Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Цель - систематизировано изучить наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими, участниками боевых действий, вернувшимися из «горячих точек», а также рассмотреть технологии социальной работы с ними. Задачи: Дать анализ нормативно-правовой базы в отношении военнослужащих; Рассмотреть правовой статус военнослужащих Российской армии; Изучить особенности адаптации и социальной реабилитации военнослужащих, участников боевых действий, как одной из социально-уязвимых групп населения; Провести анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил и путей их решения: Изучить технологии социальной работы с военнослужащими.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования социальной работы с военнослужащими………………………………………………………………...5
Статус военнослужащих в Российской армии, их основные права, свободы и гарантии………………………………………………………..5
Психология войны и её связь с социальной работой………………….12
Понятие, сущность, цели, задачи и функции военно-социальной работы……………………………………………………………………...14
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….18
Глава 2. Основные проблемы социальной сферы Вооруженных сил……….21
Определение статуса «участник боевых действий»……………………21
Анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил………………..24
Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»…………………………………………………………...31
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 70.17 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

Кафедра семейной, гендерной  политики и ювенологии

 

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой

_______________/Н.М. Романенко

«___» ________ 2013г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Социальные технологии работы с  молодежью»

 

Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса,

очной формы обучения

Жданова Ольга Викторовна

 

Научный руководитель:

к.пед.н., доцент

Фомина Светлана Николаевна

 

 

 

Москва 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования социальной работы с военнослужащими………………………………………………………………...5

    1. Статус военнослужащих в Российской армии, их основные права, свободы и гарантии………………………………………………………..5
    2. Психология войны и её связь с социальной работой………………….12
    3. Понятие, сущность, цели, задачи и функции военно-социальной работы……………………………………………………………………...14

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….18

Глава 2. Основные проблемы социальной сферы Вооруженных сил……….21

    1. Определение статуса «участник боевых действий»……………………21
    2. Анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил………………..24
    3. Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»…………………………………………………………...31

Вывод по 2 главе…………………………………………………………………36

Заключение……………………………………………………………………….37

Список литературы………………………………………………………………38 

Введение

Актуальность темы. Лица, защищающие свою Родину, берут на себя огромную ответственность перед  обществом и государством – долг служить верой и правдой.

Многие тысячелетия человечество наряду с развитием культуры, науки, общественного сознания совершенствовало формы, средства и методы вооруженного разрешения различных конфликтов. На пороге XXI века проблема использования  военной силы при решении тех  или иных спорных вопросов отнюдь не дает оснований надеяться на то, что кошмары и ужасы войны  останутся лишь в истории человечества. Пока существует угроза вооруженного насилия, будет существовать необходимость  противодействия этой угрозе также  с применением вооруженной силы.

По подсчетам историков  советские (российские) военные специалисты  за последние 50 лет командировались  по линии 10-го Главного управления генерального штаба ВС РФ и Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ в более чем 120 стран  мира. Если к этому числу присовокупить значительное количество военнослужащих, прошедших «горячие точки» на территории республик бывшего СССР, а в настоящее время - через вооруженный конфликт на территории Северокавказского региона РФ, то значимость решения данной проблемы предстает с еще более рельефной и масштабной стороны. Тенденция активного участия российских военнослужащих в вооруженных конфликтах продолжается и сегодня и, как представляется, сохраниться на ближайшую и среднесрочную перспективу: достаточно сказать, что лишь в последние 10 лет XX века зарегистрировано 93 военных конфликта с участием 70 стран мира.

В широком спектре проблем, имеющихся сегодня в указанной  сфере, наиболее значимыми являются: проблема критериев отнесения военнослужащих к категории участников и ветеранов  боевых действий; вопрос законодательного закрепления их статуса; проблема совершенствования нормативно-правовой базы их социальной защиты, устранение имеющихся пробелов и противоречий в данном законодательстве. Значимость проблемы критериев отнесения военнослужащих к категории участников боевых действий в контексте военно-социальной политики обусловлена тем, что именно официальное нормативное закрепление факта участия военнослужащего в боевых действиях является основанием для предоставления ему дополнительных льгот, гарантий и компенсаций, обусловленных выполнением им боевых задач, сопряженных с риском для жизни и здоровья.

Объект - процесс социальной реабилитации и адаптации военнослужащих, вернувшихся из «горячих точек»

Предмет - технологии социальной работы с военнослужащими, участниками  боевых действий, вернувшимися из «горячих точек».

