Технологии социальной работы с наркозависимыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности технологии социальной работы с наркозависимыми людьми.
Задачи:
1.Изучить понятие наркомании и причины ее возникновения.
2.Рассмотреть характеристику наркомании на разных этапах развития человека.
3.Изучить специфику социальной работы с наркозависимыми.
4.Разработать рекомендации по совершенствованию профилактической работы с подростками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
Глава 1.НАРКОМАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА……6
1.1 Понятие наркомании и причины ее возникновения…………………6
1.2 Характеристика наркомании на разных этапах развития человека..17
Глава2.СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАРКОЗАВИСИМЫМИ ПОДРОСТКАМИ…………………………..……….23
2.1 Специфика социальной работы с наркозависимыми……………..23
2.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию профилактической работы с подростками……………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………42
Библиографический список………………………………………………45

Файлы: 1 файл

технология соц раб курсовикЕ.docx

— 89.95 Кб (Скачать файл)

Групповые формы работы активно  используются как наиболее выполняющие  обязательное условие профилактики злоупотребления наркотиков: строить  работу таким образом, чтобы недирективно, не нанося ущерба, войти во взаимодействие с подростками и вызвать при  этом определенный благотворный, активизирующий личность эффект.11

Необходимым условием успешности профилактических методов является применение в групповых занятиях различных подходов в работе: это  могут быть развивающие и диагностические  программы, групповые дискуссии, ролевые  игры и другие психотерапевтические методики.

Профилактика - это система  комплексных государственных и  общественных, социально-экономических  и медико-санитарных, психолого-педагогических мероприятий и всемерное укрепление здоровья. Главная стратегическая цель профилактики наркотизма - развитие процесса осознания собственного поведенческого выбора, наиболее оптимального и эффективного для данной конкретной личности.12

В ходе выполнения профилактических программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на социальное и экономическое  благополучие человека. Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления  наркотическими средствами и психотропными  веществами, не только для самого наркомана, но и для общества. Необходима пропаганда здорового образа жизни, позволяющего на основе формирования жизненной оптимальной  установки противостоять желанию  попробовать наркотик даже в стрессовой ситуации.

  Избавление человека  от физической зависимости от  наркотика - это только первый  шаг при лечении наркомании. Дело  в том, что помимо физических  болей, у зависимого человека остается искажённый опыт о культуре человеческих взаимоотношений, социальных норм, необходимых для эффективного взаимодействия с людьми, ролей, видов деятельности, опыта общения. Многолетняя практика показывает, что одними медицинскими средствами с наркоманией не справиться. Наркомания не обычная болезнь - это состояние, которое изменяет всю личность целиком. Вот поэтому должны применяться комплексно и медицинские, и воспитательные меры.

Для эффективной реабилитации необходимо научить человека жить без  наркотика, найти способы самореализации, приобрести опыт решения проблем. Для  более эффективного воздействия  на больного, лечение и социальная реабилитация наркоманов должна проводиться  в учреждениях закрытого типа и в течение длительного периода  времени. При этом они должны строиться  на неукоснительном соблюдении следующих  принципов:

Максимальная индивидуализация реабилитационных технологий: первая ступень - определение индивидуальных условий прохождения курса лечения  и реабилитации каждого наркомана (стационарные, полустационарные или  амбулаторные программы), клинических  особенностей заболевания, социальных осложнений, вызванных употреблением  героина, определение особенностей структуры личности, микросоциального окружения зависимого. Вторая ступень - анализ собранной информации, составление  индивидуального профиля каждого  наркомана и включение его  в подходящую для него программу  ребилитации.

