кажутся панацеей. Но следует учитывать, что в нашей стране  антинаркотические  компании базировались жесткой административной направленностью всех мероприятий. Опасения возможной социальной депривации обуславливали уклонение потребителей наркотиков и их родственников от наблюдения, лечения и любых контактов  с государством.

Профилактические программы  должны создаваться не по распоряжению «сверху» и не в едином варианте для всех категорий населения. Например, в школах, помимо учащихся, необходимы программы и для родителей, учителей, а также профилактика на местном территориальном уровне.

Для объективного определения  серьезности и размеров проблемы, связанной с употреблением наркотиков в немедицинских целях и для  оценки эффективности политики в  области наркопотребления необходимо использовать весь объем информации о распространенности данного явления и связанных с ним факторах индивидуального и социально-культурного порядка. Политика, основывающаяся на утопической вере, что немедицинское использование наркотических препаратов можно искоренить, не способна изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.

Таким образом, на сегодняшний  день вопрос о злоупотреблении наркотическими средствами и психотропными веществами по прежнему является актуальным, и  его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом. 

Наркомания - реальная угроза национальной безопасности. На сегодняшний  день вопрос о наркоманизации по прежнему является актуальным, и его окончательное  решение остается за законодателями, врачами и обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белогуров С.Б. Популярно  о наркотиках и наркоманиях.  СПб; М.: Невский диалект - Издательство  БИНОМ, 2008.  160 с. 

2. Битенский, В.С., Херсонский, Б.Г., Дворяк, С.В. , Глушков, В.А. Наркотики  в нашей жизни - К.: Здоровье, 2009, с. 118.

3. Валентик, Ю.В. Медико-социальная  работа в наркологии. Зыков, О.В., Сидоров, П.И., Цетлин, М.Г. - Изд-во  Архангельской Гос. Мед. Академии. -Архангельск, 2007, с. 234.

4. Вестник общественного  мнения: данные, анализ, дискуссии // Социологический журнал, 2007, №2, с. 16.

5. Гаранский, А.Н. Наркомания: причины, последствия, меры защиты. - Издательство Ю. Мандрики, Тюмень, 2009, с. 206.

6. Готчина, Л.В. Понятие  и сущность социальной профилактики  наркотизма и наркозависимости  в молодежной сфере: учебное  пособие. - Белгород : МВД России, 2005, с. 321.

7. Зайнышек, И.К. О качестве  подготовки специалистов. // Вестник  социальной работы, 2008, №1, с. 68.

8. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г.

9. Лапко, А.Н. Наркомания  как социальное явление // Закон  и право, 2010, №9, с. 23.

10. Лисецкий, К.С., Матынга,  И.А. Психология и профилактика  ранней зависимости.- Самара: Б.и., 2008, с. 296.

11. Молодежь против СПИДа.  Российское общество Красного  Креста- М.: Медицина и профилактика, 2007, с. 61.

12. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления:  Пособие для педагогов и родителей  // Под общей ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н.Гаранского. - М.: Издательство  ВЛАДОС - ПРЕСС, 2009, с. 379.

13. Садыкова, Р.Г. Общество  против наркотиков. Информация, технологии, опыт. // Карапетян, А.А. - Казань: Агенство  Информ-клуб ЭС, 2009, с. 311.

14. Предупреждение подростковой  и юношеской наркомании. Под ред.  Березина, С.В., Лисецкого, К.С. - М.: Институт  психотерапии, 2008, с. 275.

15. Социальная работа. // Под  ред. И.А. Зимней. - М.: Проспект, 2007, с. 206.

16. Социальная работа: теория  и практика: Учеб. Пособие / Отв.  ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова,  д.и.н. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2009, с. 345.

17. Теория и методика  социальной работы. / Под ред. П.Д.  Павленка. - М.: Проспект, 2009, с. 218.

18. Технология социальной  работы.: Уч. Пособие / Под ред.  И.Г. Зайнышева.- М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2008, с. 307.

19. Фирсов, М.В., Студенова,  Е.Г. Теория социальной работы.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008, с. 357.

20. Эффективность социальной  работы: Методологический семинар. / Сост. ред. В.В. Колков. - М.: ИНФРА-М, 2007, с. 165.

21. Электронный ресурс [http://www.narkotiki.ru/]

1Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб; М.: Невский диалект - Издательство БИНОМ, 2002, с. 160.

2 Наркология. Методические рекомендации - М: Лаборатория базовых знаний, 2000 г, с.38.

3Электронный ресурс[ http://www.narkotiki.ru/]

4  Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общей ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н.Гаранского. - М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003, с. 379.

5 Макеева, А. Г. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: пособие для учителя начальной школы / А. Г. Макеева. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 370с.

6 Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2009, с. 345.

7 Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008, с. 357.

8 Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. … Технологии социальной работы

9Готчина, Л.В. Понятие и сущность социальной профилактики наркомании и наркозависимости в молодежной сфере: учебное пособие. - Белгород : МВД России, 2005, с. 321.

10 Технология социальной работы.: Уч. Пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008, с. 307.

11  Технология социальной работы.: Уч. Пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, с. 307.

12  Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: Проспект, 2005, с. 218.

13  Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: Проспект, 2005, с. 218.

 


Информация о работе Технологии социальной работы с наркозависимыми