Цель  - систематизировано  изучить наиболее важные направления  социальной работы с военнослужащими, участниками боевых действий, вернувшимися из «горячих точек», а также рассмотреть  технологии социальной работы с ними.

Задачи:

  1. Дать анализ нормативно-правовой базы в отношении военнослужащих;
  2. Рассмотреть правовой статус военнослужащих Российской армии;
  3. Изучить особенности адаптации и социальной реабилитации военнослужащих, участников боевых действий, как одной из социально-уязвимых групп населения;
  4. Провести анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил и путей их решения:
  5. Изучить технологии социальной работы с военнослужащими.
  6.  

Глава 1. Теоретические предпосылки  исследования социальной работы с военнослужащими

    1. Статус военнослужащих в Российской армии, их основные права, свободы и гарантии

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных  государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих»[1], федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное  время, в период мобилизации, во время  исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения  и при вооружённых конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами российской Федерации.

Военнослужащие проходят военную службу по контракту или  военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности  и военной службе»[2].

К основным правам и свободам военнослужащих, граждан уволенных  с военной службы, и членов их семей относятся[4]:

1. Защита свободы, чести  и достоинства военнослужащих.

Военнослужащие находятся  под защитой государства. Никто  не вправе вмешиваться в служебную  деятельность военнослужащих, за исключением  лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, а также  Уставом внутренней службы Вооруженных  Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной  и караульной служб Вооруженных  Сил Российской Федерации.

2. Право на свободу  передвижения и выбор места  жительства.

Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с  учетом необходимости поддержания  ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности  прибытия к месту военной службы.

3. Свобода слова. Право  на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.

Военнослужащие, реализуя право  на свободу слова, выражение своих  мнений и убеждений, доступ к получению  и распространению информации, не вправе разглашать государственную  и военную тайну, обсуждать и  критиковать приказы командира. Военнослужащие вправе в свободное  от исполнения обязанностей военной  службы время мирно, без оружия участвовать  в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части. Участие  военнослужащих в забастовках, а  равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как  средство урегулирования вопросов, связанных  с прохождением военной службы, запрещаются[5].

4. Свобода совести и  вероисповедания

Военнослужащие в свободное  от военной службы время вправе участвовать  в богослужениях и религиозных  церемониях как частные лица. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам  отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к  религии.

5. Право на участие  в управлении делами государства  и общественными объединениями.

Военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.

6. Право на труд[6].

Право на труд реализуется  военнослужащими посредством прохождения  ими военной службы. Государство  гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта  в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе; повышение квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора; увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций  в соответствии с полученной квалификацией  и со сроком военной службы.

7. Служебное время и  право на отдых.

Общая продолжительность  еженедельного служебного времени  военнослужащих, проходящих военную  службу по контракту, не должна превышать  нормальную продолжительность еженедельного  рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации. Порядок  учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения  военной службы[7].

Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части  в соответствии с требованиями общевоинских уставов. Военнослужащим, проходящим военную  службу по контракту, ежегодно предоставляется  основной отпуск. Военнослужащим-ветеранам  боевых действий, указанным в Федеральном  законе «О ветеранах»[8], предоставляется  отпуск продолжительностью 15 суток.

8. Денежное довольствие.

Денежное довольствие  военнослужащих состоит из месячного  оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного  оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих месячных и иных дополнительных выплат[9].

9. Дополнительные выплаты

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно  исполняющим обязанности военной  службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов  денежного содержания. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в  размере до трех окладов денежного  содержания, а также оказывается  материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного  содержания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при убытии в отпуск по болезни, и курсантам  военных образовательных учреждений профессионального образования  до заключения с ними контракта о  прохождении военной службы при  убытии в основной отпуск, а также  в отпуск по болезни (на основании  заключения военно-врачебной комиссии) производится выплата в размере  не менее одного оклада денежного  содержания.

При переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт или  территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное  образовательное учреждение профессионального  образования, срок обучения в котором  более одного года, или в связи  с передислокацией воинской части  им производятся выплаты: подъемного пособия  в размере двух окладов денежного  содержания на военнослужащего, одного оклада денежного содержания на супруга и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего — гражданина, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты.

Информация о работе Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»