Комплексный подход к лечению  и реабилитации. Наркологические  заболевания у каждого конкретного  зависимого состоят из одних и  тех же составляющих (биологические  и социально-психологические), но удельный вес этих составляющих различен. Одни больные - с биологической предрасположенностью к наркотической зависимости, а  другие втягиваются в процесс  злоупотребления под влиянием среды, то есть на первом месте у них  стоят социально-психологические  факторы. Но, тем не менее, независимо от преобладания тех или иных факторов, на всем протяжении реабилитационного воздействия оно должно быть комплексным, включая в себя медикаментозное, психотерапевтическое и социальное воздействие, причем продолжительность частей реабилитационного процесса у разных наркоманов разная.13

О принципе добровольности следует сказать отдельно: по отношению  к больным с героиновой зависимостью данный принцип может применяться  условно, в зависимости от тяжести  заболевания и социально-психологических  особенностей индивида. В том случае, если пациент злостно уклоняется от самостоятельного обращения за медицинской  помощью, ведёт асоциальный образ  жизни, грубо социально дезадаптирован, то о добровольности лечения и  социальной реабилитации речи идти не может. К сожалению, на сегодняшний  день законодательная база, обеспечивающая принудительные меры медицинского характера, очень несовершенна.

Как утверждают специалисты, в их распоряжении есть немало способов, позволяющих человеку преодолеть депрессию, затормозить, а затем и загасить совсем деятельность внутренних механизмов патологического влечения к наркотикам. Иначе говоря, они способны разрушить  функциональные системы патологических пристрастий. Основное орудие этого  этапа - реабилитационные программы.

Основные элементы программы  реабилитации наркозависимых: психологические  занятия и тренинги (упражнения коммуникации, работа против стресса, агрессии и т.д.); трудотерапия; музыкально-терапевтические  и досуговые занятия; занятия  спортом.

Основной целью специалистов по социальной работе в деле реабилитации наркозависимыхстановится помощь наркоману  в осознании особенностей его  болезни - они должны помочь человеку, попавшему в зависимость и  его семье научиться полноценно жить несмотря на эту болезнь, не испытывая чувства вины и обреченности.

Таким образом, с полной уверенностью можно утверждать, что реабилитация наркозависящих людей - это очень  сложные, требующие больших усилий, как со стороны клиента, так и  со стороны группы специалистов, и  длительного периода времени  процессы.

 

2.3 Разработка  рекомендаций по совершенствованию  профилактической работы с подростками  в школе

Наркомания и токсикомания – проблемы преимущественно подростковые, так как приобщение личности к  наркотическим и токсическим  средствам обусловлено в определенной степени особенностями ее физиологического и психического развития. Это время  быстрых перемен и трудных  исканий. Одновременно подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить  свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают  чувство индивидуальной и коллективной ответственности. В России насчитывается  более 2,5 млн. наркоманов. 20% от общего числа - это школьники, 60% - молодежь в возрасте 16-30 лет.

Для изучения отношения подростков к наркотикам и причины употребления наркотических веществ нами было проведено исследование в средней  общеобразовательной школе №6 г. Орел в 9 классах. Основным методом нашего исследования стало анкетирование. В нем приняло участие 50 подростков. Ученикам задавалось 15 вопросов, на которые им необходимо было ответить. Средний возраст респондентов 15 лет.

Условия воспитания в семье  на наш взгляд существенно влияют на развитие и становление подростка  как личности. 60% респондентов воспитываются в неполных семьях. Как правило, именно проблемы в семье толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращения ребенка к наркотикам. Психологами давно доказано, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У 55% опрошенных взаимоотношения с родителями дружеские, 25% отмечают непонимание в семье, остальные 20% видят конфликт с родителями. Проблема взаимоотношений родителей и детей существовала во все времена. Но наиболее напряженные отношения присущи именно подростковому возрасту, когда ребенок переживает пубертатный кризис, связанный с половым созреванием и психологическим взрослением. В этот период подросток стремиться быть независимым от взрослых, освободиться от их опеки, контроля. Поэтому для подростка характерна конфликтность взаимоотношений с родителями.

Досуг - одна из важнейших  составляющих структуры свободного времени. По результатам исследования почти все подростки большую  часть свободного времени тратят на общение с друзьями, просмотр телевизора, компьютерные игры и Интернет. 8% - на занятие спортом, 4% - чтение книг. Посещение клубов и дискотек занимает у подростков 30% свободного времени. На организацию досуговой деятельности оказывают влияние множество факторов, в том числе, общекультурные тенденции, экономический, образовательный статус семьи.

На вопрос по какой причине  молодые люди чаще всего пробуют  наркотики 90% опрошенных поставили четыре предложенных варианта ответа. Это были: 1) чтобы не отставать от сверстников, 2) для снятия напряжения, ухода от проблемы, 3) из любопытства, 4) это модно. На сегодняшний день подростки подвергаются огромному влиянию моды. В магазинах продавцы предлагают аксессуары с наркосимволикой, наркотики стали неотъемлемым атрибутом молодежных вечеринок, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек. Федеральный закон РФ «О наркотических и психотропных веществах» гласит, что «запрещена пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, в том числе пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья; реклама наркотических средств и психотропных веществ может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Распространение в целях рекламы образцов средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается; нарушение норм, установленных настоящей статьей, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Наркотики входят в нашу жизнь, становятся совершенно нормальной и обоснованной ее частью, они входят в моду, как в неотделимую часть медиа-индустрии, шоу- и кинобизнеса, несмотря на то, что популяризация образов всех популярных наркотиков запрещена.

Негативное, осуждающее отношение  подростков к людям, употребляющим  наркотики отмечают 26%, 70% относятся безразлично, 4% испытывают жалость к людям, больным наркоманией.

Диаграмма 1. Отношение подростков к людям, употребляющим наркотики.

 

 

У 38% опрошенных есть знакомые, употребляющие наркотики – это говорит о том, что настоящая проблема сильно затрагивает наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет.

Средний возраст начала приобщения к наркотическим веществам снизился до 14-14,5 лет. Наше исследование показывает, что 30% опрошенных попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики, из них 60% мальчиков и 40% девочек.

В качестве причин, которые  способствовали употреблению наркотиков, школьники указывают любопытство  и веяние моды. 24% респондентов впервые попробовали наркотики на дискотеках, именно в клубах бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу.

98% детей на вопрос о  том, куда бы они обратились  при возникновении проблем с  наркотиками, выбрали три варианта: друзьям, родителям, врачам. Подростку  нужен кто-то, к кому можно прийти  за пониманием, одобрением и советом.

Проанализировав результаты проведенного нами исследования можно  сказать, что несмотря на проводимую в школе профилактическую работу, 30% опрошенных нами учеников хотя бы раз пробовали наркотики в виду различных причин. Мы предлагаем помимо осуществляемых мер ввести следующие:

1) предоставить взрослым  возможность познакомиться с  информацией и статистикой по  проблеме профилактики ПАВ;

2) убедить родителей в  необходимости активного обсуждения  этой проблемы в семье;

3) применять приём, когда  к проведению тематических мероприятий  привлекаются сами несовершеннолетние, т.е. ученик обучает ученика,  что решает сразу несколько  задач: - охват работой достаточно  большой аудитории несовершеннолетних; - формирование устойчивых антинаркотических  установок как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем  они занимаются; - развитие чувства самоуважения и ответственности; - формирование навыков, важных для взрослой жизни;

4) постоянно развивать  систему дополнительного образования,  где ребята смогут посещать  кружки по интересам, спортивные  секции, художественно-музыкальные  студии;

5) регулярно на базе  школы для учащихся, родителей  и педагогов проводить просмотр  видеофильмов и антирекламных  роликов по данной проблеме;

6) каждую четверть библиотекарем  школы проводить обзор новых  журналов, книг, специальной литературы, посвящённых профилактике наркомании.

На наш взгляд эти весьма простые рекомендации не только усовершенствуют  профилактическую работу с подростками  в школе, но и принесут весьма положительные  результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Употребление наркотиков – одна из наиболее серьезных проблем  в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст  их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения  различными инфекциями, включая СПИД.

Информация о работе Технологии социальной работы с наркозависимыми